Птицы и самолеты

      Эра авиации началась в тот момент, когда Создатель добавил несколько извилин первобытному человеку. В результате первобытный стал смотреть на птиц не только как объект охоты и пищу, а как на объект для подражания, т.е. стал мечтать о полёте. Ему хотелось не только получить наслаждение при полёте, но и испытывать чувство превосходства над нелетающими. Лежа на земле после сытного обеда, ковыряясь в зубах и носу и наблюдая парящих в небе птиц, он начал мечтать о том, что в полёте мог бы не только далеко заметить мамонта, стадо бизонов или саблезубого тигра, но и вражеское племя, на которое можно напасть или спастись бегством.
Можно предположить, что первые мысли и мечты о полёте возникали в голове представителя мужской части племени. Поделившись своими мыслями с верной подругой, он, возможно, получил безмолвный ответ в виде вращения указательного пальца у виска. Скорее всего в те далекие времена этот жест мог означать, что у подруги побаливала голова и она не смогла в полной мере оценить перспективность таких мыслей.
Не прошло и несколько тысяч лет, как мечты далекого предка воплотились в жизнь. Люди научились летать не только на воздушных шарах и устройствах, напоминающих крылья птиц, но и придумали поставить на них двигатели. С этого времени летательные аппараты тяжелее воздуха стали называть самолетами.
Совершенствование двигателей и форм фюзеляжа привело к увеличению скорости полёта, числа членов экипажа и пассажиров. С развитием авиации и увеличением количества самолетов возникли новые проблемы, от которых у лётчиков и особенно у конструкторов начались головные боли. Авиаторы в отличие от упомянутого выше предка стали смотреть на птиц как на своих заклятых врагов. Дело в том, что птицы стали попадать в самолёт и повреждать важнейшие элементы его конструкции. Это часто приводило к гибели экипажа и пассажиров.
Первое зарегистрированное столкновение самолёта с птицей произошло в 1912 году в США. В результаты попадания чайки в рулевое управление разбился самолёт и пилот погиб. С появлением в 50-е годы турбореактивных двигателей последствия столкновений стали более опасными, т.к. попадание одной небольшой птицы вызывает поломку лопастей, которые разрушают остальные лопасти (эффект домино) и компрессор. Наиболее опасной является фаза взлета, когда самолёт находится с полной нагрузкой и требуется полная мощность двигателей, чтобы оторваться от земли. Опасной является и фаза посадки.
На высоте до 300 м происходит 75 % всех столкновений с птицами, на высоте до 1500 м-20%, а на высоте более 1,5 км - только 5 %, хотя дикие гуси могут летать на высоте 10 км. Поэтому наибольшую угрозу для самолёта представляют птицы, обитающие возле аэродрома.
Сила удара птицы размером с чайку при скорости 320 км/час составляет 3200 кг, а при скорости 960 км/час уже 28800 кг.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) ежегодно регистрирует более 5 тысяч столкновений с птицами. Для самолетов наиболее уязвимы двигатели (на них приходится почти 50 % столкновений), лобовое стекло, крылья и рули.
Авиационные инженеры на специальных стендах испытывают самолеты на “птицестойкость”. Их обстреливают из пневмопушек птичьими тушками. Как ни странно, но результаты обстрела замороженными и мягкими тушками одинаковы. Решающими факторами являются вес и скорость. Согласно международным правилам, продавать самолеты, не прошедшие такие испытания, не разрешается. 
Если художники, поэты и композиторы, наблюдая за полётом чайки, орла или сокола, восторгаются, получают вдохновение и пишут картины, стихи и музыку, то авиационные инженеры “морщат редьку”, чешут затылки и думают - как же защитить самолет от попадания птиц или хотя бы уменьшить вероятность негативного исхода. В результате многолетней роботы над этой проблемой возникла авиационная орнитология – наука, изучающая птиц, представляющих опасность для полёта воздушных судов. Основная задача этой науки - разработка комплекса мероприятий, направленных на уменьшение вероятности столкновения самолётов с птицами.
Организационные мероприятия сводятся к орнитологическому обследованию района аэродрома и прилегающих территорий, проведению инструктажей лётного состава, особенно в период миграции птиц. Устраняются условия, способствующие скоплению птиц на аэродроме (скашивается трава, вырубаются кустарники), устанавливаются заграждающие сети, применяются отпугивающее средства (акустические приборы, воспроизводящее тревожные крики птиц или крики хищников, пиротехнические средства и специальные ракеты).
В последние время на больших аэродромах стали применять дрессированных ястребов и даже механические радиоуправляемые модели этих хищников. Ястреб – тетеревятник эффективно отпугивает ворон, а ястреб – перепелятник наводит ужас на воробьёв и других мелких птиц.
Что касается конструктивных мероприятий, то тут достижений не очень много. Авиационные инженеры умеют защищать самолет от высокоточного оружия, а вот от птиц пока эффективной защиты не найдено. Дилетанты предлагают, например, ставить специальные защитные сетки на воздухозаборники. Но они не знают, что птица может пробить в крыльях сквозные отверстия, не говоря уже о сетках. Кроме того, сетки затрудняют прохождение воздуха в двигатель.
Недавно произошел инцидент на авиабазе ВВС США в штате Делавэр. Стратегический самолет влетел в стаю канадских гусей и получил серьезные повреждения двигателя. Экипажу удалось вернуться на свой аэродром, но ремонт обошелся в 1 млн долларов. Стоимость ремонта наших самолётов оставим за кадром.
В 2005 году неизвестная птица попыталась “протаранить” космический корабль “Дискавери”, взлетавший с космодрома. Но столь серьезный объект оказался пернатой “не по зубам”.
Не так давно в близи аэропорта Домодедово сразу после взлета рухнул грузовой самолёт. Как было установлено, причиной аварии стало попадание птиц сразу в два двигателя.
В 2010 году на нашем аэродроме во время полёта учебного реактивного
 самолёта в него попал гусь. Как рассказывают очевидцы, от стаи гусей отделился “охранник” и атаковал самолёт, который затем благополучно совершил посадку, но ремонт оказался очень дорогим. Однажды в теплый июльский день, когда автор этих слов проводил занятие на командном пункте с будущими крупными авиационными специалистами (пусть Родина надеется!), произошло столкновение орла с вертолётом. В результате полностью выбито стекло слева от командира экипажа. Никто не пострадал, а вертолет на следующий день участвовал в полётах.
Таким образом можно сделать вывод о том, что абсолютно эффективных мер защиты от столкновений с птицами пока не найдено, поэтому садясь в самолёт надейтесь, что авиационная орнитологическая служба работает хорошо, а у самих птиц нет никакого желания в этот момент полетать перед вашим самолётом.
               
               


Рецензии