История Тамани часть 41

М.Ю. Лермонтов на Таманском берегу.

Взгляд на нравственность: черноморец ленив, ходить в церковь на молитву, он любит соблюдать праздники, но это празднество его состоит в прекращении работ хозяйственных. И только ему более присуща мысль, что грех работать в праздник, нежели что ещё грешнее – проводить праздник в пустословии, вместо молитвы. В этом его трудно разуверить, а причина этого – природная лень. За всем тем, пост соблюдается довольно строго. Редко случается, чтобы в госпиталях приказания доктора не соблюдать пост исполнялись больными, так же и в походах, и на станциях, по кордонам посты строго соблюдались. Это главная, кажется, добродетель по понятиям черноморцев! Распутство – порок, тоже мало известный. Воровству не многие наклонны, разве те только, которые вынесли этот порок, как удальство из Запорожья по наследству. Впрочем, двери дома вы можете оставить незапертыми, домашний скарб ваш будет в целости, хотя вы будете работать на поле несколько дней. Если что подвергается опасности, то это домашний скот. Что касается страннолюбия, можно сказать в похвалу черноморцев, что странник проездом через этот край не войдёт в большие издержки, эта патриархальная черта присуща черноморцам. Черноморец, вообще говоря, добр, честен, набожен...» (43). По инициативе Просветителя ЧКВ, поэта, историка, директора войсковой гимназии, войскового протоиерея К.В. Россинского, насобиравшего за несколько лет десятки тысяч рублей, в 1812 г. в Тамани было открыто Приходское Училище. Учителем в этой низшей гос. школе был назначен один из студентов Харьковского университета.

Средства в дар Приходским училищам в Таманском, Щербиновском, Брюховецком и Григорьевском куренях также представил наличными в сумме 6500 руб. благотворитель Курский 1-й гильдии купеческий сын Сергей Васильевич Антимонов. История Щербиновского приходского училища тесно связана с именами Россинского, усилиями которого оно и открылось в 1812 г., наряду с двумя другими первыми училищами Черномории в станицах Таманской и Брюховецкой, и Якова Мишковского, автора незавершённой историко-героической поэмы «Харко, запорозький кошовий». Училища, которые открывались в Роговском курене и Темрюке в 1817, 1818 гг., а также в Медведовском, Кущёвском, Пластуновском, Леушковском и др. в 1819 г., содержались частью на общественные средства, частью же на суммы, собираемые при церквях. В 1819 г. в Таманском курене учителем стал казак Базилевич-Калитанский, окончивший Киевскую духовную академию. На начало 80-х гг. XIX в. в Кубанской обл. «по удобству классов и учительских квартир, училище Таманское и Кущёвское принадлежит к числу лучших в области». В начале XX века в Таманском мужском училище с 5-летним курсом образования обучалось 220 чел., кроме того функционировали раздельные учебные заведения для мальчиков и девочек, а также смешанное. Все они были начальными школами, с общим числом 450 детей. В 1827 г. в Тамани всего насчитывался 131 двор, для сравнения - в Екатеринодаре 1341. Путь переселенцев в Черноморию был нелёгким; многие из них, особенно старики и малолетние дети, умерли в дороге, а других смерть настигла уже на берегах Кубани.

Как ни был трудным путь, но жизнь переселенцев, особенно в первые годы, оказалась ещё тяжелее. Неурожаи, постоянная угроза нападения со стороны горцев, болезни - стали причиной чрезвычайно высокой смертности. В переписи 1835 г. против каждой третьей фамилии стоит запись «умер (умерла) в 1821, 1822, 1823-ем...» Некоторые семьи, не вынеся тягот и лишений приграничной жизни, убегали из селения. Обычно подавался в бега сначала глава семьи, а через год-два за ним следовала и его семья. Военная обстановка, близкое соседство закубанцев, угрожавшее ежеминутным вторжением, вынуждали жителей быть всегда наготове. Крытые камышом и соломой, длинные хаты выходили глухой стеной на улицу и всегда имели два выхода. На ночь, со слов старожилов, некоторые дальновидные хозяева в сени заводили свинью и привязывали у двери. В случае ночной атаки черкесов, именно через эту дверь семья выбегала на улицу или во двор. Казаки были убеждены, что нападавшие, услышав хрюканье свиньи, через эту дверь в хату не сунутся. Больших огородов и садов при хатах в то время не было; дома теснились на небольшом возвышенном месте, которое замыкали глухие переулки. Ненастными осенними и зимними ночами на станицу наваливались тяжёлые сумерки, и казалось, всё в ней вымирало до самого рассвета. Лишь в свете проглядывавшей из-за туч луны поблескивали над крышами убогих жилищ золочёные церковные кресты. Практически вся общественная и культурная жизнь станичников вращалась вокруг храма (назывался тогда молитвенным домом) и казачьего правления.

На церковной площади проводились станичные сходы, на которых решались важнейшие вопросы, выбирался атаман и судьи, проходили сборы на службу казаков из запаса, проводы на войну. В разных местах северо-западной части Таманского п-ова были обнаружены каменные орудия II в. до н.э. Это указывает на то, что в эпоху бронзы он был густо заселён и его жители были связаны с племенами Кавказа, Крыма и южнорусских степей. Основными памятниками археологии на Тамани являются античные и в меньшей степени средневековые. Таманский п-ов буквально насыщен остатками городов, поселений, крепостями, курганами, могильниками и культовыми местами. Недаром его иногда называют кубанскими Помпеями. На Тамани не менее шести античных городов укрыты мощными наслоениями более поздних эпох. Некоторые города в связи с изменением уровня моря наполовину находятся под водой. Земля Таманская известна на весь мир не только своей седой многовековой историей. Слова М.Ю. Лермонтова о Тамани прозвучали приговором - и обессмертили её. «Тамань - самый скверный городишко изо всех приморских городов России». Так начинается повесть «Тамань». Удивительная живописность, тонкий лиризм, глубокая поэтичность, точный, ясный, простой и необычайно выразительный в своей простоте язык делают произведение одним из лучших образцов русской прозы. А. Чехов о повести "Тамань" - жемчужина русской прозы. Природа этой земли, непроглядная бархатная ночь, очарование «свободной стихии» моря, быт и нравы местных жителей всё это отражено в произведении М. Лермонтова.

Таманский п-ов - это южное солнце, чистый воздух, настоянный на запахах цветущих степных трав и тёплого моря, неповторимый ландшафт с вулканическими грязевыми сопками, солёными озерами, голубыми заливами и лиманами. Зеленью плавней, стройными рядами виноградников, пшеничными полями и рисовыми чеками, степью с седым ковылём и полынью, неразгаданными тайнами и красивыми живописными легендами. Это край уютных казачьих станиц, где живут хлеборобы, виноградари, садоводы, животноводы и многие другие труженики. Первые возделанные поля в низовьях Кубани появляются около 200 лет назад. Основная часть земельных угодий принадлежала казачьему сословию. Пшеница была главной культурой. Для личного потребления сеяли гречиху, горох, фасоль, бобы. С увеличением поголовья лошадей расширялись посевы ячменя и овса. Из масляничных культур выращивались конопля, лён, подсолнечник, горчица. В начале XX в. стали разводить табак, завезённый сюда греками. Появились и первые виноградники. В XIX веке немало известных людей посетило Тамань. С вечера 13 по утро 15 августа 1820 г. здесь проездом, вместе с известным героем войны 1812 г. ген. Н.Н. Раевским и его детьми, был ссыльный поэт А.С. Пушкин. В сентябре 1825 г., направляясь к новому месту службы в Ставку Командующего Кавказским корпусом ген. А.П. Ермолова, из Керчи через Тамань, Копыл, Екатеринодар и т.д. проехал с остановкой дипломат и поэт А.С. Грибоедов. Чуть позже в Усть-Лабинской крепости, он встречается с ген. А.А. Вельяминовым и впоследствии участвует в походе его отряда против закубанских горцев.

Грибоедов проявлял постоянный интерес к истории Кубани и Тамани. Здесь о двух известных таманцах: в составе 1-го пешего полка 14 мая 1828 г. при бомбардировке крепости Силистрии был убит сотник Лев Семёнович Паливода; 6 июня 1828 г. в составе Хоперского казачьего полка убит в битве с горцами, у местечка Учкуль, есаул Попов Александр Афанасьевич. В этот же день около 3 тыс. горских всадников под предводительством турка Магомет-Али появились на левом берегу Кубани против станицы Баталпашинской. Казаки во главе с подполковником Родионовым не смогли задержать черкесское ополчение, и горцы сожгли селение Незлобное. Здесь произошло сражение между казаками (1100 чел. при 5 орудиях) и черкесами. Родионов и несколько офицеров были убиты. Руководство перешло к командиру Хоперского полка майору Канивальскому. С четырьмя сотнями хоперцев он так стремительно обрушился на главные силы неприятеля, что горцы не выдержали и обратились в бегство. После восстаний декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. и Черниговского полка на Украине с 29 декабря 1825 г. по 3 января 1826 г., царизм жестоко подавил эти выступления и расправился с их участниками. Пять руководителей и активистов были 13 июля 1826 г. повешены. 121 декабриста сослали в Сибирь на каторжные работы или в дальние гарнизоны - с лишением дворянства, чинов, наград и почестей. На Кавказ, где разворачивались события затяжной войны, Николай I переместил более ста декабристов и «прикосновенных» к ним лиц. С Кубанью оказались связанными судьбы 36 «первенцев свободы».

Продолжение следует в части  42                http://proza.ru/2020/12/23/742 


Рецензии