6. Павел Лунгин - Режиссура и философия кино

ПАВЕЛ ЛУНГИН
(после просмотра фильма "Свадьба")

Фильм - это всегда ответ. Мне не нравилось, как изображается провинция. Я видел фальшь. Я приехал в Липки под Тулой снимать драму.  Оказалось, что реальная жизнь не укладывается в придуманные рамки. Живут бедно, но достойно.

Одни режиссёры инсценируют диалоги, панорама по стенам... Другие - создают мир. И он становится большей правдой, чем правда. А я - накапливаю, утяжеляю. Актёры должны быть не совсем комфортные.  Актёр сел. Со вкусом закурил... Думает. У меня не так. Пытаюсь создать процесс, чтобы он не думал. Процесс - это течение жизни и актёру нужно выживать.
 
Главное - не играть. Игра исключается. А актёры хотят играть. Например, тракториста. Снимите вальяжность изображения. создайте интенсивную и неожиданную среду. Чтобы они жили на 120%. Так мы раскручивали актёров, не давали им перевоплощаться.

Лужа грязная, но мгновенным светом она может отразить высокое - Луну.

Я советую создавать какую-то ситуацию. Искать психофизику. Чтобы зрители сразу въехали.

Я считаю актёров хорошими. И пытаюсь давать им силу. Люблю и этим пытаюсь его поднять. Солнечным сплетением, а не головой.

В хаосе жизни нужно организовать некий мир. Берите неизвестных актёров. После вспышки симпатии.

Актёр все-таки ленив. Любит штампы, повторять себя. На самом деле нужно искать личность. Кино - это не театр.

О моём фильме "Свадьба".
Я героев постоянно оправдываю. На плохих и хороших не делю. Как в человеке просыпается душа. Нужно ответить на вопрос, почему человек совершает поступки, которые не приносят ему выгоды? Для меня это главная тема. Я не вижу ни злодеев, ни праведников. Я вижу, как люди мечутся между полюсами, падают и поднимаются. И это тонкая материя.

Зритель должен себя отождествить с героем. Думать, что он такой-же и идти за ним. Эта идеология отличается от американского кино. У них расставлены акценты. У них - все ясно - вот плохой, вот хороший.  Им тяжело ощущать почему человек борется сам с собой. А у нас ничего этого нет - мы копаем душу, экспортируем копание и продаём. Для коммерческих фильмов так, конечно же, делать нельзя.

Вопрос из зала: У вас есть стратегия. Что Вам хочется дальше делать?
Ответ. Я сделал "Блюз" и полгода меня к режиссуре не подпускали. Я сидел в приёмных... Потом началась перестройка. Случайно иностранцы в 89 г. скупали картины и купили мой сценарий. А Мосфильм расторг со мной договор. И вдруг мне звонит продюсер из Франции. Фильм получил успех. Потом дали ещё заказ. И я потому и не эмигрирую. Сам не понимаю, как это получается. Деньги из Франции, а снимаю что хочу.

Стратегии нет. Просто я занимаюсь тем, что интересно. Жанр приходит потом. А вначале сгусток боли и интерес.

Хочу снять "Олигарх", о возникновении капитала, о дружбе, свободе. Макро фильм. Но есть проблема. Как делать кино для всех. Как не делать русские фильмы.

Я не люблю эстетическое кино. Вы все живете под проклятьем Тарковского. Эстетизм - это метафорический язык в условиях цензуры. А Вы попробуйте снять не красиво. Чтобы царапало. Люди часто оценивают генерируемую "красоту" как покупной товар.

В каждом лице есть тайна. Ищите её.

В свадьбе я перемешал актёров с жителями городка. Создалась интересная ситуация. Незанятые актёры приезжали просто так. Музыка, песни... шли от местных. Люди приглашали нас к себе, пытались что-то отдать. А город - лопается от желания жить. В Москве ничего этого не было бы.

Режиссура - это менеджеры, вынимающие что-то из людей. Любой капиталист - это режиссёр. У Вас каждого есть свой ход. Найдите в себе свой удар, который вынимает из человека то, что Вам нужно.

Пример Маши. На ступеньках, когда он тащит её, всё наконец раскрывается об их жизни и обстоятельствах. А иначе добиться реалистичности не удавалось.
Олигарха нельзя сыграть.

Перемешивание актёров и неактёров полезно. Неактёры не играют, а живут фильмом. Актёры начинают тянуться за ними.
Я не верю ни в какую систему. Главное - чувство правды и верьте себе и ничего не бойтесь. А актёры - испорченные дети, которые отзываются только на любовь. Петя Зайченко - из Волгоградской консерватории. Не мог войти в сцену без того, чтобы не жевать. Я ему говорил, что он - камень, кирпич. И он сыграл прекрасно. А потом ничего не сыграл.

На Западе - сценарий - это финансовый документ, по которому дают деньги. Сценарии читают финансисты, в банках, продюсеры.

Голос из зала: “мне хотелось уйти из кинозала почти в середине. Вы показали людей как быдло. И просвета я не увидел. Не кажется ли Вам, что есть перебор. Кажется, что Вы не любите нашу страну. Ненавидите её.
Ответ. Нужно забыть, что кто-то не любит страну... Это наследство советское. Страна - это место для житья....
   
Я репетирую раз, два ... и лишь потом возникает правда.
Снимайте на видео. Разговоры о зерне, качестве... ничего не стоят. Окуните актёра в толпу, и он станет таким же, как все. В массовых сценах пытайтесь создать доверительную атмосферу, заинтересовать людей.

Главное - сценарий. Это основа. Энергетические сгустки. Сценарий можно сделать чуть лучше, можно испортить. Но он - главное. А диалоги хорошо пишут те, кто не пишет сценарии. Актёры часто вмешиваются. Но не поддавайтесь. Диалоги уточняются. Но 70 % фильма - изображение.

Меня интересуют судьбы "маленьких" людей. Они делают поступки... Таксист постепенно стал главным в фильме "Таксист плюс". Я понял, что люди не хотят свободы. А в "Свадьбе" я понял, что никакой катастрофы нет. Что все живут как хотят. Папа - это папа. А мама - мама.

Интересный сценарий всегда могут поддержать на Западе. Снимание кино - это абсолютно реально. Нужно говорить о себе, о своём времени. Не Голливуд. А небольшие деньги на пронзительный фильм. Быть интересными за счёт правды. Без спецэффектов, кинозвёзд. Этим путём можно идти. Снимают своих приятелей, с которыми учился...
"Свадьба" обошлась в 1 млн.$. Большая часть - на перезапись и монтаж.


Рецензии