Проблемы сохранения раритетной ж-д техники

Или серьёзная статья на тему "Железнодорожный музей. Сегодняшние проблемы".

В настоящее время в России достаточно развито музейное дело в области транспортной техники, и в частности — железнодорожной. Существует целый ряд железнодорожных музеев, например, Музей Московской железной дороги, Центральный музей железнодорожной техники и другие. В них достаточно широко представлена отечественная железнодорожная техника различных времён, начиная с конца XIX века. Музеи обеспечивают её демонстрацию и сохранение. Осуществляются реставрация и восстановление ряда музейных экспонатов вплоть до рабочего состояния, в том числе для ретро-поездок. На железнодорожном транспорте существует достаточно много локомотивов-памятников при станциях, локомотивных и вагонных депо.

В то же время в сфере сохранения раритетной железнодорожной техники наглядно наблюдается ряд проблем, возникающих по различным причинам и затрудняющих полноценное сохранение такой техники. Рассмотрим эти проблемы и возможные пути их решения подробнее.

ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ТЕХНИКИ ОТ АТМОСФЕРНЫХ ОСАДКОВ

Большинство отечественных железнодорожных музеев расположены под открытым небом. В настоящее время только в Центральном музее железнодорожной техники часть наиболее ценных экспонатов расположена внутри здания, под крышей. Поэтому железнодорожная техника в музеях подвергается воздействию перепадов температур, влаги и атмосферных осадков. Это резко ухудшает внешнее состояние техники, способствует её ржавлению, гниению, переходу в неработоспособное и неремонтопригодное состояние. Кроме того, при отсутствии своевременного ухода (например, за состоянием крыш подвижного состава) ещё быстрее ухудшается внутреннее состояние техники. В конечном итоге ухудшается внешний и внутренний облик техники, утрачиваются её многие уникальные элементы, а последующая реставрация техники требует намного больших затрат.

Данная проблема особенно актуальна для подвижного состава, установленного в качестве памятников, т.к. большинство локомотивов-памятников находятся под открытым небом.

Для предотвращения подобного разрушения наиболее целесообразно размещение подвижного состава в специальных закрытых помещениях, по примеру ряда зарубежных железнодорожных музеев. Возможное временное решение для существующих музеев — возведение крыш над железнодорожными путями, уменьшающих воздействие на экспонаты влаги и атмосферных осадков.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ОБЛИКА ТЕХНИКИ

Нередко в железнодорожных музеях происходит сохранение лишь внешнего облика техники, чаще всего путём покраски. В то же время внутреннее и подвагонное оборудование часто остаётся без своевременной протирки, покраски и т. д. Это не способствует как улучшению внешнего и внутреннего вида техники, так и её сохранению в целом. С целью экономии средств нередко нарушается технология покраски — например, без зачистки от старой краски и т. д. При воздействии атмосферных осадков в этом случае состояние техники ухудшается ещё больше.

На железнодорожной технике, установленной в качестве памятников, сохранение внутреннего облика, как правило, вообще не осуществляется, что резко ухудшает её состояние. Поэтому для сохранения и внешнего, и внутреннего облика техники необходимы: регулярный осмотр её состояния, хорошо организованная система покраски, заделки щелей, ликвидации протечек и т.д.

ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ РАРИТЕТНОЙ ТЕХНИКИ ОТ РАЗГРАБЛЕНИЯ

Зачастую экспонаты железнодорожных музеев подвергаются систематическому разграблению. В первую очередь похищают детали из цветных металлов для последующей сдачи в металлолом, ценное оборудование (для его последующего использования или перепродажи), раритетные исторические элементы (например, заводские таблички — для их последующего коллекционирования и перепродажи). В результате также ухушается внешний и внутренний вид техники, затрудняется (в ряде случаем становится невозможным) её восстановление.

Это говорит об отсутствии в музеях хорошо организованной защиты техники от несанкционированного доступа, в первую очередь в нерабочее время. Для предотвращения разграбления техники необходимо:

Во-первых, исключение несанкционированного доступа внутрь техники — например, путём установки надёжных замков;

Во-вторых, постоянный контроль за состоянием техники, в особенности в нерабочее время музеев — путём регулярного обхода музеев сотрудниками охраны, регулярного видеонаблюдения, установки охранной сигнализации и т.д.

Также наиболее целесообразно, в добавление к вышеперечисленным мерам, размещение железнодорожной техники в специальных закрытых помещениях, что затруднит несанкционированный доступ к ней. Целесообразно и ужесточение ответственности за разграбление музейной техники, в том числе уникальной. Проблема защиты техники от разграбления также особенно актуальна для локомотивов-памятников, которые зачастую вообще не охраняются.

ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКТНОГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНИКИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МУЗЕИ

Многие образцы техники поступают в железнодорожные музеи в значительно разукомплектованном состоянии. В них отсутствуют многие элементы оборудования, в первую очередь из цветных металлов. Зачастую это осуществляется на этапе подготовки техники к передаче в железнодорожный музей и, как правило, происходит в депо либо на базах запаса с целью пополнения запасных частей, ценного оборудования, деталей из цветных металлов и т.д. Разукомплектация исключает сохранение полного — и внешнего, и внутреннего — облика техники, затрудняет её реставрацию, в т. ч. до работоспособного состояния (в то время как основная функция музеев заключаются в сохранении реального облика техники, и не только внешнего).

Для решения этой проблемы наиболее целесообразно ужесточение требований к состоянию железнодорожной техники, поступающей в железнодорожные музеи. С целью сохранения полного облика техники для истории её состояние должно быть максимально комплектным.

ПРОБЛЕМА РЕСТАВРАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ

В настоящее время в отечественных железнодорожных музеях в незначительном объёме ведётся реставрация внутреннего облика электровозов, тепловозов и мотор-вагонного подвижного состава (МВПС), несмотря на усилия отдельных энтузиастов сохранения техники. Это связано с недостаточным финансированием музеев, позицией их руководства, незначительной поддержкой музеев со стороны руководства железных дорог, локомотивных и вагонных депо. В результате большинство экспонатов железнодорожных музеев находится в некомплектном, неисправном, неработоспособном состоянии, что не способствует их сохранению для истории.

В ряде случаев осуществляется реставрация подвижного состава на уровне существующих депо, но зачастую полноценной её назвать трудно. Так, для замены оборудования, выработавшего свой ресурс, используется функционально аналогичное, но уже современное оборудование, что нельзя назвать реставрацией с сохранением полноценного облика.

Если эту проблему невозможно решить на уровне существующих музеев, то необходимо создавать для этого специализированные организации, «ретро-депо», либо использовать возможности существующих. Ряд депо занимаются поддержанием ретро-серий подвижного состава в рабочем состоянии, например, депо «Подмосковная» в Москве. Тем не менее, к таким депо в настоящее время приписаны только паровозы. По имеющимся сведениям, специализированных депо, занимающихся поддержанием в рабочем состоянии ретро-серий электровозов, тепловозов и МВПС не существует. В то время как сохранение отдельных образцов ретро-электровозов и тепловозов в рабочем состоянии активно практикуется, в частности, в ряде депо стран Западной Европы.

Создание подобных депо (даже на базе имеющихся ретро-депо или музеев) могло бы решить целый ряд проблем, например, проблему полноценного сохранения исторической техники, её поддержания в полностью комплектном и рабочем состоянии. Это решило бы и проблемы сохранения такой техники для выставок и парадов ретро-поездов, киносъёмок. В отдельных случаях наличие действующих образцов такой техники может быть наглядным примером тех или иных технических решений, что было бы полезно для инженеров и конструкторов сегодняшнего дня. Не говоря уже о том, что многим любителям подвижного состава и его истории было бы интересно наблюдать действующие образцы ретро-серий электровозов, тепловозов и МВПС, а возможно, и принять участие в сохранении такой техники.

Один из возможных вариантов реализации подобного депо — создание системы закрытых помещений (ангаров) для исторического подвижного состава — как для его отстоя и демонстрации, так и для технического обслуживания и ремонта. В составе подобного комплекса также целесообразны: архив документации по подвижному составу, система ремонтных цехов и мастерских по изготовлению оборудования, склады инвентаря и запасных частей, учебный центр для подготовки необходимых кадров, центр по проведению экскурсий. В перспективе на базе подобных организаций было бы возможно и полноценное восстановление полностью утраченных образцов раритетной техники на основе существующей документации.

ПРОБЛЕМА ПОПОЛНЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МУЗЕЕВ

В настоящее время большинство железнодорожных музеев не пополняется другими образцами исторической техники, несмотря на их наличие. Например, в 2017 году была списана на металлолом единственная уцелевшая секция электровоза ВЛ86ф-001, несмотря на возможность её сохранения в музее. Не ведётся сохранение в музеях и серий подвижного состава, выводимых из эксплуатации в настоящее время. Примером могут быть электропоезда серий ЭР2, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭМ2, электровозы серии ЧС2, ЧС2Т, ЧС8, ЧС7, ЧС6, ЧС200, ВЛ10 и ряд других.

Отчасти данная проблема связана с тем, что для поступления новой ретро-техники не ведётся ни расширение площадей существующих, ни создание новых железнодорожных музеев, что связано со значительными затратами средств без возможности получения значительной прибыли. Тем не менее, с целью сохранения для истории образцов железнодорожной техники, выводимой из эксплуатации, необходимо создание площадей для её размещения. Это возможно либо путём расширения существующих музеев (ретро-депо), либо путём создания новых, либо путём создания специализированных баз запаса.

Подводя итоги, отметим, что для полноценного сохранения исторической железнодорожной техники (в т.ч. в музеях) в настоящее время НЕОБХОДИМ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ:

1) поддержание существующего состояния техники, её защита от разграбления и атмосферных осадков;

2) её своевременная реставрация, сохранение в полностью комплектном, работоспособном и исправном состоянии;

3) своевременное пополнение железнодорожных музеев техникой, выводимой из эксплуатации;

4) расширение финансирования музейного дела в области железнодорожной техники;

5) повышение существующих требований к сохранению подобной техники;

6) расширение возможностей организаций, занимающихся сохранением железнодорожной ретро-техники.

Все вышеперечисленные меры позволят ОБЕСПЕЧИТЬ:

1) полноценное сохранение исторической железнодорожной техники для будущих поколений;

2) наглядную демонстрацию подобной техники, в т. ч. в полностью исправном состоянии;

3) расширение культуры в области истории железнодорожного транспорта;

4) возможность проведения фото- и киносъёмок действующей железнодорожной техники;

5) возможность изучения инженерно-техническим персоналом и любителями железных дорог технических решений железнодорожной техники на примере наглядных действующих образцов, исследования их характеристик.

Таким образом, одной из задач железнодорожного транспорта в настоящее время должно быть и полноценное сохранение образцов исторической железнодорожной техники для будущих поколений. Это относится ко всем видам железнодорожной техники, и не только к паровозам. Относится как к её внешнему, так и к её внутреннему состоянию, к её комплектности и работоспособности.


Рецензии