Человек с дозиметром - часть 9 - РадиоЭкология

Предыдущая часть:
http://proza.ru/2021/01/09/1879
===============
    Вкратце хочу упомянуть о черепно-мозговой травме, полученной мною на студенческих работах в начале 2-го учебного года. Тогда я "провалялся" в больнице 3 недели. При этом пришлось сделать рентгеновский снимок головы в нескольких проекциях, что добавило около 10-15 бэр. Это доза допустимого аварийного облучения населения (разового), при котором не наблюдается заметных изменений в органах и тканях. Думаю, что непропорциональные процедуры "Д'арсонваль" (разряды высокочастотного высоковольтного тока, прописанные мне "для восстановления кровообращения и предотвращения тромбов") нанесли впоследствии больше вреда, чем пользы.

    После травмы я продолжил интенсивную учёбу в институте, получив под Новый Год путёвку в отраслевой санаторий-профилакторий. Там я отдыхал, поправляя здоровье, без отрыва от учебного процесса. Третий семестр удалось вытянуть на повышенную стипендию благодаря пятёрке по одному предмету, в который я вложил массу усилий и компьютерного времени. Все остальные предметы я сдал на "хорошо".

    С началом 4-го семестра появился целый ряд новых "зачётных" предметов. Одним из них была "Радиационная Экология", цель которой была поставить народному хозяйству квалифицированных специалистов в этой области. Я в это время учился в группе МП-21, со специализацией на микропроцессорной технике. Времени было "в обрез" и на все предметы его катастрофически не хватало. Приходилось прибегать к помощи компьютеров всё больше и больше. К примеру, расчёт трансформатора из курсового проекта по Электрическим Машинам мы (группа компьютерных "гениев") произвели при помощи программы. В "Радиационной Экологии" такой автоматизацией не пахло. Нашу группу разделили на бригады по 3-5 человек по количеству оборудования в лаборатории. Каждое новое занятие надо было проводить очередную лабораторную работу на новом стенде...

    В первое занятие нам выпала лабораторная под названием "Экспоненциальный закон распределения элементарных частиц, при прохождении их через воздух". Я внимательно прочитал методичку дома, подготовившись по всем правилам и уделив особое внимание деталям. Исходя из прочитанного, нашей бригаде предстояло исследовать нормальный или экспоненциальный закон, имея источник альфа-частиц и счётчик Гейгера при изменении величины воздушного зазора между ними. Всё было предельно понятно, но оказалось, что существует ещё и методичка по проведению опыта с кафедры, с которой надо было также ознакомиться. Я "рвался в бой" и довольно близко поднёс свой указательный палец к источнику излучения. В кости пальца, под ногтем, сильно закололо, как если бы палец оказался зажатым дверью. Я убрал его подальше, эффект "тисков" исчез. Что за @рунда? Ведь альфа-частицы не могут проникнуть так глубоко, а именно - достигнуть кости под ногтем! Я взял в руки методичку с кафедры с описанием опыта и стал внимательно читать. Оказалось, что лабораторный источник излучает не альфа-частицы а гамма-кванты. Это всё меняло! Я обратился со своей находкой к преподавателю (с которым мы когда-то ездили на "агитацию"). Тот одел очки и стал разбираться с написанным. Даже сходил на кафедру и вернулся. Когда он понял, что ничего не понял, то спросил у меня, какая между ними разница. Я ответил, что при работе с альфа-источником было бы достаточно обычных перчаток для защиты, а в случае с гамма-фотонами даже стенки из свинца недостаточно. Пробормотав под нос нечто вроде "этот Смолянский вечно делает проблемы", преподаватель спешно собрал свои вещи в дипломат и быстрым шагом покинул лабораторию. Заглянув в будущее, скажу, что больше он не появился ни на одном нашем занятии по этому предмету.

    Ребята из моей бригады тогда пошутили: "Генерал дезертировал с поля боя, надо принимать командование на себя". Я сказал, что не буду делать опыт, пока не будет соответствующих средств защиты. Один из пошутивших ответил, что ребята уже обо всём договорились: надо хорошо сделать одну лабораторную и поделиться ею с другими бригадами, получив взамен все остальные работы. В числовые данные опытов вносились среднестатистические отклонения, придававшие отчётам аутентичный вид. Высвободившееся время предполагалось использовать для других предметов. Идея эта мне понравилась, и я был вынужден согласиться на подобную студенческую "пирамиду".

    Не стоит сомневаться, что я сделал "первую" лабораторную от всей души, получив чёткую экспоненциальную зависимость на конечном графике. Ребята из других бригад также работали с реальными источниками излучения. Так, например, измерявшие загрязнение почвы из 30-км зоны, выбросили её за окно после снятия показаний. Я пытался объяснить им, что так нельзя было делать, но меня никто тогда не послушал...

    Совсем недавно я вычитал в одной заумной книжке про Чернобыль, что поглощённые дозы излучений различных типов вызывают неравнозначный биологический эффект. Принято считать, что биологическая эффективность альфа-частиц и тяжёлых ядер отдачи в 20 раз выше, а нейтронов и протонов с энергией меньше 10 МэВ - в 10 раз выше, чем рентгеновского и гамма-излучения. Таким образом, с точки зрения влияния на здоровье, нам в институте предоставили наиболее безопасные источники излучения. Невольно вспомнилось: "Всё лучшее - детям!" (простите за чёрный юмор). :-)
==========================
Использованная литература:
В.П.Антонов. "Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье". Общество "Знание" Украинской ССР. Киев. 1989. с.21-22.
====================
Следующая часть:
http://proza.ru/2021/02/17/1167


Рецензии