7. Николай Изволов - Документалистика. Эсфирь Шуб

Цикл лекция педагогов ВКСР. 11.06.2001
Киновед Изволов о документалисте Эсфирь Шуб. История документального кино.

        Эсфирь Шуб родом  из Черниговской губернии. В революцию училась на курсах в Москве. Вокруг неё преобладала академическая профессорская публика. Славилась школа пролетарских поэтов. Андрей Белый рассказывал как читать стихи. Всё было демократично, везде свободный вход...

        В 18 году в Москву переехало Правительство и театральный отдел Наркомпроса во главе с Меерхольдом.  Эсфирь, не имея образования, пошла в отдел к творческим людям просить работу. Это было в здание Метрополя. На верхотуре студенты показывали на крыше стойку, а Фэрбенкс, американский актёр, играл с дублёрами.

Ей предложили делать стенограммы на обсуждениях. Позже она перевелась в киноведческий отдел. Был НЭП, процветал авангард, появились частные прокатные конторы - это было время расцвета документального кино (Вертов...)

Она занялась монтажом фильмов. Делали это обычные девушки ножницами. Второсортная профессия. Но она догадалась делать монтажные фильмы из старой хроники. А до этого были видовые, игровые, хроника...  (см. мою книгу "Крупным планом").

Создались объединения - Левый фронт (ЛЕФ). В них собиралась авангардная молодёжь. Известным был Алексей Ган. Революционный порыв угасал. Многие понимали наступление сталинизма. Ган исчез. Его видели во Владивостоке сумасшедшим, который говорил всё что хотел. Говорят, в 30-х он погиб от рук советской власти.

        Появлялась советская цензура - например длинные титры с объяснениями, или перемонтаж известных. Это делал даже Эйзенштейн. После перемонтажа фильм нельзя было узнать.

        Эсфирь оставалась известной как перемонтажница фильмов.
1927 год, юбилей. Новый тип фильма "Великий путь". Идеологии ЛЕФа соответствовал тот взгляд, что буржуазное чувственное кино неприемлемо, а история как есть, с комментариями допустима и актуальна ("Падение династии Романовых").

Есть теория Пырьева. "Задача режиссёра - окружить себя талантами и заставить работать их на себя". Но чаще  - по иному. Либо помощники корыстны, либо не хотят на тебя работать, поэтому многие работали в паре.
 
Эсфири повезло. Она встретилась с Цейтлиным. Тот обладал талантом сценариста. В Красногорске создался архив и Цейтлин там работал. Они нашли ещё и архивы "Амторга", "Зимнего" и другие.
 
В 30-е годы она сделала фильм о войне в Испании из материала, добытого в разных странах. Это был её последний революционный фильм. Но ощущается ограничения времени.

В определении жанра монтажных фильмов тех времён из старой хроники нет единства. Степень исторической достоверности или авторская принадлежность этих фильмов спорны.  Часта путаница дат. Известно, например, как выглядел Смольный через 2 дня после его захвата. Но для опознания лучше изучать детали и предметы. Например, демонстрации - 15 год или 25?

Именно документальное кино часто вводило в заблуждение, так как допускалось сильное вмешательство режиссёра при монтаже. В США, например, картинки подбирали под заготовленный текст. Связок изображений было мало. Была путаница.
 
Начало 2-й мировой войны снимали во многих странах. Но когда материалы попали к американцам, стало ясно, что из одних тех же кадров можно делать фильмы противоположного смысла в пропагандистском смысле.

Судьба Эсфири благополучна. В 50-х годах она была признана классиком. Но её фильмы последних лет были убогими (" Музей подарков Сталина" и т. п.)


Рецензии