О, Индия! Образ далёкой страны

 Со  времени, когда тверский купец Аанасий Никитин открыл для русских Индию минуло пять веков. А Е.Блаватская и семья Рерихов в прошлом веке установили с ней духовную связь, открыв сокровищницу этой удивительной страны.

 Невероятно, но существует некое духовное родство, общность корней во взаимном тяготении столь непохожих цивилизаций. Я почувствовала какую-то необъяснимую любовь к этой стране во время моих путешествий по Индии в доброжелательности людей к нам (и это несмотря на колониальную зависимость на протяжении долгого времени от белых людей!), в очаровании прекрасных пейзажей природы, в величии храмов и дворцов и даже в достоинстве бедных и нищих жителей этой страны.

 В конце 18 века в России стали появляться сведения о классическом наследии, культуре и искусству по индийской теме, зародилась индология. Афанасий Никитин,чьи рассказы об этой стране открыли русским новый мир,стали пополняться статьями А.С. Грибоедова, а в 1835 году А.С. Пушкин приступил к написанию "Истории Петра", где рассказывал о поисках связей царя с Индией. Денис Давыдов составил конспект по Индии вплоть до 19 века.

 В журнале "Отечественные записки" появились статьи о межрелигиозной борьбе (1839 - 1845 годы). Белинский, Герцен, князь Салтыков, записки незаслуженно забытого замечательного русского путешественника А. Г. Ротчева  приоткрыли завесу таинственности востока. Н.Г.Чернышевский,  Н.А.Добролюбов  в журнале выражали симпатию индийскому народу в борьбе за освобождение от колониальной зависимости.

 А в Индии тоже проявлялся интерес к русской культуре. В журналах "Восток", "Бхарати", "Бенгали" публиковались материалы о творчестве Л. Андреева, Ф.М.Достоевского. В бомбейской газете "Таймс оф Индия" в статье "Благородный русский" писалось, что Толстой, Чехов, художник Верещагин являются в Индии самыми популярными представителями русской культуры.

 Интересны записки русского музыканта Герасима Степановича Лебедева (1749-1817 г.), который в 1785 году отправился в Индию, овладел там бенгальским, хинди и санскритским языками и организовал в Калькутте первый индийский театр европейского типа.

 Индийские дневники Ю.Ф.Лисянского (1773-1878Г.),князя А.Д.Салтыкова (1806-1859), П.И.Пашино являются важнейшими документами по истории Индии 19 века. В них открыто выражается осуждение колониальной политики Великобритании.Незабываемый след оставил о себе   художник В.В. Верещагин. Его замечательные картины и теперь бережно хранятся в музеях Индии.

 Богатейшим источником информации об Индии периода прошлого столетия являются записки русских эмигрантов: владыки Антония Блума,  священника П.К. Портнягина, Рерихов Николая Константиновича и Елены Ивановны. Рерих (9.10.1874 - 13.12.1947), как художник показал себя "непревзойдённым мастером гор". Его циклы картин "Сиккимский путь", "Его страна", "Зарождение тайн", "Гималаи", "Майтрейя", "Учителя Востока" завораживают прикосновением к "незнаемому".
 В своём первом путешествии в Индию мы с Валентиной съездили в Кулу. В доме, где Рерих со своей семьёй прожил около тридцати лет, вдали от всякой цивилизации, но с волшебным видом на Гималаи, с горной речкой посреди соснового леса, теперь находится музей.

  Там, забытый миром, он и умер после затяжной болезни на семьдесят втором году жизни в облике бородатого тибетского ламы, погружённый в оккультное созерцание и свою мистическую живопись. Его духовным учителем был  Преподобный Сергий Радонежский, с которым он общался на энергетическом уровне. В музее мы узнали, что накануне смерти Николай Константинович сказал своей жене Елене Ивановне, создателю Агни-Йоги, что отец Сергий уже ждёт его, во сне он звал к себе с тёплой улыбкой.

 Тело Рериха было предано огню и похоронено на горе. Надпись на скале на языке индустани под знаком Знамени Мира гласит:
"На этом месте тело Махариши Николая Рериха 13 декабря 1947 года, Великого Друга Индии, вошло в сферу Огня". Не передать наши чувства, когда мы стояли у его могилы... В жизни каждого человека наступает момент (в настоящем времени, в нашем четвёртом измерении!), когда он постигает, что Пятое измерение реально!

 Что существует НЕЧТО Божественное, Вечное, Духовное, вне времени и пространства. Для Рериха это Мир Света, Мир Красоты, Мир Добра. И мы прикоснулись к этому Миру...

Многие из эмигрантов третьей волны жили некоторое время в Индии, спасаясь от советского террора. Так, Д.Соколенко обратился в посольство США  с просьбой о предоставления политического убежища во время туристической поездки в Дели. Б.Г.Бажанов, бывший секретарь Сталина, нелегально перешёл границу и добрался до Индии, где сдался английским колониальным властям.
 
 В Индии, как известно, жила и дочь Сталина Светлана Алилуева в 1967 году.Приехала она сюда на похороны своего мужа индуса, а затем с ухищрениями отбыла в США.   

 Удивительно, но в древнейших памятниках Индии  -  Ведах, хранятся сведения о арктических созвездиях, Ледовитом океане и других реалиях северных широт. Есть разительное сходство в языческих христианских обрядах с обрядами индуизма. Может быть, имеет место доисторическая общность их корней?
 Но это лишь зыбкая почва догадок... О, Индия!


Рецензии