Сорока на виселице

            «Сорока на виселице» (“De ekster op de galg”)

     Одна из последних работ Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким. Написана за год до смерти. Особо упомянута в завещании – оставлена жене, что показывает, насколько художник дорожил этой картиной.

     Роль майского дерева, под которым, усердно топоча под волынку, пляшут крестьяне, выполняет виселица. В прошлом – грозная машина смерти, сегодня, что очевидно для беспечных плясунов, --  остов, готовый развалиться. То, что мы называем «заброшкой». Привычная, примелькавшаяся деталь мирного пейзажа. «В прошлом»? – Никто не замечает очевидного, того, что это прошлое очнулось, принюхалось и ждёт отмашки… -

     Виселица, огромная, покосившаяся пустует, но сидящая на ней сорока, нажравшаяся до круглых боков, сытый стервятник, не спешит искать иного места пропитания, она подождёт. Бросается в глаза вытянутость, веретенообразность птицы, её малая схожесть с реальной, и её явное сходство с зубастыми летунами Босха, которого Брейгель в своих картинах не просто цитирует – вплавляет его монстров в свои миры.
     Виселица, помещённая в визуальный фокус и смысловой центр картины.
По сравнению с прочими деталями виселица огромна, она вроде покосилась, уже не так незыблема и грозна, как прежде – это теперь фрагмент мирного пейзажа. Но!.. Но. если приглядеться, этот великан, на, казалось бы, подкашивающихся ногах, делает явный шаг навстречу зрителю.
     Виселица сродни тем чудищам с картин Мастера Иеронимуса, к которым, как к естественным составляющим этого мира, привыкли населяющие его человечки. 
     Вокруг лобного места бушует вешнее цветение, сады словно обсыпаны белым крошевом. Внизу, до самого горизонта меж едва зазеленевших лугов вьётся река. Слева городок со спешащими по своим делам фигурками. – Мирный, умиротворяющий пейзаж, незамысловатые радости простых людей и высящаяся над всем этим грозным напоминанием виселица, хоть и покосившаяся чуток, но сработанная на века из грубо отёсанных но мощных брёвен. И крест внизу, где принималось последнее покаяние, у подножия которого приносились человеческие жертвы, как бы ни называлось сие запугивающее действо.

     Что же произошло незадолго до написания этой картины? Что такого произошло в прекрасном, многолюдном, благоустроенном и богатом городе Брюсселе? Чему стал живым свидетелем, чему ужаснулся Брейгель? Что заставило его обратиться к подобной теме? -- А произошел карательный поход герцога Альба, заработала машина смерти и устрашения. Тысячи людей были обезглавлены, колесованы, отправлены на виселицу. Тысячи людей лишились крова и куска хлеба, тысячи потеряли родных и друзей. Прекрасный, благополучный город захлебнулся в крови и задохнулся от страха.

                * * *

     Многие картина Брейгеля смыслово перекликаются друг с другом, продолжают или развивают какую-то мысль. – Для меня очевидна параллель этой картины с «Триумфом Смерти» Причём, если в «Сороке» виселица вознесена над миром, то в «Триумфе» оттеснена на периферию, туда, где уж и не всякий разглядит, да и не всякий будет рассматривать. – В том многофигурном кишении, в том торжестве пришедшего в мир ужаса, в том многообразии, в естественности и неотвратимости жестокой расправы уже не до чего-то мелкого у самого горизонта…


       


Рецензии