У истоков школьного дела

В МУЗЕЕ ДРОВОСЕЧЕНСКОЙ ШКОЛЫ ХРАНИТСЯ ФОТОГРАФИЯ, СДЕЛАННАЯ В 1912 ГОДУ. НА НЕЙ – АКИМ РОМАНОВИЧ ЕФРЕМОВ, ПАТРИАРХ ДРОВОСЕЧЕНСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА, СО СВОИМ УЧЕНИКОМ, А ВПОСЛЕДСТВИИ ПОМОЩНИКОМ ПО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЧАСТИ, ПАВЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ШЕЛАМОВЫМ.

О существовании фото было известно давно, но следы его затерялись. Путем долгих и упорных поисков снимок удалось найти в Минске, где жила дочь Шеламова – Раиса Павловна. Она и прислала землякам фотографию, отразившую благородный образ учителя церковно – приходской школы.
Школа была построена в 1882 году в центре села Дровосечное, на Поповке, рядом с Покровской церковью и кладбищем, сохранившимся до наших дней. Средства на строительство собирали прихожане из села и близ лежащих деревень. Школу могли посещать дети из семей, сделавших взнос, и то только по одному – два из двора – детишек в округе было очень много, и она никак не могла вместить всех.
В деревянном здании под железной крышей были деревянные полы. Отопление печное – грубка обогревала большую комнату без перегородок, где размещались все классы и маленькую комнату, где жил учитель. При школе были сторож, технический служащий, который поддерживал порядок и топил печь соломой.
Аким Романович пришёл в школу вскоре после её открытия и работал до 1926 года. Родом был из деревни Мисайлово. Этот грамотный, преданный своему делу, верящий в Бога человек пользовался безграничным авторитетом среди крестьян. Учитель не имел семьи. Всего себя он без остатка отдавал просвещению народа.
И тянулись в школу счастливчики – дровосеченские Филиппки из многодетных семей, которых Аким Романович в начале 20 века выводил на широкую дорогу знаний. Это они при советской власти стали первыми председателями колхозов, счетоводами, завхозами. Но основная масса выпускников школы была брошена на ликвидацию безграмотности.
В 1992 году Прасковья Андриановна Корогодина, последняя из тех, кто учился в Дровосеченской церковно – приходской школе, рассказывала об организации в ней учебного процесса: Крестьянские дети могли заниматься в школе только в свободное от полевых работ время, поэтому учебный год начинался с Покрова(14 октября) и заканчивался к Егорию(6 мая). Четырёхклассное образование было бесплатным. Учились и мальчики, и девочки с 7 – летнего возраста. Приходили и подростки. Уроки начинались с общей молитвы «Царю небесный». Мы изучали грамматику, историю, арифметику, чтение, закон Божий. Весь первый год читали букварь. Во втором – книгу по гражданскому чтению «Сеятель», также вводился церковно – славянский язык. Год за годом программа усложнялась. К концу четвертого – каждый ученик был вполне грамотным человеком: свободно читал, в том числе Библию и Псалтырь, считал, писал без ошибок. В конце учебного года хорошо успевающим детям давали похвальные грамоты. По праздникам все организованно, вместе с учителем, ходили в церковь на службу. Способные к пению ученики пели на клиросе. Не помню ни одного случая физического наказания.
После революции Акима Романовича, человека глубоко верующего, стали преследовать представители новой власти в деревне. И он уехал, говорили, что на Урал».
Сейчас можно предположить, что Ефремова тогда сослали.
Семена добра и книжной мудрости, посеянные Акимом Романовичем, попали в благодатную почву. Многие ученики пошли его стезёй – просветительства, и спустя многие годы вспоминали об учителе с трепетной благодарностью.

Боева Любовь Дмитриевна


Рецензии