Байкальские зарисовки

       Фото - единственное уцелевшее подтверждение той поездки. Из-за нерезкости его сочли бракованным, оно было отложено и не попало в общую кучу прекрасных снимков (которые пропали в 90-е годы из-за моей доверчивости).


       В июне 197... года защитила я диплом, но когда в начале июля пришла получать столь вожделенную «корочку», то узнала, что из-за каких-то накладок дипломы не готовы, и вчерашним студентам предоставляются последние в их жизни каникулы, аж до конца августа.
       Как с наибольшей пользой провести время, если на тебя сваливаются не запланированные свободные дни? Да еще в таком количестве! Знакомой дорогой я направилась в турбюро. На июль ничего интересного для себя не подобрала, а среди августовских предложений мое внимание привлекла путевка на турбазу «Байкал».

       ...Группа, сформированная в Ташкенте, спускается по трапу самолета в иркутском аэропорту. Дня 2 или 3 группа провела в Иркутске, знакомясь с местными достопримечательностями.
       Никого не хочу обидеть, но Иркутск чисто визуально мне не понравился. Деревянные домики, почерневшие от времени и осевшие в землю чуть ли не до окон, и серые панели новостроек... Даже место, где Ангара вытекает из Байкала почему-то не произвело особого впечатления. Не могу сказать, что было виной: многочисленные ли трубы промышленных предприятий, заполонившие горизонт, или общая серость пейзажа (хотя дни были очень солнечные, в пасмурные, наверное, вообще с унынием и тоской не сладила бы).
       Но вот бойкий автобусик по дороге, вьющейся среди медно-красных стволов сосен, везет группу к конечной точке – турбазе. Я не знаю насколько «молода» была турбаза, но после черно-серого Иркутска корпуса ее строений радовали глаз теплыми медово-янтарными оттенками. 

       Еще в Иркутске мы услышали, что в Байкал впадает 360 рек, речушек и ручьев. Правда, когда я спустя какое-то время решила эту цифру перепроверить, то выяснила, что не все источники информации с этой цифрой соглашались. Количество впадающих рек и ручьев колебалось от 300 до 550, из чего можно было сделать вывод, что кто-то считал даже те потоки, которые образовывались при таянии снега, а к середине лета полностью пересыхали, оставляя после себя лишь намек на русло.
       По легенде, 360 братьев несли отцу-Байкалу добытые в горах сокровища, а дочь-Ангара тайком их похитила и убежала из дома к своему любимому – богатырю Енисею. Отец и братья разгневались, затеяли, выражаясь языком молодежи, «знатный кипеш», требуя, чтобы Енисей вернул украденные сокровища, а Ангару, так и быть, пусть себе оставляет. Ангара обратилась к богам с мольбой о помощи, да не в добрый час привлекла она внимание богов к семейным разборкам. Не вдаваясь в подробности, не разбирая, кто прав, кто виноват, боги всех скопом превратили в водные потоки, а отца – в озеро (мол, негоже старику снова куда-то бежать).

       Один из таких «братьев» – Утулик – протекал в шаговой доступности от турбазы, а на другом берегу располагался поселок с таким же названием. Неудивительно, что то ли в день приезда, то ли на следующий наиболее непоседливые туристы отправились на разведку. В общем и целом, ничего интересного в поселковом магазинчике не оказалось, разве что забавная сценка развернулась.
       Пока мы стояли, изучая витрину, в магазин зашла пара местных жителей, по виду которых сразу можно было определить цель их прихода. Не ошиблись, главный вопрос: завезли ли в магазин водку? Продавщица ответила, что завезли, но пусть "робяты" не радуются, в этот раз ей подсунули такую старую, что она успела и пожелтеть и выдохнуться (то есть, потерять необходимый градус). "Робяты" потребовали показать. Продавщица черпанула из стоящего у дверей подсобки бидона и налила в пивной стакан жидкость бледно-желтого цвета. "Робяты" попробовали и удрученно признали: "Да-а. слабовато... Действительно выдохлась..."
       В голове сверкнула некая мысль, я попросила и мне налить стаканчик (маленький, не пивной). Мысль оказалась верной, это было полусухое вино, весьма приятное. Поэтому мы тут же раскошелились на 3-литровый баллон "выдохшейся водки".
       Каким образом продавщица принимала товар, что она вычитала в накладных, мы выяснять не стали, но крики и обещания начистить рыло некоему Сашке за обман, долго еще слышали за спиной.

       Байкал действительно чудо чУдное, диво дивное! Прозрачность потрясающая, водоросли видны даже на глубинах... точную цифру не назову, но на какое бы расстояние на лодках не отъезжали, дно просвечивало сквозь черно-голубую толщу. Вода обжигающе-холодная, никто из избалованных летним пеклом южан не выдерживал в ней больше 5 минут, выскакивал и тут же заворачивался в полотенце. На песчаном пляже не столько загорали, сколько наслаждались мягкостью нежаркого сибирского солнца.
       Вода и пляж – замечательно, но за 2 недели безвылазного проживания успели бы надоесть, поэтому я с не меньшим удовольствием записывалась на экскурсии.

       Одна из них – на мраморообрабатывающий завод в городке с прекрасным названием Слюдянка. Я всегда питала слабость к природным минералам. И в московском метро, и спустя 15 лет в нашем с неослабевающим интересом разглядывала гранитные, мраморные, порфиритовые и лабрадоритовые плиты с их линиями, извивами, вкраплениями. Поэтому и по Слюдянскомуу заводу ходила с почти отваливающейся челюстью, восхищаясь конечной продукцией. В качестве сувенира желающие могли взять по паре полированных мраморных плиток, размером чуть меньше тетрадного листа. Мне 2-х пластин было мало, поэтому я уговорила соседок по комнате, которые оказались равнодушны к каменной красоте, взять сувениры на мою долю. Эти пластины мне служили много лет, сначала как грузы при выполнении чертежей, потом, когда обзавелась собственным жильем, как элементы украшения интерьера, позже – средством релаксации, очень меня успокаивало разглядывание мраморной текстуры.

       Вторая экскурсия – на Байкальский целлюлозный завод - огорчила. Как бы гид не старалась объяснить, что именно сегодня произошел технологический сбой, поэтому даже после 3-ей ступени очистки, вода, сбрасываемая в озеро, далека от прозрачности (и это еще мягко сказано, на самом деле в Байкал изливалась дурно пахнущая жижа цвета графита) верилось слабо, точнее, совсем не верилось. Лукавила женщина-гид, ой, как лукавила. Я понимаю, что не она виновата в том, что ей приходилось ссылаться на технологический сбой. Какими бы легковерными экскурсанты ни были, но запах, витавший над городом и въевшийся абсолютно во все, что нам встречалось, убедительно доказывал, что жижа черно-серого цвета сливается в озеро далеко не первый день (и, скорее всего, не первый год). Спрашивается, зачем водить экскурсии именно на этот завод? Чтобы услышать ехидный вопрос: "Местным жителям насчитывают коэффициент за амбре, или они такие ароматы бесплатно вдыхают?"

       Третья экскурсия – 3-дневный поход в предгорья хребта Черского. Как, оказывается, мало в нашем языке слов, чтобы описать красоты, сопровождавшие нас весь путь. Или же я такая косноязычная, и только я не могу подобрать нужные... Хорошо, что был фотоаппарат, и я тормозила чуть ли не у каждого валуна, у каждого пня (некоторые из них были выше меня ростом). Снимала, снимала, снимала... Ощущение, что попала в зачарованный сказочный лес, и это ощущение только усиливалось на берегах небольших озерец. Таких живописных коряг и обломков сосновых стволов мне больше нигде не встречалось. Дикость и мощь природы потрясали...
       Закономерным эпилогом был перехват дыхания и чуть ли не головокружение после того, как взобралась на одну из скалистых вершин и окинула взором расстилающееся подо мной зеленовато-голубоватое хвойное море и пронзительно синеющий на горизонте Байкал... (Поверьте, головокружение было от увиденного, а не от того, что запыхалась).
       С гор спустились к берегу за несколько километров от турбазы и этот последний отрезок преодолели на лодках.

       Была еще поездка в местечко под названием Ашан. Тоже красота, дикость, нетронутость природы... Но уже начала сказываться перенасыщенность впечатлениями, и поскольку день был пасмурный, то от Ашана осталось впечатление чего-то сумрачного и неприветливого.

       Но самое поразительное открытие я совершила не очень-то и далеко от турбазы. Я обнаружила не то чтобы полянку, а такое место, где из абсолютно черной, будто гудрон, поверхности росли реденькие нежные ярко-зеленые травинки. Почва оказалась плотной и пружинистой. Точнее, ощущение пружинистости возникало только если идти. Если же остановиться и постоять какое-то время, то «гудрон» немного прогибался под весом человека, и вокруг ног собиралась лужица из воды, выступившей (выдавленной?) из почвы. Причем, вода идеально прозрачная (правда, на вкус ее попробовать я не решилась), было ощущение, что она слегка щекочет ступни. А вечером я обнаружила, что водичка обладала свойствами если не "живой", то весьма ценными для ухода - несколько минут "замачивания" ступней в этой воде оказали благотворное влияние, пяточки на диво хорошо очистились и немного смягчились. После этого я еще несколько раз босиком потоптала «гудроновую полянку» и домой уезжала с младенчески-розовыми пятками.
       Работники турбазы на мои расспросы "что это такое" просветили, что это – болото, просто подсохшее к концу лета, и чтобы я от него держалась подальше. Не дай Бог, корка проломится и кто знает, удастся ли мне выбраться. А работникам турбазы неприятности не нужны. Но я и без предупреждения в центр «полянки» не скакала, держалась поближе к границе, сама подозревала, что прогибающаяся почва может сулить неприятности.

       Недалеко от турбазы проходила ж/д магистраль. За день туда-сюда проносилось десятка полтора, если не больше, грузовых составов. И 90% перевозимого груза составляли бревна. Неудивительно, леса в Сибири много. Меня удивляло другое: почему лес везут и с востока на запад, и с запада на восток? Неужели нельзя было так организовать сбыт, чтобы исключить такие встречные перевозки? Но, кажется мне, что и сейчас, спустя столько лет, сие явление имеет место.

       Закончилось знакомство с Сибирью в Братске. Наша группа заняла весь салон небольшого самолета, «чужих» было всего 2 человека. НЕ знаю, кто затеял спор – «наши» или «не наши» - но все время полета с тех мест слышалось: «А вот у нас...» - «Да что там у вас, вы знаете, что у нас...»

       Братск мне понравился гораздо больше Иркутска, но ничего особо запоминающегося я для себя не обнаружила. Братская ГЭС – да, гигантская, объемы сотворенного впечатляют; город состоит как бы из 9 небольших городков, разделенных тайгой – коли архитекторы решили, что такой вариант наиболее оптимален, споры уже излишни, тем боле, что уже построено; троллейбусные маршруты до 70 км длиной – а как иначе при таком разделении.
       Стыд мне и позор, но в Братске я не отсняла ни одного кадра. Привезла домой набор открыток.


       Рассказывая о своих путешествиях, никогда не ставлю целью убедить кого-либо из слушателей обязательно повторить мой маршрут. Но в случае с Байкалом мои рассказы оказались столь завораживающи и вдохновляющи, что некоторые из подруг свои отпуска тоже провели на берегах Байкала (правда, на другой турбазе) и тоже с удовольствием вспоминали дни, овеянные прохладой озера.


Рецензии
Как незапланированные каникулы вылились в такую память!
Спасибо за творчество!
Сибирского здоровья и лёгкого пера,

Катерина Шатрова   31.01.2021 09:56     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв! И приглашаю время от времени заглядывать на мою страничку. Уже скоро пауза завершится, и я, впав в детство, будто девочка-отличница, вновь начну писать сочинения на тему "Как я провел лето".

Аглая Анхори   14.02.2021 11:10   Заявить о нарушении