Оттепель. Гл. 13. Дума о Диссидентстве в СССР

                МОРОЗНАЯ ОТТЕПЕЛЬ.
 
                ГЛАВА 13 .

                45. ДУМА О ДИССИДЕНТСТВЕ В СССР.

      Впервые столкнувшись с понятием "диссиденты", что на русский язык переводится  как "инакомыслящие", автор заинтересовался данным понятием и начал его анализировать. Откуда взялось это понятие, что стало его причиной, каков механизм деятельности инакомыслия и почему инакомыслия нет в США, в странах Западной Европы, а только в Советском Союзе? Проанализировав понятие на собственной судьбе, пришел к выводу, что "инакомыслие" - сугубо Советское явление. Если рассматривать это понятие в более узком значении - сугубо русское явление, т.к. языком общения в Советском Союзе был и продолжает оставаться в настоящее время - русский язык. А значит языком инакомыслия и есть русский язык. В англоязычном мире возникновение инакомыслия просто невозможно.
   
    Крамольные мысли о жизни в Советском государстве и обществе, их руководителях-коммунистах, о справедливости и несправедливости и многом другом возникли у меня еще на школьной скамье. Я много и бессистемно читал разнообразной литературы, а прочитанное примерял на себя и на окружающую меня жизнь. Сравнение было не в мою пользу и не в пользу той жизни, которой жили окружающие меня люди. Кроме книжной премудрости я стремился отовсюду поглощать знания, в которых ощущал страшный голод. Мне их так не хватало. Но вскоре я понял, что объем знаний, которые давали доступные мне книги, преподаватели в школе, а потом и в ВУЗе, оказался весьма ограниченным. Полученные через эти источники знания не только не отвечали на вопросы, возникающие в моей голове, но порождали все новые и новые. В голове роились мысли, которые я не мог даже сформулировать в словах. Мне теперь уже не хватало слов для выражения своих же собственных мыслей и чувств.
   
     В комнате студенческого общежития Харьковского педагогического института им.Григория Сковороды, где я жил на первом курсе во время учебы на историко-филологическом факультете, проживали кроме нас студентов-историков, еще студенты с филологического факультета - русского и украинского отделений. Частенько они посмеивались над моим донбасским говором.
      - Славка, на каком языке ты разговариваешь? Одно слово по-русски, другое - по-украински, третье - полслова русское, полслова украинское, четвертое - неизвестно какого туземного происхождения, а пятое - вообще матерное. В отношении ударений в словах - вообще не может быть и речи. Тарабарщина какая-то.
     Я возмущался, пытаясь защитить свой "донбасский язык".
     - Как, на каком языке? На том, на каком разговаривают у нас в многонациональном Донбассе. Сам вырос в русско-украинской семье. Главное, я считаю, чтобы люди понимали друг друга. Вы же понимаете о чем я говорю, несмотря на мой донбасский говор, хотя сами и не донбасские?
     Друзья - будущие филологи украинского языка Анатолий Гук и русского языка Александр Зубцов, все же не соглашались со мной и продолжали поучать:
     - Ты же будущий педагог. Детей будешь учить. Они же станут перенимать все твои тарабарские словечки. Поэтому ты должен овладеть правильным литературным языком, русским или украинским. Какой язык тебе роднее и ближе - русский или украинский?
     Тут уже моему возмущению не было предела. Я даже перешел на крик и замахал руками:
     - Оба языка мне родные и близкие! Русский язык - язык моего отца, украинский язык - язык моей мамы. Они прекрасно друг друга понимают, как и все в нашей семье. И никаких языковых проблем у нас никогда не было и нет.
     Тогда мне был задан коварный вопрос:
     - А на каком языке ты мыслишь?
     - Ну, как разговариваю, так и мыслю. Только ...тут я замолчал, замялся и с неохотой проговорил. - Только вот слов у меня не всегда хватает, чтобы выразить мысли. Ни русских, ни украинских. Вот чувствую что-то, а высказать не могу. Да и всех слов, которые преподаватели употребляют на лекциях не всегда понимаю, хотя много читаю и правильно грамматически пишу.
    
       В конце-концов договорились, что я не безнадежен, и мои друзья-филологи будут исправлять в процессе разговоров мои словесные ляпсусы и учить меня правильному литературному русскому и украинскому языкам, которые помогут моему мышлению выражать свои чувствования в словах. В итоге я обнаружил, что русский и украинский  языки - самые богатые языки в мире. А  впоследствии узнал, что в большом русском академическом словаре насчитывается свыше 130 тысяч слов. Это самый большой словарный запас среди всех словарей мира. Жаль только, что полностью этот словарь не издан до сих пор даже в Российской Федерации.

      Так, овладевая русским и украинским языками, которыми к сожалению досконально не овладел до сих пор, поглощая все новые знания, давая пищу своей мыслительной деятельности, я учился формулировать мысли и чувства в словах. Хотя до сих пор   приходится часто искать нужное слово среди изобилия слов, чтобы правильно и точно выразить в письменной или устной форме ту мысль, которая мучает тебя в голове.
       Со временем пришло понимание, что советская система образования является самой ЛУЧШЕЙ в мире. Русский и украинский языки и получаемые знания, хотя и очень ограниченные, заложили основы моего и моих друзей инакомыслия.
      
       Неожиданно я обнаружил, что мои мысли несколько отличаются от ком-партийной идеологии, внушаемой нам преподавателями в школе, институте, университете. На мое инакомыслие обратили внимание даже некоторые мои сокурсники. А я с удивлением думал - зачем советская власть дает образование детям рабочих и крестьян. Ведь, получив знания, рано или поздно они придут к выводу, что нынешняя советская власть, ее нынешние руководители творят что-то не то. И это "не то" полностью, или большей частью, противоречит идеям Маркса-Ленина, которые мы  изучаем на лекциях, а нас, студентов, уверяют, что это самое передовое учение. И его претворяют в жизнь наши мудрые-премудрые ком-партийные руководители.  А жизнь советских людей под их руководством, советская система, якобы - самая справедливая и наилучшая в мире. Но, приобретая все больше знаний и сравнивая марксистско-ленинскую теорию с практикой жизни, обнаруживаешь совершенно иную, противоположную картину.
   
    В результате приходило понимание, что знания - это очень опасная для государства сила. Если большинство населения стран получат образование, овладеют словами и научатся ими мыслить, думать самостоятельно, то они придут  к выводу о ненужности привилегированного господствующего класса, которых меньшинство в обществе, будь это общество капиталистическое или коммунистическое, и просто выбросят их вон за ненадобностью.
     Чтобы этого не случилось, самим уцелеть и заставить повиноваться большинство меньшинству, необходимо это большинство держать в невежестве и в вечном страхе за свое неопределенное будущее и неопределенное будущее своих детей и внуков. А такой страх приносят нищета на грани голода и постоянные войны. Люди тупеют от нищеты, а лучшие погибают во время войн. Им становится не до образования и не до интеллекта. Главной их заботой в жизни становится мысль о том, как заработать на кусок хлеба, как прокормить семью и как остаться в живых в постоянных войнах.
    
      Если обратиться к истории России, то мы увидим, что в период феодального общества культурные ценности создавали дворяне, не обремененные заботой о прожиточном минимуме. На них работали крепостные и не крепостные, но тоже бесправные крестьяне, создававшие для них богатства и которые их кормили, поили, одевали, обували и ублажали. Но среди образованной части господствующего класса появились инакомыслящие (диссиденты). Они подняли угнетенные массы на борьбу против тунеядцев-феодалов и даже возглавили эту борьбу. И победили!
       Но жизнь трудового народа, который теперь стал называться рабочим классом, не улучшилась. На смену прежнему господствующему классу феодалов и помещиков пришел новый господствующий класс - капиталисты, или буржуи. На них работали, обогащали, кормили, поили, обували, одевали и ублажали уже новый по прежнему нищий и голодный угнетенный класс - рабочие. В новом капиталистическом обществе среди интеллектуалов снова появились инакомыслящие (диссиденты) В конце-концов угнетенный  класс нищих и голодных в Российской империи под влиянием диссидентов-революционеров взбунтовался против такой жизни.
 
    Их борьбу за лучшую жизнь трудового народа возглавили те же диссиденты, т.е. инакомыслящие. Но это были выходцы из дворян и буржуазии, получившие образование. Совместно с трудящимися они сумели победить господствующее меньшинство в революционной борьбе и выгнать привилегированный класс, как тунеядцев, вон из страны. Казалось бы, что наконец-то в обществе восторжествует справедливость. Каждый будет работать сам на себя и все - на всех. Но вскоре оказалось, что никакого равенства среди людей снова нет. Справедливости тоже нет. Возможно, ее вообще не существует в природе, как уверял меня один мой товарищ по ГУЛАГу - Михаил Кокаш.         
    
     Так в голове зарождалось и оформлялось в словах мысли о повторении прежнего витка истории. На смену одному привилегированному меньшинству - буржуазии пришло другое привилегированное меньшинство - ком-партийная государственная номенклатура, которых обогащали, кормили, поили, одевали, обували и ублажали большинство населения - рабочие и колхозные крестьяне. И снова - голодная народная нищета, невозможность всем получить образование и постоянные войны. И вечный страх за будущее. Ведь войны уничтожают не только человеческие жизни, но и плоды человеческого труда. А ведь хорошо всем известно, что общий рост благосостояния людей угрожает существованию и даже гибелью иерархическому обществу и крахом власти правящему меньшинству.
 
     Поэтому нищета и голод народных масс, их невежество и войны - постоянные атрибуты любого государства, как в прошлом, так и в настоящем. Кроме того войны не должны заканчиваться победой одной или другой стороны. Цель войны - не победа, а сохранение существующего общественного иерархического строя.
     Так в Советском Союзе зарождалось ИНАКОМЫСЛИЕ, или ДИССИДЕНСТВО.



               


Рецензии