Друг царя и радетель за Отечество

Нашим современникам мало знакомо имя боярина Артамона Сергеевича Матвеева, а в своё время это был выдающийся человек, посвятивший всю свою жизнь во благо Российского государства. Неудивительно, что А.С. Матвеев изображён на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Он находится среди 26 фигур группы «Государственные люди», всего же на памятнике 128 фигур.

Артамон Сергеевич Матвеев родился в 1625 году в семье дьяка. На тринадцатом году жизни его взяли во дворец «в житьё», где он воспитывался и дружил с царевичем Алексеем Романовым.

Доводилось Матвееву участвовать в войне с поляками, сидеть в осаде Риги в 1657 году. Служил он и на Украине, где не раз в 1650-х годах отправлялся с посольством к Богдану Хмельницкому. Матвеев одной из главных задач внешней политики считал воссоединение всей Украины с Россией. В 1654 году он был участником Переяслав-ской Рады, на которой русская делегация приняла просьбу Украины о присоединении к России.

В 1654 году он стал стольником и полковником стрелецким, а в 1671 году – думным дворянином и наместником Серпуховским. В скромном звании думного дворянина управлял Малороссийским приказом, c 1661 года стоял во главе Стрелецкого приказа, а с 1671 году управлял Посольским приказом, то есть ведал всей внешней политикой государства. Он был инициатором составления «Титулярника» – справочника по дипломатической переписке. В то время немалая часть переписки выполнялась тайнописью.

Матвеев ведал разведкой и контрразведкой, законодательно закрепил необходимость регулярной дворцовой охраны царя и его семьи. Именно он настоял на введении в основной закон «Соборного уложения» 1649 года статьи о защите жизни, здоровья и достоинстве царя. Причём эта статья в своём первозданном виде прослужила до 1832 года.

А.С. Матвеев был сторонником «южного направления» русской политики войны за Украину с Турцией и Польшей. В 1672 году добился перехода Киева от Польши к России. В разные годы служил наместником ряда российских городов, был оберегателем царской большой печати, ведал Монетным двором. Матвеев имел при дворе колоссальную власть и влияние, поэтому иностранцы называли его могущественным «первым министром».

За время управления Малороссийским и Посольскими приказами Матвеев, по его собственному выражению, «учинил прибыли великие» государевой казне: построил аптеку и кружечный двор. Из доходов от них «сделал дворы камены – Посольский, греческий, лавки», и сверх того ежегодно доставлял в Тайный и другие приказы по 60000 рублей. Он по-новому организовал обеспечение продовольствием московских войск, расположенных на Украине: вместо хлебных запасов туда стали посылаться деньги из Москвы, что было удобнее и выгоднее. Он расширил также операции Московского монетного двора, в 1672 году заключил договор с армянской компанией по торговле персидским шёлком, предоставлявший по сравнению с предыдущим договором значительные выгоды казне и русским купцам.

Царь Алексей Михайлович Романов сделал А.С. Матвеева своим ближайшим советником, оказывал ему полное доверие, в письмах своих обращался к нему не иначе как «друг мой Сергеевич» в одном из писем писал: «Приезжай скорее, мои дети осиротели без тебя, мне не с кем посоветоваться». После смерти своей супруги царь всё чаще бывал у Матвеева. В то время девушкам и женщинам запрещалось находиться в муж-ском обществе, однако Матвеев не придерживался старых обычаев. Вот почему однажды к ужину вышла его жена с маленьким сыном и двадцатилетняя красавица Наталья Кирилловна, которая понравилась царю. Наталья Кирилловна была дочерью стольника и полковника Кирилла Полуэктовича Нарышкина, друга Артамона Сергеевича, и воспитывалась в доме Матвеева.

В 1671 году состоялось венчание царя с воспитанницей Матвеева, а через год у них родился царевич Пётр. В 1672 году по случаю рождения царевича А.С. Матвеева возвели в сан окольничего, а в 1673 году – в сан ближнего окольничего, и в конце 1674 года он стал боярином.

В Москве в Государственном музее-заповеднике «Коломенское» имеется икона 70-х годов XVII века «Спас Эммануил с припадающими Артемоном и Евдокией», которая находилась когда-то в деревянном дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском и была написана, вероятно, по заказу Артамона Сергеевича Матвеева. Считается, что изображение Христа на иконе напоминает портрет юного Петра I, а святые писались с самого Артамона Сергеевича и его жены Евдокии. Святые Артемон (Артамон) и Евдокия на иконе молят о заступничестве и покровительстве юному царевичу, с именем которого были связаны все надежды Матвеевых на будущее, но которым не суждено было сбыться (в 1672 году умерла Евдокия, а через десять лет погиб Артамон Сер-геевич). Уже после смерти А.С. Матвеева, в 1700 году художник И. Фоллевенс-старший написал его портрет, который ныне находится в Москве в Государственном Историческом музее. 

Артамон Сергеевич был одним из самых образованных людей того времени: дипломат, издатель, книжник. Он владел несколькими иностранными языками, в том числе греческим и латынью, в своих письмах часто цитировал Сократа и других философов древности. А.С. Матвеевым было написано несколько литературных работ пре-имущественно исторического содержания, к сожалению, не дошедших до нас: "История русских государей, славных в ратных победах, в лицах", "История избрания и вен-чания на царство Михаила Фёдоровича".

Появление первых русских гербов также связано с деятельностью А.С. Матвеева. Являясь, кроме всего прочего, печатником царя Алексея Михайловича, он собрал и издал отдельной книгой "Всех Великих Князей Московских и Всея Руси Самодержавцев персоны и титулы и печати". Эта книга уже в наше время помогла воссоздать гербы древних русских городов, княжеские знаки.

А.С. Матвеев возглавлял и Аптекарский приказ. Он занимался астрономией и алхимией, изучал естествознание с помощью врача Сигизмунда Зоммера, дружил с рус-ским дипломатом Николаем Гавриловичем Спафарием, бывавшим в Польше и Китае. При Матвееве Спафарий был отправлен в Китай с поручением – составить подробное описание пути от Тобольска до китайской границы.

Не смотря на то, что Матвеев знал и ценил русскую культуру, его по праву можно назвать одним из первых "западников": всё передовое он стремился внедрить и в России. Дом Матвеева был убран по-европейски: с разрисованным потолком, картина-ми немецкой работы, изображавшими святых, часами, столь интересной конструкции, что на них обращали внимание даже иностранцы, большой библиотекой на разных языках. В его доме впервые в Москве в 1665 году появилось венецианское зеркало, была оборудована химическая лаборатория. Он держал на западный манер большой музыкальный оркестр.

Артамон Сергеевич едва ли не первым среди тогдашних дворян женился на шотландке из Немецкой слободы, урождённой Гамильтон, принявшей православие под именем Евдокии Григорьевны (первые Гамильтоны, потомки древнего и знатного рода, перебрались в Московское государство ещё во времена Ивана Грозного, со временем стали служить при дворе). Жена Матвеева была широко образованной женщиной и тоже знала иностранные языки.

Артамон Сергеевич стремился пробудить у царя Алексея Михайловича интерес к театру. Познакомившись с театральным искусством Немецкой слободы, Матвеев из дворовых людей, иноземцев из Немецкой слободы и молодых подьячих Посольского приказа составил труппу актёров, поручив обучить их немцу В селе Преображенском – подмосковной царской усадьбе - была возведена "Комедийная храмина", в ней 17 ок-тября 1672 года с успехом прошло первое представление спектакля "Артаксерксово действо". Интересно, что персонажи библейской легенды, положенной в основу спек-такля, напоминали реальных лиц. Для публики Артаксерксом – персидским царем, ка-зался сам государь Алексей Михайлович, его жена Наталья Кирилловна – Есфирью, Матвеев – друг царя, был представлен в образе мудрого Мардохея, который воспитывал Есфирь, а Ордин-Нащокин был выведен в образе завистливого и хитрого вельможи Амана.

Алексей Михайлович, хотя и был набожным человеком, не мог отказать себе в удовольствии смотреть театральные представления, но после смерти царя в 1676 году и вступления на престол его более набожного сына Фёдора спектакли первого русского придворного театра прекратились. Боярин Матвеев и его семья подверглись опале.

Считается, что Матвеев пытался посадить на престол малолетнего Петра, но, скорее всего, Милославские, вновь получившие большое влияние при дворе, из чувства мести, а также ради своего самосохранения решили убрать со своей дороги Матвеева. Под предлогом обиды, будто бы причинённой Матвеевым одному иноземному послу, его устранили от заведования Посольским приказом и послали воеводой в Верхотурье, куда он отправился с сыном и некоторыми приближёнными. Но вскоре Матвеева обвинили в злых умыслах на жизнь царя Фёдора, колдовстве и чернокнижии, без суда лишили боярства и имений, с дороги, из Казани, отправили в ссылку на север в далекий Пустозёрск.

В Пустозёрске Матвеев провёл около четырёх лет в очень тяжелых условиях, писал царю Фёдору Алексеевичу челобитные, просил содействия у патриарха и влиятельных вельмож, но добился только незначительного облегчения своей участи – перевода в Мезень в 1680 году. Благодаря заступничеству крестницы Матвеева – второй жены царя Фёдора - Марфы Матвеевны Апраксиной, в январе 1682 года Матвеева перевели в Лух на Костромщине, тогда же объявили об его невиновности и даже пожаловали новую обширную вотчину – село верхний Ландех Суздальского уезда.

После смерти царя Фёдора, последовавшей 27 апреля 1682 года, и вступления на престол Петра I вся власть снова перешла к Нарышкиным. Артамон Сергеевич Матвеев немедленно был вызван «из опалы» в Москву, где ему предстояло возглавить новое правительство.

11 мая 1682 года А.С. Матвеев приехал в Москву, а 15 мая начался стрелецкий бунт. Матвееву не удалось избежать опасности, он был поднят на пики стрельцами, сброшен с Красного крыльца Грановитой палаты на глазах царской семьи и малолетнего Петра. Стрельцы убили также двух из пяти братьев царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, остальные были отправлены в ссылку, а их отец Кирилл Полуэктович пострижен в монахи. Едва удалось избежать смерти сыну Матвеева Андрею (1666-1728), по требованию стрельцов он был выслан из Москвы.

Со временем Андрей Артамонович Матвеев стал блестящим дипломатом, сподвижником Петра I и видным государственным деятелем. Он был одним из первых постоянных представителей России за границей. Будучи русским послом при австрийском дворе, получил от императора Карла V титул графа Священной римской империи, впо-следствии утверждённый Петром I. Три года А.А. Матвеев был губернатором Москов-ской губернии, незадолго до отставки стал действительным тайным советником. Граф Андрей Артамонович Матвеев составил историческую хронику России, начиная с па-мятного для него стрелецкого бунта 1682 года.

Усадьба Артамона Сергеевича в Москве была напротив построенного им же в 1669 году храма Николая Чудотворца у Столпа (или в Столпах) в Армянском переулке, который в то время назывался по его имени Артамоновым. Строить дом в этом переулке предложил А.С. Матвееву сам царь Алексей Михайлович. По иронии судьбы почти рядом с выбранным местом находились каменные палаты боярина Ивана Михайловича Милославского – злейшего врага Матвеева.

Матвеев, в отличие от Милославского, не имел средств на возведение каменных палат, и тогда стрельцы и простые горожане, любившие Матвеева за его доброту и заботу о простых людях,  принесли Артамону Сергеевичу для постройки фундамента дома каменные плиты-надгробия с могил своих предков. Люди сказали: "Дарим ими тебя, нашего благодетеля". Матвеев немедленно уведомил царя об этом неслыханном случае, и, как гласит предание, Алексей Михайлович сказал: «Прими, друг мой, сей подарок от народа, знатно, что они тебя любят, что гробы родительские обнажили для того, чтобы сделать тебе угодность: такой подарок и я бы охотно принял от народа».

И всё же тревожить могилы, даже из-за добрых побуждений, не следовало бы, ведь не зря поэт Василий Фёдоров написал: «Не ворошите старые могилы, они чреваты новою бедой». Трагически погибший в 1682 году Артамон Сергеевич Матвеев был похоронен почти рядом со своим домом в подклете храма Николая Чудотворца в Столпах. Пётр Сытин писал: «Над могилой Матвеева, его жены и сына Андрея, похороненных в ограде церкви, до 1820 года стоял памятник в виде избы с высокой тёсовой крышей. В 1820-1821-х годах он был заменён новым, в виде римского саркофага с двумя портиками и колоннами. Построен он был на средства графа Н.П. Румянцева…». Новый памятник был выполнен по проекту архитектора А.Ф. Элькинского.

Министр иностранных дел и государственный канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826) был старшим сыном фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и праправнуком Артамона Сергеевича Матвеева. Он был известен своей меценатской деятельностью, создал Румянцевский музей, библиотека которого явилась основой современной Российской государственной библиотеки. Жил он неподалёку от храма Николая Чудотворца в Столпах. В 1938 году храм снесли и сровняли с землёй кладбище, на котором был похоронен Артамон Сергеевич Матвеев.

Из трёх храмов, построенных А.С. Матвеевым, до наших дней дошли два: Спаса Нерукотворного на Сетуни, носящего черты стиля барокко, в усадьбе Манухино (ныне территория Москвы) и Рождества Пресвятой Богородицы в стиле раннего барокко в се-ле Поярково Московской области. Есть предположение, что оба эти храма были возведены во второй половине XVII века известным зодчим и стрельцом в полку Матвеева Иваном Кузьмичом Кузнечиком. Им же была возведена домовая церковь Николая Чудотворца в Столпах в усадьбе Матвеева.

Особенно красива действующая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково, поражающая удивительными пропорциями и богатством декоративной отделки. Интересно, что оформление некоторых окон храма напоминает древнекитайскую крышу «сешань», по-видимому, такое решение подсказал А.С. Матвееву дипломат Н.Г. Спафарий, бывавший в Китае. Из стихотворения неизвестного автора об этой церкви:

                Вдруг лес расступился, не видно села,
                Стоит только церковь царевной одна.
                Вознёсся шатёр её в синее небо,
                Глядишь и не знаешь, то быль или небыль …


Рецензии