Икона Дарование молитвы в Молдавии

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ


«…и что говорили на ухо внутри дома,
то будет провозглашено на кровлях» (Лк. 12:3)


       Зиму 2015 – 2016 годов иеросхимонах Рафаил (Берестов) с некоторыми другими афонскими отцами проводил на Крите, потому что афонский климат зимой был дня него слишком влажен.
       И вот с Крита неожиданно позвонил мне монах Салафиил, сын мой, и спросил: «Ну как, мама, ты готова к духовному подвигу? Нужно отвезти икону «Дарование молитвы» на богословскую конференцию в Кишинёв. Батюшка благословляет». Тут он даёт трубку отцу Рафаилу, и батюшка благословил полететь в Молдавию. К тому времени прошло уже 36 лет с тех пор, как впервые я побывала в Молдавии.
       Срочно заказала я большую копию иконы Пресвятой Богородицы «Дарование молитвы» и вставила её в красивый оклад. Такая же копия находится в келье иеросхимонаха Рафаила в ущелье Трёх братьев на Святой Горе Афон.
       20 января 2016 года в аэропорту Кишинёва меня встретил могучего телосложения молодой священник Виталий, которому поручили заниматься со мной во все дни конференции: встречать, расселять, возить, кормить, сопровождать и провожать. Всё это он делал тщательно, заботливо и старательно. Поселили меня в новой и красивой квартире, где никто не живёт. Позже я узнала, что это квартира Елены – молодой женщины, юриста епархии, одной из организаторов Международной богословской конференции «Религиозный синкретизм», на которую я и прибыла с иконою.
       В тот же вечер отец Виталий, по благословению священноначалия, повёз меня с иконою в Свято-Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь, что расположен в 60-ти километрах от Кишинёва. Погода была ненастная. Снежно, ветрено и очень холодно, хотя всего 7 градусов ниже нуля. Всё кругом белым-бело от снега: склоны холмов в предместьях Кишинёва, кудрявые, запорошенные снегом деревья вдоль дороги и крыши белых домиков молдавских. Красота! А в машине тепло и уютно, отец Виталий всю дорогу что-то увлечённо рассказывает, а я… вдруг просыпаюсь и понимаю, что незаметно как-то уснула – вылет  из Москвы был ранний, а по прилёту отдохнуть не удалось.
       И тут мысль пришла, что везём на поклонение насельницам монастыря икону «Дарование молитвы», а осветить её в Москве я не успела. Говорю про это отцу Виталию. Он останавливает машину уже недалеко от монастыря, у автобусной остановки, и снимает с иконы упаковку, в которую её надёжно упрятали в России, а теперь извлекли на свет Божий уже в Молдавии, где ей и предстоит дальше жить. С иконы Матерь Божия словно внимательно смотрит, как молодой священник серьёзно и сосредоточенно читает молитвы на молдавском языке и трижды окропляет Её образ крещенской святой водой.
       Ещё недолго, и мы – у монастырских стен, опоясывающих большую территорию женского монастыря, где уже более века мирно соседствуют много-много деревенских монашеских домиков, раскинувшись там и сям по холмистой местности. Монастырское предание гласит, что во время Первой Мировой войны, около 1914 года, наш святой царь Николай II именно в этом месте проезжал на своём коне.
       Когда мы подъезжали к храму святителя Николая, примерно половина всех насельниц (остальные были на послушаниях, а всего их в монастыре семьдесят), высыпали из церкви и выстроились в две шеренги от входа в храм, а с ними и миряне, собравшиеся из ближних селений специально, чтобы встретить икону. По коридорчику, составленному из фигур невест Христовых в строго чёрных одеждах, с горящими свечами, спрятанными от ветра в ладошках, шёл из храма встречать икону служащий в тот момент всенощную священник с кадилом и крестом, а навстречу ему отец Виталий торжественно нёс икону от машины, и я позади…
       Монастырь встречал почитаемую икону «Дарование молитвы», о которой раньше здесь уже слышали и чаяли увидеть и приложиться с верою и молитвой. Трепетное молитвенное пение высоких женских голосов возносилось ко Пресвятой Богородице в Её прекрасном образе. На иконе Матерь Божия держит Богомладенца, а Он держит молитвенные чётки, словно протягивая их нам, при этом Богородица указывает рукой на эти чётки, предлагая нам молиться по чёткам, испрашивая у Господа дар молитвы и сил молиться Иисусовой молитвой.
       Священник совершил каждение и принял из рук отца Виталия икону, затем дал приложиться к иконе игумении Евстафии – самой пожилой 91-летней монахине в Молдавии – и потом уже неспешно направился в храм, бережно и торжественно неся икону перед собою.
       В церкви не оставалось никого, когда молящиеся вышли на улицу встречать икону, так что теперь икона вошла первой и заняла место на приготовленном в центре храма аналое. Вокруг по всему храму перед старинными образами тихо горели свечи, отчего было тепло по-домашнему. За иконою уже и все притекли, заполнив пространство храма – много мужчин, женщины и дети, и, конечно, монахини – старенькие, согбенные матушки и совсем ещё юные девушки – сестрички. Начали читать акафист Пресвятой Богородице. А в конце всем предстоящим и молящимся в храме вручили небольшие иконки, которые я привезла из Москвы. Они сделаны усилиями милостивой и боголюбивой Людмилы Васильевны Солодовой, мудрой и щедрой пожилой женщины, уже более двадцати лет живущей и трудящейся при Никитском монастыре в Перяславль-Залесском. В конце акафиста насельницы, по монастырскому обыкновению, парами стали класть земные поклоны перед иконою и прикладываться к образу Божией Матери.
       Я стояла напротив большой потемневшей от времени иконы Архангела Михаила с собором Архангелов, среди которых Ангел молитвы – Архангел Салафиил, небесный покровитель моего сына. После пострига сына в мантию я теперь везде в храмах ищу глазами иконы Архангелов и радуюсь очень, когда нахожу. Словно к сыну как-то приближаюсь.
       Молитва у меня получалась рассеянной – слишком много было волнений и впечатлений от того, как встретили икону, как почитают Пресвятую Богородицу. Потихоньку я оглядывала внутреннее убранство церкви. Она – небольшая, старенькая, с деревянным иконостасом и множеством потемневших от времени русских икон прошлых веков. Росписи на сводах – в цветочных орнаментах. Из-под купола благословляет Христос, с четырёх сторон изображены Евангелисты, над алтарной частью свода – Святая Троица, и всё это таких больших размеров, что невольно ощущаешь близость Небожителей Чертогов Господних, близость Царствия Небесного.
       Деревянный пол в храме устлан домоткаными половиками и пёстрыми, по-молдавски весёлыми ковриками. Высокими ангельскими голосами пел женский монашеский хор. Батюшка произносил слова акафиста спокойно, молитвенно, так, что смысл каждого слова доходил не только до сознания, но и до сердца. Наконец и я начала молиться и… заплакала. О чём? О милости Божией ко мне грешной, о радости, что есть на земле батюшка Рафаил, по словам старца архимандрита Павла (Груздева) «невеликий перед людьми, но великий перед Богом», который благословил и одобрил прорись иконы «Дарование молитвы» (он же ведь иконописец), сделанную известным молдавским живописцем Виктором Арсени для книги «Святогорец». А написана эта книга монахом Салафиилом (Филипьевым), до мантийного пострига – иноком Всеволодом. И вот теперь по послушанию я привезла эту икону в Молдавию и стою перед нею на монастырской службе в тёплом уютном деревянном храме в зимнюю январскую стужу.
       А слёзы сами собой всё текли и текли по щеками, и не кончались. О чём ещё я плакала? Ну, конечно, о грехах своих, о своём недостоинстве иметь честь сделать что-то сродни подвигу мученика Иосифа (Хосе Муньоса Кортеса, в постриге монаха Амвросия), который ездил по всему миру с мироточивой чудотворной иконой Иверской Монреальской. Привезя в храм икону, брат Иосиф всегда скромно стоял в сторонке, радуясь тому, как люди почитают Богородицу в Её честном образе. Вот и моё сердце сейчас наполнялось радостным, тёплым чувством благодарности Христу Богу нашему и всем Его верным последователям, простым, искренне верующим мирянам и скромным монахиням.
       Долгая служба ещё продолжалась, а меня уже отвели в трапезную, желая угостить, ведь нам ещё предстоял обратный неблизкий путь. На стене монастырской трапезной моё внимание сразу привлёк большой колоритный ковёр ручной работы с красочным молдавским орнаментом. Стол был накрыт так, словно собирались угощать минимум митрополита, а не простую гостью из Москвы. Кажется, впервые в жизни я попробовала молдавской мамалыги – ну, очень вкусно! Позже ко мне присоединился отец Виталий, который в застольной беседе выяснил, что монах Салафиил и есть мой сын, а ещё, что долгие годы я трудилась в гражданской авиации. Это его заинтересовало потому, что он и сам любит авиацию и много о ней знает.
       Пришла мать Лаврентия, чтобы поспрашивать меня об иконе «Дарование молитвы» и про батюшку Рафаила. Я рассказала и передала в дар книги монаха Салафиила для монастырской библиотеки, которые она с благодарностью приняла.  Мать Лаврентия рассказала, что иеросхимонах Рафаил (Берестов) приезжал как-то в их женский монастырь. Монахини его хорошо помнят, просят кланяться и посылают в подарок брынзу, мёд, вино и орехи – всё натуральное, монастырское. 
       Духовником монастыря является отец Пафнутий, молчаливый, внимательный, спокойный и вдумчивый священник. Как один из организаторов и вдохновителей благочестивого собрания ревнителей Православия в Молдавии он оба дня работал в президиуме конференции: первый день – для священства, второй – для мирян.
       В конце вечерней службы монахини вновь выстроились коридорчиком в два ряда перед иконою. Игумения Евстафия приложилась к ней на прощание. Служащий священник взял икону с аналоя и, проходя к выходу мимо монахинь под их тихое и немного грустное пение, давал приложиться всем желающим. Итак, спустя два часа, когда уже стемнело, и зимний вечер накрыл эту тихую обитель, торжественно и чинно икона покидала храм Николая Чудотворца и монастырь Свято-Рождества Пресвятой Богородицы. Вот такое чудо почитания Матери Божией людом православной Молдовы свершилось вечером 20 января 2016 года.
       Я уже хотела было сесть в машину, как подбегает вдруг мать Лаврентия и ведёт меня под благословение к игумении Евстафии. Мы с нею попрощались, я сделала поклон всему строю монахинь и пошла прочь, а мать Лаврентия по пути дала мне в руку пакетик, сказав: «Это вам, Татьяна, с благодарностью, что икону нам привезли. Тут немного». Это застало меня врасплох. Отказаться было неудобно, как-то не получилось, хоть я и пыталась. В кульке оказались мелкие бумажные купюры, старенькие да скомканные, и было их много. Потом уже в машине отец Виталий сложил их по порядку и сказал, что получается около 20 евро, если молдавские леи перевести по курсу. Я потом купила на эти деньги в подарок сыну красивый настольный крест ручной работы, из благородного дерева, с резной молитвой «Отче наш…» по периметру.
       Обратный путь в Кишинёв с освящённой иконой, да ещё после лобызания её множеством насельников и прихожан, показался коротким и радостным.


* * *

       На следующий день 21 января в 10 часов утра отец Виталий забрал меня с иконой, и мы приехали к месту проведения конференции. Отец Пафнутий в фойе принял от меня икону «Дарование молитвы» и встречал с нею участников конференции, благословляя каждого прибывающего. Затем икону внесли в конференц-зал и возложили на аналой. Зал быстро заполнился, всё было готово к началу. Приехал митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир, которого встретили громким и ладным пением молитв. Священник и диакон отслужили молебен перед иконою «Дарование молитвы», и начался большой и серьёзный разговор духовно образованных историков, преподавателей, священников – людей самых разных, но всех одинаково небезразличных и страдающих душой за Церковь Православную, за судьбу Православия в Молдавии и во всём мире.
       Были представлены доклады богословов из разных стран, таких как Греция, Россия, Украина, Румыния, Молдова, Грузия. И было очевидно, что пастыри не равнодушны к своей пастве, вести которую им не всё равно куда. Все они – Божии люди, правильно понимающие свою роль и значение в судьбе Богоспасаемого народа. А собрались они на эту конференцию потому, что понимали степень опасности изменений в церковной политике и экуменической угрозы в церковной жизни.


* * *

       На следующий день, 22 января в известном кишинёвском Органном зале состоялось не менее важное событие – собрание мирян, простого церковного люда. Было много священников, прибывших сюда со своими прихожанами. Женщины в платках или шалях, бородатые мужчины ещё до начала заседания по одному поднимались на сцену, где была установлена икона «Дарование молитвы», украшенная белыми и фиолетовыми живыми цветами. Поднявшись на сцену, прикладывались люди к святыне – кто с поясным, а кто с земным поклоном. 
       Открылась конференция приветственным словом митрополита Владимира в прочтении донны Елены, юриста епархии. Она также сообщила, что по благословению иеросхимонаха Рафаила (Берестова), специально на конференцию прибыла из Москвы редкая икона «Дарование молитвы».
       В президиуме были два почётных гостя из Греции: профессор богословского факультета Фессалоникийского университета имени Аристотеля протопресвитер Феодор Зисис со священником - преподавателем  того же университета, а также молдавские священники Пафнутий и Сергий и юрист епархии Елена. Основной доклад длился довольно долго на греческом языке с переводом на молдавский. В этом огромном зале мне удалось физически прочувствовать значение слов «слушать, затаив дыхание» – так внимательно слушали люди всё, что говорилось на конференции, не переговариваясь, стараясь не упустить ни слова.
       Я же, не понимавшая ни по-гречески, ни по-молдавски, принялась по-русски рифмовать слова благодарности в стихотворении, которое я потом и прочла на прощальном ужине.
       После окончания доклада в президиум стало поступать много записок с вопросами, на которые обстоятельно, подробно, спокойно и вразумительно отвечал  протопресвитер Феодор Зисис. Когда же оба греческих священника покидали конференц-зал (они были приглашены на аудиенцию к митрополиту Владимиру), то их проводили аплодисментами и старались взять благословение, так что даже выйти из зала им было трудно. Это благочестивое отношение простого народа поразило греческого священника Феодора, о чём он поделился с нами за ужином. В Греции он давно такого не встречал. В этом, по его словам, – и любовь, и почтение, и чаяние людей. А ещё священник – грек отметил, что совсем простецкого вида люди с удивительным вниманием слушали непростой для восприятия богословский доклад, тема которого была самая что ни на есть серьёзная – об опасностях так называемого Всеправославного Собора. Протопресвитера Феодора также удивило, что во время доклада на каждое им произнесённое имя Христа и Богородицы люди крестились, он это заметил. И я это видела.
       В заключение конференции за итоговый документ проголосовали единодушно все священники и более тысячи мирян. Громкое и бодрое «Христос воскресе! Воистину воскресе!» стало торжественной точкой в этом знаменательном собрании. Иконки «Дарование молитвы», которые я привезла с собой из Москвы, раздавали людям по окончании конференции, жаль, что не всем хватило…


* * *

       На обед позвал меня к себе в храм один из священников отец Анатолий, чтобы поговорить доверительно, без свидетелей. Храм старый, намоленный. Священник мудрый и энергичный, строгий, но весёлый. Из духовной беседы с ним мне запомнилось, что старец Паисий Святогорец говорил: «Дух безразличия под видом мира, ложного добра, толерантности и тому подобного распространяется в мире». И ещё отец Анатолий считает: «Некоторые батюшки говорят людям: "Не переживайте, не вникайте, не ваше дело, не берите в голову…". А надо и переживать, и вникать!»
       По завершении двух дней конференции в молдавском ресторане за городом состоялись вечерние трапезы. В четверг стол накрыли непостный, а в пятницу – постный, и оба раза угощали уникальной молдавской кухней. Предваряло и завершало трапезу торжественное молитвенное пение, при этом радостно громкое, веселящее душу. А ещё пели величания, «Спаси, Христе Боже…», «Многая лета…» на русском, молдавском и греческом языках. Здорово! Воистину  поющая, солнечная, радостная Молдова с её добрыми и замечательными людьми!
       На прощальной трапезе в пятницу я прочла написанное заранее стихотворение:


              Господь Премудрый управляет –
              кого куда послать решает.
              Друг друга лично мы узнали,
              два дня бок о бок проживали.

              А на Афоне в это время
              о нас молитвенно вздыхали.
              И чтобы было всё духовно,
              икону Богородицы прислали.

              И, слава Богу, всё успешно
              и в первый день, и во второй.
              Противники экуменизма –
              мы возвращаемся домой.

              Дай, Бог, молиться и трудиться,
              достойно крест нам свой нести.
              И пусть Господь и Матерь Божья
              помогут душу всем спасти!


       Прямо во время того же ужина я написала и прочла строки благодарности Елене юристу (в чьей квартире я жила):


              Храни, Христос, благословенный дом
              и всех, кто был и есть, и будет в нём.
              Спаси, Господь, хозяйку милосердную
              Елену – труженицу во Христе усердную.
              Дай ей здоровья, так устрой дела,
              чтобы душа во славу Божию жила,
              чтоб Богородица ей помогала,
              от злых хранила, от грехов спасала.
              Господь захочет – свидимся ещё.
              Благодарю сердечно я за всё.


       И стихотворение, посвящённое отцу Сергию:


              Вам, отче Сергий, я сугубо благодарна
              за искренность, улыбку и тепло.
              Пусть в Вашем доме с матушкой любимой
              будет всегда уютно и светло.

              Служенье Ваше Господу – в спасенье,
              Ваш труд сейчас уже достоин уваженья.
              Желаю время находить для чтенья
              и для душеполезного общенья.

              Ещё желаю на Афоне побывать,
              там старца Рафаила повидать.
              На все вопросы, коих у вас много,
              ответ достойный и духовный получать.

              В гостях у сына моего на Катунаках,
              Бог даст, когда-то Вам придётся ночевать.
              Тогда и обо мне вздохнёте грешной,
              мне на Горе Святой, увы, не побывать.

              А я в Москве Вас помяну в своих молитвах
              с любовью, радостью и благодарностью в душе.
              Я долго говорить в стихах умею.
              Пора и честь знать, и заканчивать уже.
              Аминь и Богу слава!


       Только один час свободного времени выдался у меня, чтобы пройтись  по бульвару Стефана Великого, Господаря Молдавского, воина и христианина, одержавшего множество побед, укрепившего Молдову и построившего повсюду храмы православные. Мощи же его пребывают не в Молдавии, а в Румынии – так сложилось исторически.
       Зашла я в главный кафедральный собор Рождества Христова на бульваре Стефана Великого. Большой, величественный, красивый и… почти совсем безлюдный в дневное время. Искренне поразило меня, что есть в соборе икона святого мученика Мины, имя которого знакомо мне с давних времён. Самое первое слово дочки моей Анастасии было «Мина», она его произносила на все лады, часто-часто повторяя. Мы тогда ещё не знали такого святого. И лишь спустя годы я встретилась с ним на Кипре, посещала храмы и монастыри святого Мины, приобрела икону святого мученика Мины и в красном углу своей квартиры её разместила. А когда в 1995 году совершала паломничество на корабле по святым местам вместе с мужем Николаем и дочерью Анастасией, то в Салониках нашла древний храм в честь этого святого воина и там молилась. И теперь в Кишинёве – неожиданная встреча. Такая радость случилась! Словно встреча с близким и давно любимым человеком.
       Да, всё реально случилось. И Кишинёв. И конференция. И монастырь в зимней стуже. И встречи. И молитвы. И стихи. И слёзы. И расставания. И осталась добрая память. Благодарность митрополиту Владимиру Кишинёвскому и всея Молдовы за благословение прибытия иконы «Дарование молитвы» на конференцию в Молдову. Спаси, Бог, отца Рафаила (Берестова), что благословил меня совершить эту поездку. Был ли это подвиг, про который в самом начале спрашивал меня сын? Не знаю, а просто так было. И теперь уже свершившимся историческим фактом является то, что в январе 2016 года образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, именуемый «Дарование молитвы», впервые посетил и освятил молдавскую землю и верующий народ. С большой радостью я оставила в Молдавии привезённый мной список этой благодатной иконы. Пусть же умножаются и укрепляются делатели Иисусовой молитвы в этой Богохранимой стране и пусть они молятся пред этой святой иконой!
       В заключение приведу слова молитвы, обращённые к образу "Дарование молитвы":

       "Молитвами Пресвятой Богородицы, Архангела молитвы Салафиила, молитвами (имя наставника в молитве), даруй мне, Господи, молитву Иисусову, покаянную, непрестанную, умную, сердечную, самодвижную, чистую, спасительную. Да всегда молюсь Тебе: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)".

       (Путевые заметки велись во время поездки в Молдавию в январе 2016 года. Подготовлены к публикации 19 января 2021 года, в праздник Богоявления).

________________


       В статье использована фотография иконы "Дарование молитвы", подаренная православным христианам Молдавии.

      


Рецензии