Навеянное. Поздравления - пожелания

 Много лет я собираю поздравительные открытки. Все, какие мне дарили. Собираю не ради памяти, а ради картинок.

 Но на днях, разбирая семейный архив, я стала рассматривать не картинки на открытках, а читать тексты поздравлений.

 И вот что я обнаружила. Большая часть моей коллекции это открытки надписанные в семидесятые годы - с днями рождения, с Новым Годом, 23 февраля, 8 Марта, Первомаем, Днём Победы и Днем 7 ноября. А еще - с окончанием учебного года, с началом учебного года, с началом лета, Днем космонавтики, с приветами из Крыма и Кавказа, с артистами, с репродукциями картин, с видами городов и иллюстрациями к детским (и не только) книгам. Значительно меньше в моей коллекции оказалось открыток из 80-х г.г. Из 90 - 2000-х нашлась только одна и та случайная, от ученицы 5 класса с 8 марта. И новый набор открыток с после 2008 года. Но не от родственников и друзей, как в прежние годы, а от коллег. С Днем рождения и с Новым годом. Причем с Др - это условно открытки. Вообще-то это красочные конверты для денег в подарок. Обратив внимание на эту деталь, я и стала пересматривать и перечитывать свои старые открытки.

 И не ретрокартинки меня зацепили, а тексты поздравлений.

 С какими пожеланиями мы обращаемся сегодня к друзьям и коллегам?

 Вы правильно подумали.

 Разумеется: счастья, крепкого здоровья (как будто некрепкое может быть здоровое), удачи в делах, успехов в бизнесе и благополучия. Главное, благополучия. Часто нам желают/мы желаем денег побольше. Иногда жела(ют/ем) путешествий и новых впечатлений, хорошего настроения и совсем редко - солнца побольше (в смысле, хорошей погоды). А однажды я получила такое пожелание: "Не ждать у моря погоды, а делать её!" с подписью "Мичуринцы". Короче, наши пожелания своим близким, а значит и себе, четко связаны с материальной частью бытия. Мы заземлены в своих желаниях.

 Часто эти пожелания высказываются в виршах более или менее складных. Мы словно стесняемся того, что пишем, и маскируем это стеснение шуткой и рифмой. Потому что наша память (у юных - генетическая) хранит иное отношение к слову, к пожеланиям друзьям и близким.

 Например, что желали в 70-е г.г.? Вот например  мне, во всех сохранившихся открытках?

 Вы правильно подумали.

 Разумеется: счастья в личной жизни, крепкого сибирского здоровья (и хоть я в Сибири не бывала, но этот суровый край в те годы был у всех на слуху, там строили БАМ, новые города..., там жили особые люди, взявшие на себя ответственность за страну), успехов в учебе/труде, много новых друзей, новых знаний, а главное, - МИРНОГО НЕБА НАД ГОЛОВОЙ.

 Это пожелание мирного неба (или в другом варианте - МИРА ВО ВСЁМ МИРЕ) есть в каждой открытке, которую я получила. Это открытки от родителей, бабушек, друзей, тети, дяди, одноклассников, кратковременных подружек из пионерского лагеря, классного руководителя, маминой подруги и от людей, память о которых уже стерлась,и остались они только невнятными подписями на открытках - Ира, Вася, Зина..., наверное, тогда они числились в моих друзьях, но следа в моей душе они почему-то не оставили. Надеюсь, и я в их памяти тоже не всплываю. И эти Ира, Вася, Зина мне тоже желали в мой 10-й, 13-й, 17-й день рождения счастья в личной жизни, успехов в учебе и мирного неба над головой...

 Вы понимаете? для нас в застойные годы, когда мы выстраивались в очереди за финским сервелатом или гэдээровскими кофточками, главным было не благополучие финансовое, не материальные успехи, не удачи (лотерейный принцип получения благ), а МИР. Моё поколение, знавшее о войне только то, что показывали в кино и писали в книгах (которые мы читали запоем не потому, что смартфонов не было - у нас были другие игры, а потому что книги нам давали простор для фантазии и полета мысли), это мое поколение, выросшее в мирное время без дедушек, погибших на войне или сразу после нее от ран, или с дедушками и бабушками, которые о войне не говорили, это моё поколение превыше всех благ ценило мир. МИР ВО ВСЁМ МИРЕ.

 Если Вы сейчас надписывая поздравление с Днем рождения любимой девушке напишите: "Желаю тебе мира во всем мире", - она сочтет Вас психом или выпендрёжником. В любом случае, она не оценит Ваше пожелание. Плевать ей на мир. У нее иные интересы.

 Но Вы попробуйте. А вдруг она поймёт. Поймёт и оценит... И тогда Вы поймёте, что встретили девушку, которой можно пожелать всего-всего. И здоровья. И радости. И счастья. И море цветов и улыбок. И Луну, и звёзды. И солнце круглый год. И снег вовремя. И мир. Не тот, который во всём мире, хотя и его тоже. А целый мир. Необыкновенный. Мир, в котором все счастливы. И Вы не просто пожелаете ей его на денежном конверте, а Вы станете делать для неё этот мир.

 Счастья Вам!

 И мирного неба над головой у всех во всём мире!


Рецензии