И все хотели туда, Где дует ночной бриз...

Памяти Татьяны Алюновой (1959-1998)

фото взято с сайта http://sugdeya.ru

Говоря по совести, я не тот человек, который может что-то сказать весомое в отношении Татьяны Алюновой как поэта. Никогда не относила себя к страстным стихолюбам и творчеством Татьяны особенно не увлекалась. С ее стихами я, можно сказать, знакомилась по необходимости. "Роман с одним городам" прочла (очень тяжело он мне, кстати, дался). Прочла - в стремлении понять автора как личность. Причину этих своих действий я сейчас в краткой форме и попытаюсь вам раскрыть. Выглядеть все это будет немного мистически, поэтому чтобы меня не упрекнули в иррационализме, сразу оговорюсь, что мы как материалисты, люди здравомыслящие, можем воспринимать это все как некое стечение обстоятельств, и всех мыслимых и немыслимых совпадений.

 Я появилась в Судаке в 1998 году. Именно в этом году Татьяны не стало. Так что знакомы лично мы с ней никогда не были (хотя по непонятной для меня причине многие до сих пор убеждены, что мы были близкими подругами). У нас было пару месяцев для встречи, но мы не встретились... На тот печальный период у меня были свои печальные проблемы - у меня умирала мама, которую я похоронила через пару с небольшим месяцев после ухода Татьяны. Но вот что интересно. Вся моя жизнь с появлением в Судаке неразрывно связана с образом Татьяны - очень многие на тот период времени мне стали говорить, что я на нее похожа. Я ни в коей мере не претендовала на эту схожесть, и вряд ли желала этого. Даже более того, ознакомившись с ее творчеством и воспоминаниями друзей, поняла, что на самом деле я гораздо более практична что ли, и более категорична в общении. Это отношение ко мне со стороны ее друзей вероятнее всего можно было объяснить тем, что я появилась именно в то время, когда боль от потери Татьяны у ее близких еще не утихла, и некоторые пытались во мне увидеть ее облик.

К тому же как то так сразу по приезду в Судак я достаточно близко познакомилась со всем ее окружением (с теми, с кем она дружила, работала, занималась совместными проектами в творчестве и т.д.). Все это можно объяснить просто - тем, что городок маленький, здесь все друг друга знают, да и мы семьей пытались проявить себя творчески на том или ином поприще, что как правило объединяет людей в некоторые клубы по интересам.

А вот с Еленой Оленевой (подругой Татьяны и ее кумой, как я узнала гораздо позже) я познакомилась на почве, совершенно не связанной ни с каким творчеством. Сначала мы просто сотрудничали, затем стали друг друга выручать по мере необходимости, затем общаться более близко, и далее тепло подружились.
Так вот, в дни гибели сына Татьяны (на тот период мы еще не были так близко знакомы с Еленой и я ничего не знала о их взаимоотношениях), Лена вернулась из какой-то очередной поездки, мы сидели с ней в кафе за столиком и я, не помню, что меня к этому подтолкнуло, рассказала ей о смерти мальчика, проявив тем самым по незнанию крайнюю неосторожность, и даже пожалуй бестактность. Елена изменилась в лице, и как мне показалось, была близка к обмороку. И только тогда я узнала, что сама того не ведая, оказалась печальным вестником для крестной матери.

Цепь странных событий, связанных с Татьяной Алюновой, происходит со мной и по сей день. Так получилось, что мою маму мы похоронили рядом с могилой Татьяны (их могилы расположены по диагонали) и теперь всегда, приходя к своей маме, я посещаю их обеих.

В этом году на родительский день в прошлое воскресенье я тоже пошла на кладбище. Подходя к этим могилам, я увидела немного в стороне группу знакомых мне творческих лиц, которые, как выяснилось стояли возле могилы папы Светланы Григорьевны Емец. Я намеревалась было подойти похристосоваться, но именно в этот момент (когда я находилась между могилами Татьяны Алюновой и моей мамы) прозвенел звонок от Лены Оленевой из Москвы, где она сейчас временно проживает. При этом уместно подчеркнуть, что с Леной мы не так часто общаемся.

Лена задает мне вопрос, чем я сейчас занимаюсь. Я ей отвечаю: "Леночка, ты не поверишь, но именно в этот момент я стою между могилами Татьяны Алюновой и своей мамы"... Пока я заканчиваю разговор, люди успевают разойтись, а Галина Дыбач направляется в мою сторону. В тот момент, когда наш звонок разъединяется, Галя, ничего не подозревая, подходит ко мне и пытается у меня узнать, где сейчас находится Лена Оленева, как с ней можно связаться, потому, что ее хотели бы видеть на памятном юбилее Татьяны.

    Все эти безусловно странные события, по моему убеждению, происходят в жанре символизма, которые так были свойственны мышлению и творчеству Татьяны Алюновой.

***
Кажется, шёл дождь.
Кто-то в углу спал.
Кто-то зубрил ложь.
Кто-то вчера ждал.
И приходил День,
И прогонял моль,
Но было дышать лень,
И в кране реки - ноль.
И что-то сквозняк знал
Про голубой дым,
Про золотой вокзал,
Про то, что есть мир - Крым.
И все хотели туда,
Где дует ночной бриз,
Где светит одна звезда,
А имя её - Жизнь.
Никто не хотел туда,
Где можно всегда петь,
Где светит другая звезда,
А имя её - Смерть.

***

И также все равно
И также плачет ребенок чей-то за чужим окном
И также душен август, не иначе
И также равнодушен Меганом...

***

На стене - полоса заката…

На стене - полоса заката,
Эхо двери боль отражает,
На тебе - китайский халатик,
В вену капает кровь чужая
Ватной куклой лежать в палате
День - Покров - девяносто восемь.
На тарелке - ядро граната
Эманация сердца осени.

14 октября 1998

А 20 октября Татьяны не стало...


Рецензии