О новой программе реформирования системы здравоохр

 Предлагаем вниманию читателей газеты "Факты KG" интервью с профессором, главным кардиохирургом МЗ КР Калдарбеком Абдрамановым.
 
- Калдарбек Алишерович, наша беседа сегодня пойдет о текущей ситуации в нашей медицине в свете обнародованной недавно программы среднесрочных и долгосрочных мер. После прочтения этого документа становится понятны действия руководства Минздрава. Что вы скажите об этом документе?
- Честно говоря, я сильно разочарован. Знаю, проект готовили в Минздраве специалистами еще при прежнем руководителе. Я уже работаю три десятилетия в нашей медицине на разных руководящих должностях, и хорошо знаю о том, как выглядят документы, которые могут работать только на бумаге. Кому нужны такие реформы -  разве что ради отчетов?
 - Почему вы так категоричны в своих суждениях?
 - Понимаете, любой документ, если прочитать его внимательно, выдает конечную цель их составителей.  Но в данном случае мы имеем дело не просто с изведением бумаг - такие программы способствуют комплексному разрушению системы здравоохранения. Возможно это происходит от незнания, но это не может служить оправданием. И любой здравомыслящий специалист должен высказать свое суждение, подправить ситуацию пока еще есть время и не поздно.
-Можно подробнее, пройтись по статьям?
-Вот, например, предлагается продолжать сокращение коек (на 25%!!!) и ставок, под видом регулирования количества коек и механистического сокращения времени пребывания больного в стационаре. Добавим сюда план объединения учреждений, которые были разъединены реформой, предусмотренной программой «Манас», обосновывая этот шаг как рационализацию организационной структуры системы. Это называется на русском языке переливанием из пустого в порожнее. А как в этой программе предлагается повысить оперативность здравоохранения? Нет ни слова об этом. Хотя говорится о долгосрочных мерах в этом направлении. Предлагается, только увеличить общую площадь на койку, всего лишь созданием ИСПУ? Как составители данного документа собираются "увеличить размеры организаций здравоохранения," создав ИСПУ? Составители этих программ сами хоть понимают, что это все значит, к каким последствиям может привести ее реализация? Намного будет лучше сегодня подвергнуть жесткой критике эти документы и внести в него нужные коррективы, чтобы потом не потратить 4 года и не пожалеть об этом.
-Почему это так важно?
-Наше здравоохранение уже второй год находится в кризисном состоянии, хотя ситуация в ней всегда была тяжелой, но в связи с пандемией Ковид-19 все приняло почти катастрофический характер, и этот год будет даже более тяжелым, чем прошлый. Поэтому теперь недопустимы подобные бумаготворчества. Дальше будет еще хуже, если ничего не предпринимать - еще 6 лет продолжать эту тягомотину, потратив на несуществующие, декларативные, не определенные и не могущие быть определенными в таком виде планы и мероприятия? Стоило ли тогда тратить деньги и время, интеллектуальный труд на все это? Надо было бы просто написать, что современная инфраструктура будет создана и больницы переоборудованы и новые построены за счет проектов и международных доноров –эта наша старая, добрая песня! В общем заграница нам поможет, нам надо только сидеть с протянутой рукой и делать все, что они скажут нам.
 - Получается родилась программа ради программы?
- Совершенно верно. Но если в более стабильное время с этим еще можно было как-то мириться, то сегодня, когда в стране начались большие перемены и новая власть хочет и обещает изменить нашу жизнь к лучшему – как можно допускать такие программы и планы действий?
-Но есть в этом документе пункты, с которым вы могли бы согласиться?
 -Частично соглашусь, что к 2035 году, с учетом сегодняшней ситуации, тенденции финансирования здравоохранения и других причин, потребность в медицинских услугах в КР увеличиться, но не на 40%, как считают авторы, а на целых 100%! Рост потребности в медицинских услугах зависит не только от механического увеличения количества населения, но и от других факторов. Это признание означает, что нам к тому времени следует вдвое увеличить свои усилия, вдвое больше работать, чтобы хотя бы сохранить то, что мы имеем. Одним словом, я жалею 3 часа своего времени, потраченных на прочтение 60 страниц данного документа! Местами легко обнаружить не только непонятные, но и смешные тезисы и аргументы. Создается даже впечатление, что данный документ готовили не медики, а студенты или практиканты. Тут не только нет намека на реформы, наоборот, попытка реализовать отдельные ее пункты, лишь ускорит деградацию нашей многострадальной медицины.
Главное, мы сами себе будем обманывать еще 15 лет! А наша медицина сегодня меньше всего нуждается в таких планах, наполненных умными, красивыми современными терминами, проект-копиях, проводимых в каких-то других странах, с другим уровнем развития системы здравоохранения, социально экономических условий, менталитета и уровня жизни населения и.т.д.
- Так в чем нуждается медицина сегодня?
- Прежде всего в элементарном, адекватном финансировании и модернизации управления. А все остальное сами медики сделают и не надо их учить придумывать велосипед!  Главной проблемой медицины за все эти 30 лет было и остается катастрофическая нехватка финансирования. Пытаясь экономить выделенные мизерные средства, мы придумывали различные программы, реформы, которые были направлены не на развитие, а на сокращения и объединения пока еще существующих структур и ресурсов. Возможно, что-то еще сможем сэкономить, но масштабных реформ не провести, если даже проведём системные сокращения.
Зачем снова и снова наступать на те же самые старые грабли и добивать нашу старую систему?   
 Зайдите в любую больницу, и вы увидите одну и ту же картину. Полупустые помещения больниц с душными, темными многокоечными палатами, с отделениями реанимации без ИВЛ или электрокардиографов и.т.д., а также больничные дворы, заполненные частными аптеками, лабораториями и клиниками. Убедитесь в нехватке или даже отсутствии врачебных ставок и самих врачей, особенно узких специалистов - увидите все то, чего нет в этой программе. Если нет адекватного финансирования, то и никакие реформы не пойдут.
 -А где эти деньги нам взять?
 - Есть простой путь к получению постоянного финансирования - задействовать внутренние, постоянные источники и резервы финансирования (более 50 миллиарда сом), которых мы так долго не используем, ориентируясь только на зарубежную помощь, проекты и на бездарное государственное финансирование!
   Некоторые выдержки из проекта программы Калдарбека Абдраманова «Модернизации системы здравоохранения Кыргызстана»
       Все медицинские учреждения и службы, кроме специализированных, должны сами зарабатывать средства для своего содержания и развития, а  государственные средства направляться только на закупку медицинских услуг лицам, включенным в программу государственных гарантий,на содержание специализированных учреждений, у которых в силу своей специфики нет возможности к самофинансированию.
Аптеки и аптечное производство
После развала СССР было принято вынужденное решение - отдать лекарственное обеспечение системы в частные руки. До сих пор практически нет государственных аптек и, следовательно, нет и аптечного производства. Тогда как в стране работают около 3000 частных аптечных пунктов, которые и занимаются поставкой и перепродажей
лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Вот так миллиардные средства уходят в частные руки! 
Пришло время госбольницам самим создать свою аптечную сеть, аптечное производство и ежегодно пополнять бюджет медицины на миллиарды сомов.
Лабораторная служба
По причине отсутствия средств для адекватного 
функционирования лабораторий государственных больниц в рынок вошли частные (около 100) лаборатории, с которыми не могут сегодня конкурировать государственные лаборатории (более 200). Сегодня почти 50% лабораторных услуг оказываются частными структурами. Поэтому, как в случае с аптеками миллиардные средства уходят в частные лаборатории.
Материально-техническая база поликлиник и стационаров
Материально-технической базы государственных медицинских
учреждений и успешное развитие сети современных частных
поликлиник и больниц привели к перераспределению потока больных.
Поэтому, только создание конкурентоспособной системы   
государственных поликлиники и больниц могут вернуть поток больных и львиную долю финансовых средств в бюджет государственных больниц. А это станет возможным только тогда, когда больницы сами начнут
зарабатывать и развиваться, а не ждать у государства средств для развития.
Медицинская техника и оборудование.
 Практически отсутствует государственная служба по поставке и обеспечению оборудованием, медицинской техникой и их сервисному обслуживанию. В результате, огромная часть средств в виде прибыли на закупку оборудования и ремонта уходят в бюджеты частных фирм и поставщиков.
Легализация теневого оборота средств в медицинских учреждениях
Из-за несовершенства системы финансирования в самих государственных медицинских учреждениях существуют неофициальные платежи за услуги, легализация которых обеспечит прозрачность, позволит бороться с коррупцией и существенно пополнить бюджет медицинского учреждения, увеличив поступления в разы.
Внедрение новых видов медицинского страхования  в том числе частного, пополнят   бюджет учреждения и облегчат работу механизмов финансирования и получения медицинских услуг гражданами страны.
Развитие медицинского туризма
 Инвестирование средств и медицинских ресурсов крупных ведущих медицинских клиник мира в страну в рамках закона «О государственно-частном партнерстве» создадут условия для замедления, а в последствии и полного прекращения оттока больных и их финансовых средств за пределы страны. Это позволит в последующем увеличить приток медицинских туристов в нашу страну.   
 Оперативность управления и самостоятельность
Резкого повышения качества менеджмента  можно достичь путем возвращения ряда основных управленческих функций министерства здравоохранения областным управлениям здравоохранения, администрациям областных (центральных) и районных больниц, возложив на них соответствующие полномочия по полной организационной и управленческой самостоятельности, а также ответственности за состояние, развитие и координацию деятельности всей медицинской службы своего региона. Отдельные, организационные, контрольные функции и ответственность МЗ КР и ФОМС за разработку и соблюдение современных нормативов организации медицинской службы, диагностики и лечения должны быть переданы профессиональным общественным организациям.
 Подпись к снимку:
Президент сегодня нуждается в помощи профессионалов - мастера бумажной волокиты и отчетов нужны ему меньше всего.


Рецензии