Встреча 2 с художником Павлом Михайловым

Имя художника Михайлова Павла Николаевича[1786 – 1840] я впервые   встретил в 1987-1988 гг. в монографии В.С. Турчина 1985 г., посвященной творчеству художника А.Г. Варнека [1], о чем рассказал в предыдущей миниатюре на сайте проза.ру. В этой же монографии впервые увидел небольшой овальный портрет  Михайлова (см. миниатюру 1), который согласно моему предположению  Варнек выполнил в 1814 –1815 гг., а из Примечаний к главе 3 монографии [1] узнал, что Михайлов  жил вместе с Варнеком и его многодетной семьей в розовом доме, находящемся вблизи Академии художеств (см. картинку). Забегая вперед, сообщу, что проживал он в этом старом деревянном доме, находящемся за зданием Академии, до конца своей жизни.

Через много лет произошла моя вторая «встреча» с молодым художником: в этот раз имя Михайлова я встретил в монографии искусствоведа Л.Н. Целищевой, посвященной творчеству художника-портретиста и педагога Императорской академии художеств Щукину Степану Семеновичу [2]. О том, что я узнал о Михайлове из этой монографии, сообщу ниже, после того как расскажу вкратце об Академии и педагоге С.С. Щукине. А здесь для ясности хочу еще сказать, что Академия художеств, приведенная на фото, Императорской называлась до 1918 года, а сейчас она называется Российской академией художеств. В здании этой Академии с 1795 года учились художники Павел Михайлов и Александр Варнек, а Щукин Степан Семенович преподавал в ней в течение многих лет.

Об Императорской академии художеств имеется обширная информация на разных уровнях, и, прежде всего, назову огромную статью об истории ее создания в Википедии и вводную статью  в Каталоге выставки, посвященной 300-летия Санкт-Петербурга[3]. Данный каталог мне подарила в прошлые годы автор книги о творчестве С.С. Щукина,  Луиза Николаевна Целищева. Она же является автором статьи о портрете  графа И.О. (Яна) Потоцкого, за который художник А.Г. Варнек в 1810 году был удостоен звания академика [4].

Пощажу читателей миниатюры  и представлю лишь краткую справку об истории создания ИАХ, поскольку заинтересованный читатель всегда с этой историей может ознакомиться как в Википедии, так и в различных серьезных книгах.

Статья в Википедии начинается со слов: «Императорская Академия художеств – высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в период с 1757 до его упразднения в 1918 году правительством  Российской  Советской  Республики».

За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам».  Проекты Академии безуспешно разрабатывали в последующие годы многие соискатели, пока к данному вопросу не подключился куратор Московского  университета граф И.И. Шувалов, а в дальнейшем архитектор А.Ф. Кокоринов.  В результате с 1758 г. в особняке И.И. Шувалова начались первые занятия Петербургской академии художеств, а Шувалова и Кокоринова стали считать основателями ИАХ.

Вступив на престол в 1764 году, императрица Екатерина II даровала Императорской Академии художеств   штаты, Устав и Привилегию. Текст  Привилегии был оглашен на инаугурации Академии 7 июля 1765 года конференц-секретарем А.М. Салтыковым.  Сама церемония проходила еще в старом деревянном строении, приспособленном под занятия учеников на основе трех домов, располагавшихся  на набережной Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова, объединенных общим фасадом [3].
Как я понимаю, это и были те самые розовые дома, в одном из которых в последующие годы поселились художники А.Г. Варнек и  П.Н. Михайлов.

Первым президентом Академии был назначен опытный царедворец И.И. Бецкой, пробывший на этом посту до 1794 года. Он основал Воспитательное училище при Академии, просуществовавшее до 1797 года. Набираемые из семей ремесленников, мелких служащих и солдат, 5 – 6 летние мальчики постигали секреты не только живописи, скульптуры, архитектуры, но и других видов искусства [3]. 
В последующие годы президентами были  А.И. Мусин-Пушкин (1794 – 1797), Огюст де Шуазель-Гуффье  (1797 –1800), граф А.С. Строганов (1800 – 1817), А.Н. Оленин (1817 – 1843).....

Процитирую в конце этой части миниатюры еще два фрагмента из каталога [3], в которых речь идет о тех условиях  обучения в Академии, которые были созданы для ее учащихся к концу 18-го столетия, когда в нее поступили А.Г. Варнек и П.М. Михайлов: «Воспитанники Академии были окружены произведениями искусства – картины развешивались не только в Музее и на выставках, но и в аудиториях: считалось, что обучать будущих художников будет легче,  если перед их глазами постоянно будут присутствовать совершенные образцы.

Копирование работ старых мастеров входило в программу Академии, по ним изучали колорит и композицию.  Эталоном служили произведения мастеров Высокого Возрождения, прежде всего, Рафаэля, а также работы болонских художников – братьев Карраччи, Доменикино, Гверчино…. Ученики свободно пользовались богатой библиотекой, где тогда хранились рисунки и гравюры, роскошно иллюстрированные издания по искусству».

Для полноты картины целесообразно добавить к последним фрагментам текста  фрагмент из миниатюры Валентина Пикуля «Свеча жизни Егорова», в которой рассказывается история жизни «русского Рафаэля», знаменитого исторического живописца Егорова Алексея Егоровича, учившегося в Академии художеств с 1782 по 1797 гг.:

«Академия художеств любила опекать сирот, становясь для них родимой семьей, но режим был суров; в пять утра (еще тьма-тьмушая на дворе) уже поднимали детишек, прикармливая их скудно: на завтрак – бобы, вместо чая – стакан шалфея с бубликом. В аудиториях – холод собачий, а рабочий день для мальчиков кончался в семь часов вечера гречневой кашей с молитвой, после чего – спать! И так – год за годом…» [5].

Нельзя не добавить здесь описания Академии художеств «изнутри» принадлежащего перу Марии Каменской, дочери знаменитого художника и скульптора, вице-президента Академии художеств Толстого Федора Петровича (1783 – 1873), семья которого жила наряду с семьями других профессоров на первом этаже здания Академии в 16-ти комнатной квартире:

« Академия художеств ведь была тогда целое особенное государство со своими обычаями привычками и образом жизни, совсем особенным от остальных жителей Петербурга. Но чтобы ознакомить с этим своеобразным бытом профессоров Академии, лучше будет, если каждого из них особо с семейством и гнездом его я опишу отдельно. Начну с первой профессорской квартиры …» [6]. 

Хотелось бы цитировать Каменскую и дальше, но сделаем здесь остановку, поскольку все описание Каменской, хотя и является шедевром, занимает семь страниц текста.  Но даже только из-за этого описания рекомендую читателям найти эту книгу и прочитать ее всю от корки до корки. Имеется в книге много таких мест, которые не уступают по части юмора Ильфу и Петрову.

А мы вернемся к нашим героям, Александру Варнеку и Павлу Михайлову, принятым в 1795 году в  ИАХ в портретный класс С.С. Щукина, рассказав вначале вкратце о нем самом.

Щукин Степан Семенович был принят в Академию художеств из воспитательного дома (1776). Обучался искусству рисования у Дмитрия Левицкого в Императорской академии художеств, которую окончил с аттестатом 1-й степени (1782). В 1782 году был отправлен для самосовершенствования за границу.

В 1786 году он вернулся из Парижа в Санкт-Петербург, а через два года он был назначен преподавателем портретного живописного класса. За исполненный по поручению Академии портрет её адъюнкт-ректора Юрия Матвеевича Фельтена в 1786 году получил звание «назначенного в академики». В 1797 году за портрет императора Павла I во весь рост признан академиком.

В январе 1803 года Щукин был назначен советником Академии и в том же году временно занимал должность ее конференц-секретаря. Незадолго до смерти он получил звание старшего  советник.  Умер 10 октября 1828 года.

Кроме вышеупомянутых портретов, Щукин написал портрет профессора архитектуры А. Д. Захарова, портрет неизвестной дамы, портрет священника. Среди его учеников были Василий Тропинин и Александр Варнек.

Варнек Александр Григорьевич.

1782. Родился в Санкт- Петербурге в семье мебельного мастера.
1795.  Был принят в Академию художеств, в портретный класс С.С. Щукина.
1800.  За успехи в учебе получил малую серебряную медаль.
1801. За успехи в учебе получил большую серебряную медаль.
1802.  За картину «Портрет Живописца» получил большую золотую медаль.
1803 1 сентября в связи с завершением учебы в ИАХ получил аттестат 1 степени со шпагой.
1804. Отправлен в качестве пенсионера ИАХ в Италию сроком на 5 лет. Основную написанную им в это время картину «Автопортрет с палитрой и кистями считают программным  произведением  романтизма в живописи.
1809. Вернулся в Россию и активно занялся живописью.
1810. За портрет графа С.О. Потоцкого (Яна) получил звание академика в портретной живописи. В этом же году был определен преподавателем в АХ на бесплатной основе. 1814. Удостоен звания советника АХ.
1815. поручен  класс миниатюрной живописи на платной основе………

Михайлов Павел Николаевич.

1786 г.  родился в Петербурге в семье актера Императорских театров.
1795 г.  принят в Воспитательное училище при ИАХ; дважды получал серебряные медали за рисунки с натуры.  Занимался у Щукина в портретном классе.
1806 г.  получил вторую золотую медаль и звание художника 1-й степени за программу «Представить двух пейзажных художников, рисующих виды с натуры, или рассуждающие о предмете, который намерены рисовать».
1807 г. написал картину «Художник архитектуры, занимающийся в черчении планов и фасадов.
1812 г.  в Отечественную войну сражался в рядах ополчения против неприятеля.
1815 г.  удостоен звания академика за выполнение живописного портрета  графа Ф.П. Толстого.  Жил частными заказами, занимаясь в основном миниатюрной живописью…. 
(Приведенные биографии спустя некоторое время будут дополнены и уточнены. Для этого мне потребуется книга 2 из Списка, находящаяся в ГПНТБ, которую из-за карантина заказать пока не удалось).

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985
2. Целищева Л. Н. Степан Семенович Щукин, 1762–1828. М.: Искусство, 1979. 
3. Каталог  выставки, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. М. 2002.
4. Целищева Л.Н. История Забытого портрета. Художник. 1984. №10. с. 57.
5. Валентин Пикуль. Через тернии к звездам. Исторические миниатюры. Свеча жизни Егорова.  ВЕЧЕ, М. 2006.
6. М. Каменская. Воспоминания. М. Художественная литература. 1991.с.145.


ФОТО М. МИХАЙЛОВОЙ.       АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ В НАШИ ДНИ


Рецензии