43-ий легендарный
Теберда
Теберда, Теберда, голубая вода, серебристый напев над водой… Ю Визбор.
От Черкеска до Теберды чуть больше 100 км. проехали за пару часов и чем ближе к цели тем живописней окружающий ландшафт, горный рельеф, покрытый богатой растительностью. Теберда место тренировок и соревнований скалолазов и альпинистов в сплошном телодвижении: слёт скалолазов, непрерывная смена групп туристов по нескольким маршрутам. По мере приближения к полудню, когда мы вышли из автобуса жара нас достала окончательно. Нашли место сбора нашей группы, отобедали в местном общепите и прослушали вводный инструктаж нашего инструктора Ангелины. Первое – не в коем случае самостоятельно не пытаться залезть на ближайшую гору, скалу, виновник снимается с маршрута. Второе - чётко выполнять рекомендации и команды инструктора-проводника по движению группы в горных условиях, техники восхождения, питьевому режиму в жаркую погоду и т. д. и т. п. Третье, четвёртое… десятое. После обеда пешая прогулка, экскурсия по тебердинскому заповеднику. Это созерцание горной реки Теберда с водопадом Шумка, вольеры с оленями, зубрами, кабанами. Наш ГИД карачаевец, проинформировал:
- А там, дальше загон кабанов, Вы сами сходите, я запаха не переношу.
Потом мы смекнули, что свинину запрещает есть Коран. Весь остаток первого дня мы очаровывались красотами этого края. Наш гид вдруг ни к селу ни к городу огорошил нас, разрушив наивную мысль, что на такой красивой земле и люди должны быть добрыми и красивыми, он без предисловий высказал нам:
- А вы знаете как переводится дословно слово карачар - бровь и ресницы, а черкес – головорез!
Для справки - карачаев всего 20 тыс, черкес 100-120 тыс. Видно, такая вот сущность человеческая – недолюбливают они друг друга. А что же говорить о крупных народах, странах…
В первую же ночь в брезентовых палатках произошло первое ЧП. Один турист из нашей 86 –ой , солидный мужчина под пятьдесят лет, отобедав, вместо экскурсии по заповеднику уединился и, не долго думая, полез покорять ближайшую крутую гору, скалу с полной экипировкой (на его счастье, спички не забыл), никого не предупредив – грубое нарушение поведения в горах. Залезть то он залез, а спускаться с горы намного трудней и опасней чем подниматься, вот он и застрял на высоте десятков метров над лагерем. Уже стемнело и наш палаточный городок отходил ко сну после трудного насыщенного дня. Новоиспечённый горе скалолаз догадался разжечь костерок и начал путём периодического загораживания огня подавать световые сигналы бедствия, которые к счастью увидали спасатели лагеря. Всю ночь его спускали со скалы на верёвках, причём снизу по громкому через громкоговорители корректировали все действия спасателей. Доставили нарушителя на землю, по доброй традиции, несмотря на почтенный возраст последнего дали ему несколько затрещин. А утром объявили ему о снятии с маршрута, и он отбыл на родину, кажется, в Прибалтику. Это был первый суровый урок нашей горной эпопеи.
На следующий день после ужина мы отправились на турбазу в ущелье Джамагат для прохождение тренировочного восхождения на перевал Эпчик, откуда в ясную погоду можно увидеть жемчужину Кавказа – Эльбрус и попить заодно из нарзанных источников.
Инструктор Ангелина перед восхождением объяснила технику подъёма:
- Ребята, при подъёме вверх ставьте ноги на всю ступню, а то на цыпочках далеко не уйдёте, первые за проводником наиболее физически слабые, а сильные сзади.
По правилам и традициям туристов ночные дежурные по печке отопления или костру располагаются ближе к выходу и подальше от огня, чтобы чувствовать, когда надо подбрасывать дрова.
И ещё много, много живой информации по выживанию в экстремальных условиях выдала нам эта суровая женщина, похожая внешне на мужчину, что мы сначала и подумали.
- Ангелина, посмотрите, какие нам консервы в паёк "втюрили", все вздулись, - сетовал умный с виду мужчина.
- А Вы прочтите на банке, где изготовлены консервы – в Ростове, так…теперь представь уровень над морем Ростова и Теберды… банка распирается внутренним давлением .
- А можно перейти в этом месте речку, она такая мелкая?
- Не в коем случае, камни отполированы быстрым течением, скользкие, без навыка не устоять, и понесёт Вас , были случаи за километр, и это в лучшем случае…
И так на любой вопрос обстоятельный ответ.
После восхождения на Эпчик на следующий день по традиции на турбазе происходила встреча предыдущей и последующей группы туристов с номерами художественной самодеятельности, стихами, песнями и посвящением в туриста 43 маршрута, сопровождающийся орошением водой с местного источника. Мы разыграли цыганскую тему потому, что у нас был дородный мужчина, Павел Иванович из Мурома, ни дать ни взять, цыганский барон, а одетые под цыганок туристки хором пели:
- Мы цыгане, люди злые, носим кольца золотые…..
Вообщем первое место было за нами, 86 группой. По прибытию в лагерь «Теберда» после предусмотрительного осмотра нашей экипировки, Ангелина выдала:
- С такой обувью да на ледник! Идите срочно на базар, покупайте вязаные тёплые носки в ваши кеды, кроссовки.
Мы с супругой перемерили все выставленные носки, всё мало. Торговка вошла в положение:
- Ребятки, пойдёте вон по той улице, третья калитка справа, войдёте на террасу, на верёвочке ваши размеры и найдёте, будете идти обратно расплатитесь…собаки нет и всё открыто. Надо же!
Вечером прошли медицинский контроль, одного пожилого мужчину сняли с маршрута и направили автотранспортом, поездом в обход в конечную точку нашего маршрута - Сухуми,где он продолжил отдых на черноморском пляже... Утром мы покидали гостеприимную и чудесную Теберду. Впереди ждал Домбай.
Домбай.
…Белые флаги разлук вывесил старый Домбай. Ю Визбор.
Домбай в переводе на русский, зубр. Посёлок находится в 25 км от Теберды на 1,6 км над уровнем моря. Горнолыжный курорт одно из самых красивейших мест Кавказа. Нам дали возможность побывать в этой чудесной солнечной долине (более 300 солнечных дней в году) всего два дня с одной ночёвкой в гостинице для туристов, где во время войны 1942-43 году стоял штаб немецкой дивизии Эдельвейс. В первый день пеший поход на Турье озеро, через кладбище альпинистов, где покоятся погибшие в горах при восхождениях. На обломке скалы, камне высечены слова В. С. Высоцкого с его строчкой из песни « и не похож на монумент, тот камень, что покой тебе подарил». На следующий день подъём на смотровую площадку по кресельной канатной дороге, откуда открывается обзор на большой кавказский хребет : вершина Домбай-Ульген (убитый зубр) - высшая точка 4046 м над уровнем моря, пик Инэ, красавица Белалакая, красавец Эрцог. На кресельной дороге случилось второе ЧП. Как предупреждала женскую половину группы наша Ангелина:
- Девки, не флиртуйте с местным горцем , улыбнётесь и он не отстанет, пока не добьётся своего…
Как в воду глядела, одна молоденькая туристка Нина (ну прямо, как в кавказской пленнице) всё строила глазки джигиту, одному из проводников и он просто прилип к ней и когда поднимались на смотровую площадку он выдавал такие пируэты на высоте 6-8 метров над землёй, что сорвался с кресла и падая, сломал ногу, увезли в больницу. Девица облегчённо вдохнула… а как же «не отстанет, пока не добьётся своего», история имела продолжение, но не будем забегать вперёд.
К вечеру второго дня нас депортировали из этого райского места (хорошего по немного) в северный приют, это было уже 1,85 км над уровнем моря, но среди дикой горной природы и в палаточном лагере. Нам выдали сухой паёк на два дня на время перехода через Клухорский перевал в Абхазию в южный приют. День был жаркий и нам предложили искупаться в форельном озере из воды талого ледника. Окунуться нашлось четверо, в том числе и я. Вход в воду можно было вытерпеть, ну, 5 минут побыть в озере, но вот выходить оказалось значительно болезненней, как будто кожу сдирали… но даже насморка не было ни у одного. Перед ночлегом запаковали рюкзаки…
- Завтра выходим в 6 часов и ни минутой позже, иначе к южному придём затемно, а я вам уже говорила, что такое ночь в горах, - проинформировала Ангелина.
Мы и сами уже знали, предстоит самый тяжёлый участок нашего маршрута подъём на высоту 2.8 км переход через ледник Клухорского перевала и спуск длинной в 20 км с гаком к южному приюту.
Несмотря на это, молодёжная часть группы посидела у ночного костра, попели песни , рассказывали байки…некоторые приняли по 100 гр, помня предостережение заботливой Ангелины:
- Мужики, да дамы тоже, водка в горах, да и любое спиртное, на высоте действует в 2 раза сильней , так что смотрите не более 100 гр, иначе придётся вас тащить остальным, транспорт здесь отсутствует…
- Да, вот ещё, - продолжила инструктор, - проверьте все обувь, она не должна слишком скользить, лучше кеды или рифленые кроссовки на шерстяной носок. Идти друг за другом цепочкой след в след за мной, впереди женщины, мужчины замыкающие, сзади проводник. В прошлом году один чудак в кожаных модных ботиночках, боясь отстать пристроился первым, в руках вместо рюкзака кожаный чемодан, подскользнулся и на чемодане стащил пол группы в Клухоркое озеро, в тот год лёд был большой. Так что повнимательней, ребята…
В 6-00 взвалив тяжёлый станковый рюкзак в составе группы начал восхождение… сказать что было тяжело, ничего не сказать. Пот заливал глаза и стекал со щёк прямо ручьём на камни. Мой почти двойной груз тянул вниз, спасло то, что подняться на ледник удалось до жаркого солнца. После получасовой передышки мы вступили на лёд перевала.
Пред этим смена караула. Мы душевно прощались с нашей Ангелиной, мы переходили в руки абхазских инструкторов. Только перешли перевал, как…
- Дорогие альпинисты я поздравляю вас с прибытием на территорию ФРГ, - торжественно произнёс инструктор с грузинским акцентом.
- ???
- Федеративная Республика Грузии, - расшифровал шутку инструктор.
Клухорский перевал. Защитники его в 1942-44 годах так и не дали его покорить бравым альпийским стрелкам « Эдельвейса», хотя на Эльбрус они всё же слазили. При таянии ледника до 70 годов выходили наружу из снега останки бойцов, оружие, стреляные гильзы. Рассказывают, что наши бойцы затащили в пещеру- грот скалы пушку сорокопятку и пристреляв узкое место прохода по горной тропе, сдерживали целую дивизию чуть ли не полгода, ни достать, ни обойти, даже самолёты ничего не могли сделать. Причём бойцы не имели альпинисткой подготовки, поэтому потери были большие. Только к 1944 году со всех фронтов собрали уцелевших довоенных альпинистов и сформировали спец войска, которые могли выживать в горных условиях. На леднике памятник защитникам перевала, выполненный из нержавейки, довольно внушительных габаритов. Как он сюда был доставлен? Может на вертолёте, могла бы ответить всезнайка Ангелина. Но когда мы, измученные жаждой прошли первый же поворот, то с удивлением натолкнулись на продавцов айрана, кисломолочного продукта, наподобие кефира, отлично утоляющего и жажду, и голод. В то время у нас в России этот напиток не был широко известен. Ведь как- то притащили эти женщины огромные бутыли и канистры, так что же, мы не дойдём до южного приюта. Спуск по ущелью, каньону продолжался весь день с тремя привалами по пути.
Южный приют - Сухуми
При входе в ворота приюта встретился трёхногий козёл (ногу отдавило автомобилем), любопытный и наглый, как оказалось, местная достопримечательность. Распаковались по комнатам и собрались на инструктаж. Итак, утром выезжаем в 10 часов на автобусах, до которых надо пройти 05 км, перейти Клычский мост. Преодолев 106 км по горной , уцелевшей части военно сухумской дороге мы, уставшие от 12 дневных скитаний по горам окажемся на ласковом берегу Чёрного моря, в Сухуми (столицы Абхазии). А сегодня, - проинформировал инструктор шутник, - отбой ровно в 22 часа, опоздавшим просьба, не обижаться. Спать, несмотря на жару только на топчанах и не в коем случае на полу – хуже будет. И наконец, если утром будет донимать козёл, сразу стукнете его кулаком между рог и он отстанет, иначе хуже будет. Посмеялись над шутками.
Но в 22 часа свет исчез, как оказалось электричество вырабатывал автономный бензиновый генератор, который и выключили ровно в обещанный срок. А темень в ущельях абсолютная, не видно вообще даже своей ладони у лица. Так что, минут 20 раздавались грохот и вопли запоздавших к отбою. Вторая шутка насчёт пола тоже удалась на славу. Когда всё угомонилось не прошло и пяти минут, как раздался истошный вопль с матом, потом в другом месте, это по лежащим на полу ночлежникам забегали крысы. Третья шутка, как видно ждала нас утром. Короче говоря, все встали помятыми и не выспавшись. Собрали рюкзаки и высыпали во двор, где поджидал козёл. Он тут же сориентировался на женскую половину и начал приставать, лезть в рюкзак, тыкаться в живот, осознавая, что отпор женщина дать не может (к мужикам козёл, даже не приближался). Но на его несчастье попалась дородная деваха, как потом оказалось баскетболистка, к тому же не в духе от бессонной ночи. Вот она ему и погасила между рогов, ошарашенный козёл отскочил метра на три и больше никого не тревожил. Шутник инструктор признал шутку не состоявшуюся. Пока разбирались с козлом пора было идти к мосту. На противоположной стороне нас ожидали два автобуса, все кинулись к большому автобусу городского типа, мы туда попали, сперва супруга, а потом и я. Все кто припозднился должен был ехать в стареньком коротком автобусике с одной дверцей и закрытой фанерой вместо стекла одной из окон. На ступеньке сидел усатый грузин, и когда он уловил вопли разочарованных его пассажиров с кавказкой горячность выпалил:
- Кто сказал, не доедем, на час раньше в Сухуми будем, чем этот большой.
Лучше бы они не роптали…
Наконец посадка закончилась, первыми выехали мы, но подрезая нас автобусик перескочив колдобину рванул вперёд, на что наш солидный и рыжеусый абхазец на наше недоумение подытожил:
- Он не шофёр, он Гагарин…
По этой дороге мы узнали, что такое - горные дороги. Это, когда слева нависает гранитная стена, дорога узкая, чуть наклонена в сторону бездонной пропасти и по поперёк течёт вода. По середине пути небольшая остановка – шашлыки из свинины. Свиньи худые, шустрые с какими-то прищепками на шее, вроде ярма.
- Чем же вы их кормите?,- спросили мы продавцов шашлыков.
- Зачем кормить, голова есть, покушать найдут чего, а прищепки, чтобы в огород не пролезли и поймать легче было.
Часам к 15 мы прибыли в Сухуми и въехали в ворота закрытой туристической базы Синоп. При выходе из авто Нину встречал на костылях и с букетом цветов тот самый проводник с Домбая, который свалился с кресельной дороги. Что было дольше и чем всё закончилось мы так и не узнали. Вся группа растворилась в многолюдном Синопе, кто-то уже уехал до дому, хотя можно было и пожить неделю, другую в лагере за 1 рубль в сутки. Но нас успели всех собрать и каждому торжественно вручить знак «Турист СССР» с соответствующим удостоверением и шевроны 43 маршрута (нашивки на рукав штормовки).
А что же было с пассажирами автобусика, водила по прозвищу Гагарин выполнил своё обещание, привёз пассажиров на час раньше нашего, но мы уже расквартировались, умылись, поели, переоделись и пошли на пляж, а они бедолаги не могли прийти в себя от лихой скачки. Одна дамочка рассказывала, что когда села на заднее сиденье по городской привычке раскрыла чтиво и уже через минуту колени подскочили до подбородка. Такого страха от лихой гонки по горной дороге она не испытывала ни разу в жизни.
За время пребывания в Сухуми мы посетили жемчужину Абхазии, озеро Рица. (3 км в длину, 08 км в ширину и до 60 метров в глубину), обозревали дачу И В Сталина, посетили «Пивную горку» и покатались на моторной лодке. Именно отсюда Н С Хрущёва, где он отдыхал, отозвали в Москву, чтобы объявить об отставки. Посетили сухумский питомник обезьян и местный рынок-ярмарку, где предлагали отличные абхазские вина, попали на день вина. Псоу, Абсны, Изабелла лились рекой по символической цене.
Погостив неделю наши финансы запели романсы, хотя бутылка Псоу или Абсны стоила 1 рубль, столько же и шашлык, деньги таяли быстрее нашего желания понежится ещё хотя бы недельку. Скорым, в купейном вагоне, преодолев 2 тыс км мы прибыли в осеннюю Москву. В кармане было 15 копеек. Хорошо в электропоезде до Александрова не было ревизоров.
Я снял 40 минутный цветной фильм узкоплёночной камерой «Кварц» и до сотни чёрно-белых кадров с аппарата «Зоркий».
Прошло с тех пор более 40 лет, а в памяти остались навсегда изумительные красоты Кавказа. Разбирая архив натолкнулся на фотоальбом с нарисованным от руки 43 маршрутом, с подробными надписями и рука сама потянулась к ручке и бумаге… а вдруг в век интернета откликнется кто-нибудь, из участников 43 -его маршрута в августе- сентябре 1976 года.Бывают же чудеса на свете...
Свидетельство о публикации №221011900391
Случайно в инете натолкнулся на ваш такой подробный рассказ о всесоюзном тур-маршруте(в СССР) №43.
С удовольствием прочитал! Понравилось! Спасибо!
Я, будучи ещё школьником, после 9-го класса, с группой учеников и учителей нашей школы, на 18 лет раньше Вас, в 1958 году, по тур-путёвке, тоже прошёл из Домбая, через Клухорский перевал и далее автотранспортом от Южного Приюта до Сухуми.
Спасибо, что прочитав ваш рассказ, как бы прошёл ещё раз этим прекрасным маршрутом!.. Нам потом тоже дали значки "Турист СССР" и удостоверения.
Жаль, что сегодняшняя молодёжь уже не пройдёт по нему, его давно уже нет.
Хотя в Теберду и Домбай можно попасть, а вот на Клухор уже нет! – Граница с Абхазией.
Ещё раз спасибо! Самого Вам доброго! С уважением,
Сехниашвили Александр 09.01.2024 20:14 Заявить о нарушении
С уважением и успехов в творчестве,Алекс )))
Александр Подымов 07.10.2024 16:07 Заявить о нарушении
...К сожалению и я больше в горах не бывал, хотя в пределах прямой видимости гор был несколько раз...
Спасибо, что ответили...
И Вам самого доброго!
Сехниашвили Александр 07.10.2024 23:44 Заявить о нарушении