Социальная утопия Карло Пизакане

       Карло Пизакане (1818 - 1857), родился в Неаполе в герцогской семье, итальянский революционер, проникся идеями социализма, но его взгляды приобрели крайне радикальную направленность. Выдвигая на первый план экономические и материалистические основы общественного развития, отрицая частную собственность, Пизакане видел путь спасения человечества в насильственном разрушении существующего общественного строя, в уничтожении всех социальные институтов (в том числе и право наследования), в возврате к естественным общинным законам, но на более высоком уровне.

       Как материалист, атеист и социалист он создал оригинальную социальную утопию. Законы природы согласно его доктрине должны быть воплощены в новой, социалистической общественной системе. Все личности в каждой общине должны быть абсолютно свободны от власти капитала, а нация должна быть добровольным союзом таких свободных коммун с единым социально-экономическим законом своего развития по Общественому Договору.

       Парламентскую пьемонтскую конституционную монархию Пизакане считал такой же угнетательской и антинародной, как и абсолютную монархию неаполитанских  Бурбонов и надеялся на социальную общенародную революцию, которая должна коренным образом разрешить и социальные, и национальные проблемы по общественному Договору со своим более прогрессивным социально-экономическим законом, который должен быть создан народной мудростью и который по воле народа может только совершенствоваться. 

       При этом он отрицал идеи французских социалистов, основанные на приоритете централистски организованной «нации», как «деспотические», выдвигая в противовес им близкий к анархизму лозунг свободной экономической кооперции на основе производственно-потребительской ассоциации с принципами равноправия и социальной справедливости, но которые ещё не были до совершенства им разработаны.

      Социалист-утопист Карло Пизакане видел решение аграрного вопроса в Италии в ликвидации крупного землевладения, обобществлении всей земли и передаче ее крестьянству. По его мнению, народ созрел для революции, но не созрел для самоуправления после её свершения. Поэтому плодами его побед могут воспользоваться другие, если не гарантировать его права ЗАКОНОМ по Общественному Договору и не будут созданы службы обеспечения законности основанные на насилии.

      Но что побудит массы начать революцию? Ни просвещение, ни развитие промышленности, ни пропаганда социалистических теорий здесь не помогут, считал Пизакане. Помочь может только деятельность определенно связанных между собой "свободных мыслителей" - иными словами, тайной организации интеллигенции, своего рода социально прогрессивной партии, способной увлечь население своей идеей социальной справедливости.

      Немалая роль в достижении намеченного отводилась насилию. Применение насилия, по мысли Пизакане, необходимо не только для привлечения внимания общества или предания огласке идеи, но и ради навязывания обществу прогрессивного просвещения, обучения, сплочения народа во имя революции. Он также утверждал, что морализующее действие насилия превосходит по своей эффективности издание памфлетов, настенных плакатов, проведение демонстраций.

      Карло Пизакане погиб в 1857 году, во время организованной им революционной экспедиции на юг Италии, где намеревался поднять восстание с целью освобождения от ига правившей там ветви испанских Бурбонов, объединения Италии и для осуществления своих социалистических идеалов.


Рецензии