Проститься с религией. Как? часть 1

Проститься с религией. Зачем?
Когда я говорю о расставании с религией, я не предлагаю вычеркнуть из своего сердца веру. Вера и личные отношения с Богом — это то, что остается в вашем сердце (если, конечно, вы этого захотите), где бы и с кем бы вы ни были.
Однако бывают ситуации, когда человек по каким-то причинам оказывается вне привычной для него религиозной жизни. Когда под прошлым подведена черта и возвратиться назад нельзя, не хочется или не имеет смысла, кажется очевидным, что нужно идти дальше и смотреть в будущее, однако на практике все не так просто.
Трудно смотреть в будущее, не попрощавшись с прошлым. Выйти из церкви физически не всегда означает оставить ее позади. Есть множество воспоминаний, которые остаются в нашем разуме и сердце. Это могут быть теплые или напротив очень печальные воспоминания. Но какими бы они ни были, мы можем иногда обнаружить, что эти воспоминания словно держат нас, не позволяя идти вперед.
Оставить религию в прошлом не просто, хотя бы потому, что ее роль в нашей жизни часто сложно оценить однозначно. Религия познакомила меня с Богом, давала мне поддержку в трудные времена, впервые рассказала мне о вере. Религия же сделала немало для того, чтобы этот маленький росток веры во мне сломать. Когда я оглядываюсь в прошлое, то вижу в нем противоречивые вещи. Я чувствую, что меня учили нужному и ненужному вперемешку, всячески мешая мне отделить одно от другого.
Среди того, чему научила меня религия есть много нужного и полезного, и поэтому я не могу попросту выбросить все, чему меня научили. С другой стороны,  некоторые из привитых мне убеждений я не могу признать правильными и истинными, и потому я не могу просто оставить все как есть. Эти обстоятельства заставляют меня начать трудный процесс под названием «отделяем мух от котлет».
На просторах Интернета можно встретить немало людей, по разным причинам покинувших ту или иную религию. Читая их комментарии или сообщения на форумах, можно заметить, что многие из них все еще не свободны от своего прошлого, даже если они покинули религию достаточно давно. Часто в их словах чувствуется гнев, печаль или отчаяние. Эти чувства нормальны и совершенно естественны сами по себе, и если человек не прячется от них, они постепенно проходят. Но если боль кажется нам нестерпимой, мы закрываемся от нее, и «застреваем» в этом процессе.
Поскольку религия затрагивает не только наш разум, но и наши чувства, наше сердце, боль, которую она может причинить действительно очень велика. Мне кажется очень важным для христиан оказывать друг другу поддержку в таких ситуациях. Я должна, однако, заметить, что немногим хватает зрелости и смелости оказать поддержку брату или сестре, которого ранило что-то в церкви, который, как может показаться, критикует церковь, и часто такие люди сталкиваются с непониманием и осуждением вместо помощи и поддержки.
Такое осуждение ранит еще больше и часто заставляет человека замкнуться в самом себе. Со временем это может вытолкнуть человека из церкви. Однако боль в его сердце никуда не испаряется, будучи заперта внутри она «булькает» и время от времени ищет выход на форумах и обсуждениях в Интернете. Именно этой болью, как мне кажется, объясняются многие проявления резкого негатива по отношению к религии.
Проститься с религией необходимо, чтобы почувствовать настоящую свободу. Можно уйти из религии и все же быть привязанным к ней. Именно в попытке разорвать эту связь и освободиться я вижу причину резких выпадов некоторых людей, которые, впрочем, обычно имеют под собой некоторое основание. Но, кажется, резкость в высказываниях не помогает обрести желанную свободу.
Возможно ли оставить прошлое в прошлом и двигаться дальше? Можно ли помочь тем, кто рядом и/или самому себе? Как проститься с религией?
(продолжение следует)


Рецензии