18. Наглядные модели абстрактно-логического плана

                Если бы не было субъективного, существовало бы объективное?

                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр.60) «В процессе познания субъект стремится преодолеть односторонность знания и представляет его в виде системы понятий. Но это не устраняет субъективности знаний в абсолютном смысле. Всякий исторический этап познания включает  в  себя необходимость фиксировать в системе понятий изменяющийся мир, как бы создавая отдельные наглядные модели течения жизни. Без таких наглядных моделей невозможно ориентироваться в мире и познавать законы его развития.

«Наглядные модели» в данном случае есть ничто  иное, как наглядность научного  познания абстрактно-логического плана в  виде схем, таблиц, знаковых моделей, представленных для осмысления понимания познающего субъекта».

                План. Не означает ли это, что данный процесс происходит на определённом плане Мироздания?

«Наглядные модели в процессе познания и теоретического осмысления реальности составляют определённый концептуальный каркас, который в большинстве случаев несёт в себе объективную информацию о предметах и явлениях материального мира. Эти модели как фрагментарные, наглядно представленные концептуальные каркасы, должны так или иначе представлять себе объективную истину, а точнее её зримую, доступную органам чувств познающего субъекта часть».

                Были ли созданы специально внешние органы чувств для познания?

«Но эта часть – как бы видимая часть огромных айсбергов научных понятий, элементов теории, тысячами самых разнообразных связей соединённых между собой».

                Существовало бы понятие, если бы не было слова?

«Однако здесь в органическом сплаве единичного и общего, дискретного и целостного, формального и содержательного (что составляет один  из системообразующих категориальных перекрестков наглядности научного знания) в обязательном порядке представлено не только объективное, но и субъективное».

                Органический сплав единичного и общего, что имеется здесь в виду? Строение человека. Человек состоит из отдельных органов, состоящих из множества клеток. Так ли это? Скорей всего строение живого организма.

 «С прогрессом процесса познания роль односторонности знаний, дискретности понятий, как элементов логических схем возрастает. Субъективность понятий, связанных с процессом абстракции в развитие научного познания, не уходит, а, наоборот, усиливается. Например, в античности понятие атом отображало в целом соответствующий фрагмент реальности. В дальнейшем этот фрагмент всё более уточнялся исследователями, появилось новые свойства и связи, которые отражались в понятиях частичного порядка в сравнении с понятием атом. Образуемые понятия о структуре и свойствах атома по своему содержанию являются всё более односторонними. Такого рода односторонность преодолевается в логических схемах, причём уточнение рассматриваемых субъективных моментов понятий зависит от того, насколько данная система всесторонне и глубоко отражает объект. Действительно, в процессе познания переход знания к более глубокой картине изучаемых процессов осуществляется усилением роли субъективных моментов, то есть односторонности в содержании отдельных понятий. Диалектика познания такова, что односторонность научного знания преодолевается возрастанием количества (а это, в свою очередь, приводит к изменению и качества) элементов системы, к более тонкому уточнению и, следовательно, усилению односторонности понятия».

                Если раньше понятие атом  отображало в целом соответствующий фрагмент реальности, то есть часть пространства, то в дальнейшем   этот фрагмент всё более уточнялся, то есть он становился определённой формой в действительности, а именно в физическом мире. Чтобы как-то понять, что такое атом, человек усложнял и усложнял его строение. Проверить, что представляет собой атом, как в действительности, так и в  реальности человек не способен.

                В чём заключается односторонность (субъективность) понятия? Каждый субъект даёт своё понимание и структуру (модель) атома, а проверить правильность не может. Можно ли с помощью интуиции увидеть строение атома?

«В процессе познания переход от наглядности объективного плана, наглядности эмпирического уровня к умозрительной, теоретической наглядности происходит по линии усиления целостности, системности знания. Живое созерцание в своей чувственной конкретности отражает объекты познания. Но чувственное познание является хаотическим представлением о целом. В понятиях, мыслях о существенных свойствах предметов и явлений, в силу их абстрактного характера, происходит отход от объекта познания».

                То есть человек изучает не сущность предмета, а его свойства и качества. 

«В связи с этим система понятий даёт более глубокое воспроизведение конкретного, но уже не как хаотическое представление о целом, а с выделением существенного и закономерного в действительности.

                Раньше человек доверял больше своей душе (интуиции), а сейчас своему телу.   

«В процессе познания и практической деятельности сознание и понимание мира человеком  как в онто-, так и в филогенезе основывается на зрении, на развитии способности наглядно видеть и представлять объекты окружающего нас мира. Как в античности, так и сейчас первым проявлением сознания у ребёнка является способность видеть, понимать, что данный объект познания есть данный объект. Ребёнок видит, набирается опыта, знаний, и эту способность нельзя считать врождённой.

Современная наука доказала, что противоречие между теоретическими знаниями и непосредственными чувствами восприятия и представлениями человека имеет скорее относительный характер, чем абсолютный. Экспериментальная психология все больше склоняется к тому, что восприятие окружающего мира ребёнком и его осмысление, понимание этого мира не так уж сильно отличается от восприятия и понимания мира взрослым человеком. Здесь прослеживается тесная связь родства и гораздо более прочная, чем считалось недавно».

                Правильное познание реальности происходит  через внутренний мир человека, а не внешний.

«Образы и понятия даны в восприятии как особые формы реальности.

Наблюдателю эти идеальные образы заменяют исследуемые объекты, существующие независимо от его сознания. Интроспекция, как своего рода система отчёта, доставляет исследователю искомую информацию».

Интроспекция – Метод изучения психических процессов (сознания, мышления) самим лицом, переживающим эти процессы, самонаблюдение (интернет).

 «В этой связи познавательные наглядные модели играют неоценимую роль. Так как при чувственном познании субъект свои внутренние образы сверяет с непосредственным данными органов чувств, то при теоретическом познании, имеющим дело с идеальными объектами, точнее абстракциями, такой возможности нет. Поэтому возникают затруднения в установлении связи между объектом, данным в абстракции, и наглядным образом, созданным при непосредственном контакте с внешним миром. В таких  случаях нас выручают наглядные модели, копирующие объект не только схематично, но и конструктивно, структурно. Если модели наблюдаемы  и достаточно эвристичны, если они позволяют получать новые верифицируемые опытом данные, то их можно воспринимать как истинные».   

Эвристика – Совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного (толковый словарь).

Верификация – Метод доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путём их сопоставления с опытными данными, алгоритмами и программами (интернет).

                Слова, понятия и модели  необходимы  как для  познания, так и для общения людей между собой. Не являются ли тогда люди  в своей совокупности  общим мозгом планеты. Каждый мозг человека нейрон в нём. Так ли это?

                В чём разница взглядов на мироздание? В свободе выбора человека. Каждый формирует свой взгляд. Борьба взглядов через Эго. Запрограммирована эта борьба или нет?
 


Рецензии
Слова, понятия и модели необходимы как для познания, так и для общения людей между собой. Не являются ли тогда люди в своей совокупности общим мозгом планеты. Каждый мозг человека нейрон в нём. Так ли это?
***
Важна индивидуальность, бог проявляет себя через индивидуальность каждого. Как важно развитие индивидуальности, возможности бога здесь беспредельны вплоть до соединения с ним. Планета мыслящий объект гармонии и хаоса-искушений. Только через человека бог может проявить себя. От куда гении. Врожденность это развитость родителей, преданная ребенку. Дух семьи существует, как единый организм. Даже кошка туда включается.

Валерий Артамонов 2   23.01.2021 12:31     Заявить о нарушении
Вполне согласна с Вами. Спасибо за прочтение и отзыв.

Лариса Болотова   23.01.2021 20:58   Заявить о нарушении