Дворик на Молдаванке

                Д В О Р И К    Н А    М О Л Д А В А Н К Е
 Наверное в каждом городе есть такой район , где привязанность жителей со временем приобретает характер легенды . Так произошло и с жителями легендарного города у моря . Одесситы давно уже привыкли к тому факту , что их жемчужину часто сравнивали с Парижем ,отыскивая и находя приметы сходства . У одних это вызывало раздражение , а у других зависть . Пролетали годы ,и Одесса стала терять свои специфические черты , некоторые были  стёрты временем , другие исчезали постепенно . Так или иначе ,но миф об прекрасном городе ,облетел весь мир . К этому конечно приложили свою руку ,перо и талант  целoй плеяды замечательных поэтов и писателей – Багрицкий ,Катаев , Куприн ,Бабель .
В своих “Одесских рассказах” Исаак Бабель ,со свойственным ему искромётном колорите , описал один из самых  колоритных районов города у моря – Молдаванку  . Судьбе было угодно ,чтобы именно этот район города часто менял своё название . Как только не называли его местные жители за всё время существования – Бугаёвка ,Воронцовка ,Канава и Сахалинчик .Но рано или поздно все эти названия канули в прошлое .   Но в памяти и на слуху местного населения навсегда осталась Молдаванка -как символ и явление этого города . Молдаванка это -мораль , нравственность , память и даже если хотите стиль жизни . И сегодня ,отдавая дань прошлому , нельзя не вспомнить герцога Ришелье ,который на месте нынешнего Дюковского сада, когда-то  выстроил себе дачу . И  первые шаги в Одессе великого поэта А. С . Пушкина тоже проходили по этому легендарному району .
В этих старых ,разбитых дворах ,поросших травой и застроенными деревянными верандочками  жили хрестоматийные  одесситы – мелкие торговцы ,биндюжники ,ставшие своеобразным “лицом” города начала 20 века . В них и сейчас ещё немного сохранилась старая Молдаванка ,где живут ещё потомки коренных жителей . Они с необычайной душевной теплотой и со слезами на глазах вспоминают прошлую жизнь . Но не потому ,что была эта жизнь очень хорошей ,а скорее потому ,что жили они дружно, вместе делив горе и радости ,справляя свадьбы и поминая усопших . … И никого не интересовало материальный достаток ,сословное положение или национальность -главное ,чтобы человек был хороший .  И даже говорили все на своём ,особом -одесском языке . Именно поэтому наверное колорит этой части города так отразился на творчестве И .Бабеля ,     родившегося   на  Молдаванке  ,где  жизнь как в калейдоскопе ,где картинка то рассыпается на множество разрозненных частиц, то вновь предстаёт в своём  неповторимом колорите.


Вот именно в такой дворик ,находящийся в самом сердце Молдаванки ,на улице Мечникова 116 , впервые пришла маленькая Лялечка . Пришла конечно не сама и не по доброй воле . А привёл её туда отец . Там ,в этом специфическом дворике ,скорее похожем на некое подобие общины ,жила бабушка Ляли ,то есть мать её отца .  Выросшая совсем в другой атмосфере девочка ,детство которой проходило в центре города ,рядом с Соборной площадью и Дерибасовской, да и совсем в другом не похожем на этот двор на Молдаванке , никак не могла понять эту странную публику .Даже речь, на которой говорили жильцы этого двора ,да и саму бабушку ,Ляля понимала с трудом .
Ляля навсегда запомнила маршрут по которому она с отцом попадали в этот чужой ,не похожий на её ,мир .  Выйдя из дома и пройдя по Соборной площади они садились на трамвай номер 12 и доезжали до Привоза . Затем пройдя мимо поликлиники и бензоколонки и перейдя дорогу упирались как раз в двор на пересечении улицы Лазарева и Мечникова . Ляля ещё издали улавливала запахи ,которые ударяли в нос с такой силой ,что у маленькой девочки начинали слезиться  глаза .  Вся палитра жизни жильцов этого дворика переплеталась  в этих запахах ,характеризуя таким образом всех тех ,кто там жил . Это был и аромат жаренных семечек и запах рыбы и не очень свежего мяса ,и  ужасный запах сапожного клея и плохо выстеранного белья в перемежку с нечистыми телами .
Стоит посетить типичный Молдаванский  дворик   ,и попадаешь в обжитое местечко ,где на солнышке спят коты , играют дети ,накрывают  обед  на большой ,общий для всех соседей  стол .  Вобщем  туда  “ где обсуждаются и браки и аборты” , как поётся в известной песне . Но стоит выйти за ворота и видишь как по длинным улицам туда -сюда ходят трамвайчики и на рынке привередливые покупатели активно торгуются между собой ,а в церквях разных конфессий  мирно отдыхают и общаются прихожане .
У маленькой Ляли чётко отложились в памяти все жители этой маленькой ячейки  общества на Молдаванке . Сразу у входа во двор  всегда ,как часовой на посту , сидела толстая баба Катя . На голове у неё был огромный цыганский платок ,прикрывающий её вечно немытые ,седые космы . На огромном пузе был повязан фартук в пятнах разного происхождения с большущим карманом набитым  мелочью от торговли семечками .  В зубах у неё всегда торчала папироса и от того голос её напоминал  испорченный  громкоговоритель . Надо сказать ,что именно эта баба Катя была как стражница этого двора . Ни одна живая душа не могла проникнуть во двор без её чёткого и зримого ока .


Почему-то именно этот двор особенно притягивал всякую залётную шпану . Возможно сказывалось его близкое рассположение к Привозу .  Всё то ,что там воровали мелкие карманники и шулеры , часто оседало у жителей этого двора . Стоило воришке что-то принести во двор ,как тут же раздавался гремучий глас бабы Кати извещающей что есть в наличии для продажи .
Ну а если к кому-то из жильцов приходили гости , баба Катя тут-же  предупреждала хозяев о посетителях ,дабы они смогли достойно встретить гостей.  Почему -то именно эта баба Катя ,даже несмотря на свой неопрятный вид ,вызывала у маленькой Ляли найбольшую симпатию  из всех обитателей этого двора . Возможно это было связано с тем фактом , что только завидев приближение девочки идущей за руку с отцом , она громко отхаркавшись кричала на весь двор ,обращаясь к Лялиной бабушке - “ Сонька, твоя Лялечка с косичками идёт к тебе “ .  Войдя во двор Ляля всегда гордо улыбалась . Косы у неё действительно были длинные и толстые ,всегда заботливо заплетённые мамой и подвязанные  яркими      лентами .что придавало маленькой девочке особую прелесть .  В такие моменты отец всегда с гордостью смотрел на красавицу -дочь и Ляля забывала о том ,что пришла в этот чужой ей мир .  Она нехотя и с брезгливостью позволяла своей не очень опрятной бабушке обнять себя ,но всегда категорически отказывалась целоваться с ней . Но бабушка словно не замечала этого и с гордостью взяв внучку за руку обходила по очереди всех жильцов своего маленького рая .
Помнила Лялечка и других жильцов дворика на Молдаванке .  В самом центре двора жила Зина – толстая ,неопрятная но всегда улыбающаяся женщина . Было у неё два сына -оболтуса ,Женька и Колька . Они по очереди сидели в тюрьме за мелкие кражи и хулиганство ,но мать не особенно переживала по этому поводу . Тем более ,что и кормить их особенно было нечем .  Сама она тоже не работала, а занималась скупкой и соответственно продажей краденных вещей  ,которые приносили к ним во двор местные барыги .
Соседкой Зины  была разбитная красавица  Люська .  Ещё будучи совсем девчёнкой она родила дочь сама не помня от кого . Зою растил весь двор жалея девочку и её непутёвую мать
 Зоя была точной копией Люси  .  Голубоглазая ,как безоблачное летнее небо ,с густой копной каштановых и вечно нечёсанных волос – девочка была всеобщей любимицей . Она целыми днями сидела у своего крылечка ,пока мать отсыпалась в маленькой комнатушке после ночных гуляний .


 Соседи по очереди кормили маленькую девчушку ,а когда Люська уходила на ночные заработки уложив дочь в постель , дворовой пёс Кузька ложился у их двери охраняя ночной сон девочки . Но однажды Люсю  заприметил местный авторитет - Колян. Она перестала шастать по ночам и стала его подругой .  Он часто захаживал к ним по вечерам и очень привязался к маленькой Зои . А она росла не по дням ,а по часам и вскоре превратилась в настоящую красавицу .
Колян души не чаял в девушке и баловал её как родную дочь . Ляле частенько доставалось от него ,когда он видел как пренебрежительно она относится  к своим  материнским обязанностям . Когда Зое исполнилось шестнадцать лет он сделал девушке королевский подарок ,одев ей на шею золотую цепь с огромным крестом .  На худенькой ,тонкой шеи девушки как-то нелепо выглядело это украшение ,тем более что Зоя по материнской линии была еврейкой . Но этот факт её не сильно огорчал .Она была благодарна Коляну за украшение ,тем более что это был по сути первый подарок полученный ею за всю жизнь .
Помнила Ляля и других соседей этого странного на первый взгляд двора .  В самом дальнем углу ,под лестницей был огромный  полисадник в котором жил старый сапожник со своей женой-ивалидом .  Каждое утро он выходил во двор  в своём не очень чистом исподнем и обливался холодной водой прямо из дворовой колонки . Вода из неё текла медленно и была слегка коричневого цвета от проржавевших труб ,но его это не смущало . При этом он пыхтел и ругался матом выражая таким образом удовольствие от водных процедур . Затем взяв на руки жену , он переносил её на раскладушку стоящую в полисаднике и сев рядом за свой  сапожный  станок весь день забивал маленькими гвоздиками подмётки всех жителей близьлежащих дворов .
А  поднявшись  по прогнившей  деревянной  лестнице на  второй  этаж  можно было выйти на длинный и такой -же  прогнивший балкон ,на котором находилось две квартиры . В одной из них жили  две сестры. Они были уже не молоды и обе были старыми девами . Хотя  с точностью можно было утверждать лишь первое . История умалчивает о том оставались ли они девами ,но замуж точно никогда не выходили ,что значительно отразилось на их скверном ,вечно брюзжащем характере . Они постоянно спорили друг с другом ,а иногда даже доходило до рукопрекладства .  Но когда сгущались сумерки и поделав все свои дела соседи собирались за столом в центре двора чтобы опять же обсудить всех и всё , сёстры  быстро забывали о своих обидах .


Рядом с ними как раз и жила бабушка Ляли . Жила она вместе со своей старшей дочерью ,зятем и двумя внуками  . Квартирка их состояла из маленькой комнаты и кухоньки ,одновременно служившей и прихожей и местом  где спала бабушка Ляли . Там же находилась и печь ,которая и обогревала всю площадь и одновременно служила местом приготовления еды. Позже на ней появились и примуса . От этого потолок там и без того невысокий ,словно чёрной тучей   нависал    над головой .
 Лялина тётя и её муж работали на почте разнося телеграммы и были единственными служащими в этом дворе .  Но предприимчивая бабушка однажды нашла радикальный выход из положения ,чтобы вырваться из нищеты . В то время многие жители Молдаванки ,живущие на таких же длинных балконах ,пристраивали себе халабуды . Это были такие нависающие постройки ,которые со двора подпирались балками . А внутри предстовляли собой что-то вроде сарайчика . Но так или иначе там можно было спать или даже покушать . Размером они были приблизительно два на три метра . Так вот ,построив такую халабуду ,бабушка  устраивала там ночлежку для заезжих колхозников привозивших свои урожаи на Привоз . Они были счастливы за небольшую плату получить ночлежку ,благо Привоз находился совсем рядом .  Отбоя от клиентов небыло . Многие хотели получить это “место под солнцем” .И бабушкин бизнес скоро пошёл в гору . Вскоре она даже могла одалживать бедным соседям деньги ,которые буквально гребла лопатой.  К ней даже стали относиться с большим уважением .
Но Лялю бабушкины миллионы не волновали . Выросшая в скромной ,но культурной семье ,она не могла понять и принять мир своей  бабушки . Ей был  чужд этот мир ,полный хаоса и неразберихи царящей в жизни людей в маленьком дворике на Молдаванке . Уже повзрослев Ляля  пыталась посмотреть на свою бабушку другими глазами и  понять  её . Она начала думать ,что наверное  обстановка в которой мы  живём  накладывает  определённый отпечаток на жизнь людей . Возможно изменить внешний облик ,умыть и накормить людей живущих в трущобах ,но искоренить образ жизни ,язык на котором они говорят и их примитивное мышление очень трудно и даже вполне вероятно невозможно .
Конечно та  Молдаванка Лялиного  детства с  годами тоже претерпела свои изменения . Кое-где  появились даже   новостройки  и  модныые  архитектурные  излишества . Но та  старая  самобытность, говор и даже нравы так прочно закоренились в душах  старожилов ,что и сейчас  не перестаёт  удивлять тех ,кто впервые  посещает  этот  диковинный  мир .


  И сейчас ,спустя  много  лет иногда  приезжая  в свой любимый  город , Ляля  каждый  раз думает о том ,а не посетить ли ей тот старый  дворик ?  Но бабушка уже давно умерла и нет никакого желания окунуться в прошлое …..


Рецензии