А мне что ли, неученой быть?

   Когда я была маленькая, по семейной традиции каждую субботу мы встречались всей ленинградской маминой родней. Нас четверо- мама, папа,  старший брат Валерка и я, семья родной маминой сестры тети Тани: ее муж- дядя Ваня и две мои двоюродные сестры –Галка, старше меня на четыре года и  Алла - старше Галки на 8 лет, и еще ещё тетя Катя - старшая сестра мамы с сыном Виктором- ровесником Аллы.
Мы жили на Международном проспекте, ныне Московском, напротив садика "Олимпия", в котором до войны был кинотеатр "Олимпия". До войны в "Олимпии" перед сеансами работал гардероб, играл джаз-оркестр и были танцы. В войну кинотеатр был разрушен и в нашу бытность он стал просто садиком с песочницами и горками. Потом в этом саду построили кинотеатр "Космонавт", а позже открыли популярный в семидесятые бар "Нектар".   
   Семья тети Тани жила на улице Плеханова, нынешней Казанской, в первом дворе от Казанского собора. Тогда cобор не был действующим храмом, и мы любили гулять и играть в прятки между колоннами. Я обожала дорогу от трамвайной остановки на Садовой вдоль канала Грибоедова и переход через Львиный мостик к переулку до Плеханова. А на обратном пути поздно вечером обожала созерцать витрины Гостиного Двора в ожидании трамвая - мне они казались сказочными.
Обычно в одну из суббот мы ездили в гости к тете Тане с дядей Ваней, а в другую все собирались у нас. У нашей семьи  и и семьи тети Тани  было по одной, но довольно просторной комнате в коммунальной квартире. Только наша квартира состояла из десяти , а квартира тети  из четырех комнат. При этом, у нас все соседи жили довольно дружно, а у них сохранялась тяжелая напряженная обстановка, потому что после военного уплотнения бывшие владельцы квартиры, куда поселили семью дяди после войны,  оставались жить в этой квартире, но  занимали теперь  только две небольшие комнаты. Смириться с чужаками в бывшей собственной квартире они не смогли, особенно самая старшая в этой семье и уже довольно старая бабушка. Она была невероятно злобной, как ведьма из сказки. Когда тетя Таня готовила обед, отойти от кастрюль она не могла, потому что однажды нашла в супе иглу, а в другой раз ей пришлось вылить кастрюлю с борщом в туалет, потому что она вспенилась от брошенного туда куска мыла, вернее обмылка.
    Да, к сожалению, у послевоенной жизни были стороны не только светлые, но и темные
    В одну из таких суббот семья тети Тани приехала к нам. Приехали и тетя Катя с Виктором. Пообедали, как всегда вкусно и сытно. Все сестры прекрасно готовили -смесь русской и украинской кухни; притом, мама пекла невероятно вкусные пирожки, а тетя Таня- свой фирменный кекс в чудо-печке. И после обеда дядя Ваня предложил нам, детям, прогуляться.
    Дядя Ваня был самым образованным в нашем семействе и любил подбрасывать старшим какие-нибудь интересные темы для обсуждения. На этот раз была тема – учеба и кто кем хочет стать. Движения машин по нашей  6-ой Красноармейской улице  почти не было, погода была прекрасная, почти летняя - май месяц, и мы неровной шеренгой шли прямо посередине улицы от Международного к улице Егорова. на которой была Валеркина школа. Брат, также как и Галка,        ( меня почему то назвали так же, как сестру, да еще обе мы были Ивановны) учился во втором классе,  Аллочка и Витя заканчивали девятый класс.
    И началось бурное обсуждение достижений в учебе и планов на дальнейшее образование или в институте или профессиональное для Вити, так как они жили без отца. Дядя Ваня очень умело вел беседу и обращался то к одному, то к другому, с вопросами по учебе и  устремлениям моих старших сестер и братьев. Не задавали вопросов только мне, потому что мне и пяти не было и вроде об учебе мне было рано думать. Дядя Ваня держал меня за руку, но не уделял мне никакого внимания
И через какое то время я не выдержала и, как упрямая коза, остановилась посреди улицы. Дяде Ване тоже пришлось остановиться, потому что я стояла, как вкопанная. И все остановились и, определив, что причина остановки нашего шествия я, вопросительно на меня уставились.
    И тут я громко изрекла свою, вторую за мою детскую жизнь ту самую сакраментальную  фразу,  от которой дяди Ванины, чуть выпуклые серые глаза, стали еще выпуклее и круглее.  Выдернув руку из его руки, я взмахнула обеими руками и выпалила возмущенно и звонко: «А мне что ли, неученой быть?»
От удивления все замолчали и через паузу заулыбались и наперебой начали успокаивать меня и объяснять, что я тоже скоро пойду в школу и, конечно, буду хорошо учиться.

    Эта беседа не прошла для меня бесследно. На следующий день в киоске рядом с нашей парадной я купила азбуку на глянцевом листе за две копейки и, когда к нам заехала бабушка Аксинья- папина мама, ( она через день возила молоко в большом бидоне в дом на Обводном канале -у нас был загородный домик с участком и коровой Красоткой) z тут же усадила ее на диван и заставила вслух  громко читать  все буквы Азбуки.
    Некоторые она читала так: «Пы-буква «П» , Ры- «Р», Сы, Ты…»
А уже через пару месяцев тетя Ната, мама моей подружки по квартире Нины,  демонстрировала всем желающим мои способности: она просила меня читать титры после окончания фильма на экране телевизора с малюсеньким экраном и толстой линзой  (телевизор был только у них на все десять комнат нашей коммуналки) и соседи, пришедшие «на телевизор» посмотреть кино восхищались ,и мне, конечно, это было лестно.

     А картинки моей первой азбуки я запомнила на всю жизнь: «А»-арбуз, «Б» -батон, «В»- ведро, «Г»-грабли, «Д» - дом и так до «Я» - красивого румяного яблока.
    И мое «А мне что ли, неученой быть?» вспоминали в нашей родне всегда, когда кто- то
обижался на то, что недооценили или не поверили в его способности и возможности.


Рецензии