Любой полёт - это самая вершина в пирамиде...

Любой полёт – это самая вершина в пирамиде труда сотен людей.

                Автор - Виктор Сокерин

Ещё в годы далёкой моей лейтенантской юности в ВВС СФ посчитали, что для того, чтобы в воздух поднялся один самолёт, в той или иной степени привлекаются 294 человека. Понятно, что на "конечный результат" работает тот, кто "шевелит" штурвалом и нажимает кнопку боевого сброса. Но экипаж составляет не более 1/30 от этого числа. Остальные 29/30 трудились не только не меньше, но больше, многие из них получили на рабочих местах инфаркты и даже умерли. Подавляющее их большинство не рассказывает о себе, труд их был незаметен и, как правило, по достоинству НИКОГДА и не был оценён...

1984 год. Подполковник Перегонцев Г.Н., командир 2-й АЭ 924 гв. мрап, ушёл в отпуск, я – за него. Ноябрьские праздники, раздали всем "поощрения". Через дня три после праздников приходит ко мне инженер (ЗК по ИАС АЭ) и умоляет отправить в отпуск матроса срочной службы. Я ему возражаю, что перед праздником мы же с тобой определили, кто поедет в отпуск, почему этот матрос не попал в тот список? Но плох тот зам., который не надурит начальника… Долго объяснять, но пробил я отпуск тому матросу...

Через год примерно узнаю, почему за него так радел ЗК по ИАС. На РД (рулёжной дорожке), точно напротив ПУИ 2-й АЭ, стоит заруливший после облёта вне смены самолет № 75. Тягача пока нет. Рулёжка перед ним с большим уклоном вниз, через метров 400 раздваивается – один "ус" вправо, почти под 90 градусов, другой "ус" влево, примерно под 30 градусов, в зону 1-й АЭ, где ещё раз раздваивается. Так подробно пишу про РД, чтобы было понятно дальнейшее.

Старший техник самолёта, видя, что тягача нет, чтобы не перегреть тормозные камеры (которые потом «потекут», и ему же их придётся менять), снимает самолёт со стояночного тормоза (колодки под колёсами стоят). В кабине никого нет. Пришёл, наконец, тягач, тех. состав цепляет "водило" и поворачивает его к крюку приближающегося тягача.

От шевеления "водилом» самолёт "выплёвывает" из–под колёс колодки и катится под уклон. Тягач включает задний ход и сдаёт задом в ближайший свободный капонир. Самолёт катится по РД к развилке РД, за которой обрыв метров пять–шесть и озеро. Все разбежались. Самым сообразительным оказался "тот" матрос. Он догнал самолёт, схватил "водило" на развилке, повернул его влево, пробежал с ним до развилки в 1-ю АЭ, где метров через 500 ещё раз повернул самолёт вправо. Там РД шла уже "в гору", на которой самолёт и погасил скорость до нуля, после чего матрос сунул ему сзади под колесо колодку с ближайшей машины. Приехал тягач и укатил его на своё место... (с километр назад) …

Матросик просто спас самолёт…

На снимке аэродрома Оленья показаны те два поворота (красным цветом), в которые ОДИН матрос сумел тяжеленным «водилом» вписать самолёт на большой скорости.

Самолёт на фотографии стоит на том самом месте, откуда он и начал своё движение. Только он был развёрнут на 180 градусов, когда покатился.


Рецензии
Рассказ - супер, снимаю шляпу. Как-то довелось всем полком толкать в горку 500 метров ТУ-22м2, под руководством Главного инженера ВВС БФ, генерала Морозова - исправляли ошибку одного бестолкового лёДчика Анатолия Н., который не туда зарулил, а шёл разведчиком погоды перед боевым порядком полка ...

С уважением, п-к Чечель.

Полковник Чечель   24.11.2021 16:47     Заявить о нарушении
Будучи в командировке по рекламации в Орске (на "Соколе) удивился
"тяговой силе" экипажа Ил-28 и техника. Зарулил с полёта, как смог
поближе, вышли и вчетвером с техником начали заталкивать машину на
место. Мы, конечно, бросили свои дела и помогли, но видно было, что
это не впервой, и сами бы справились. А у нас на заводе перакатка и
выкатка из ангара сотней человек происходила... А матрос действительно
умница и смельчак. Водило, стоило бы машине наехать на малейшее препятствие,
махануло бы так, что и... Но хорошо, что хорошо кончается. Интересный
случай. А колодки... отрабатывали на газовочной площадке режимы на Ан-26,
Крайний режим 100%. Колодки, как у Вас, "выплюнуло" и самолёт пошёл вперёд.
Винты тягу теряют долго, встали, когда "собрали в кучу" стремянки и пр..
Движки, винты - на замену, и ещё хорошо, что так обошлось. А в летнюю грозу
с сильным ветром, сначала размочило "бетон" под колёсами, (тогда ещё грунтовка была), а потом ураган начал катать машины, вместе с колодками. Тоже клепалям
работы хватило. Так что колодки хороши, когда держит стояночный. Разговорился,
вспомнилось своё, технарское. Да, спасибо за адрес! Только,думаю, помогает
кто верит. А у меня что-то с этим делом дефицит, вроде уже всё перепробовал,
а года своё говорят, пыхти и радуйся. Дыхалка моя поломалась давно на свежачке
и пыли, а теперь напоминает тем, что воздуха много, да не для меня.Но, как знать,
попробую. Здоровья, благополучия!

Валерий Слюньков   24.11.2021 17:42   Заявить о нарушении