Тонир

*** Вот, уже по прошествии нескольких десятков лет, вспоминаю как  в шести летнем возрасте, я впервые побывал в Арцахе. Событие это, произвело на меня неизгладимое впечатление. И я до сих пор вспоминаю моё первое знакомство с селом,  и всё, что связано с жизнью , традициами и обычаями моего народа.     Дзуватех, Деревня куда меня привезли на лето, разместилась на склоне горы в живописном утопающем в зелени местечке .
 По другую сторону речки немного вверх по течению находилось соседнее село Хэрхан, куда мы потом ходили собирать ежевику, которой там было видимо-невидимо.  На следующее утро после приезда, проснувшись на рассвете я вышел из дому в сад.
 Воздух в этих краях горный, чистый прохладный. Набрав полную грудь  , я поневоле закашлялся. После городского смога, здешний воздух как-то по особенному воспринимался. Запах травы деревьев цветов покрытых утренней росой пьянил... Так - и захотелось закричать: - Доброе утро село! 
 Так в приподнятом настроении походив немного по саду, надышавшись ароматами деревни, наслушавшись пения ранних пташек, я стал искать где можно оправиться... Незаметно для себя я вышел за пределы двора. Недалеко от дома увидев  небольшое строение решил заглянуть во внутрь.
- Наверное это, то, что мне надо! Подойдя к шатрообразному помещению , обойдя его я обнаружил что здесь нет двери. Вход был свободным.
 -" Как - же они здесь... без дверей? "...
- подумал я. 
 В центре шатра в земле находилось круглое отверстие, подойдя я увидел что- то напоминающее колодец. Вокруг было чисто. Гладкий земляной пол был начисто выметен. Никакого намёка на то , что мне было надо.
 - Цавт танем!( унесу твою боль. армянск. ) Ты, что здесь делаешь? Я обыскалась тебя! - Это была моя прабабушка, старенькая, худенькая небольшого росточка простая деревенская женщина.
 - Я искала тебя во дворе, в саду, хорошо сосед видел как ты выходил из двора и куда направился!
 - Татик, ( бабушка армянск.) я хотел по делам... Не нашёл в саду, вышел и увидел вот это...
 - Вай цавт танем! Это - же тонир!
 - Тонир? А что это такое?...
 - Вот , что жизнь в городе делает с людьми! Не знают, что такое тонир! Это - же самое главное у нас! Тонир , это место где пекут хлеб!
 - Как здесь можно печь хлеб? - удивился я.
 - Здесь нет газовой плиты ...
 - Ничего внучек, как - раз сегодня я пеку лаваш, и ты увидишь как это делается. А сейчас идём завтракать, и я тебе расскажу про то как у нас в селе пекут хлеб...
 После завтрака, дождавшись когда прабабушка уберёт со стола, я стал просить её рассказать мне про тонир.
 - Идём, я буду готовить тесто и рассказывать тебе про тонир и лаваш...
 Татик начала просеивать муку...
 - Слушай внучек, тонир в Арцахе появился много веков назад... помещение в котором ты видел тонир называется " тонратун ". Тонир изготавливается из камней и глины...
 - тати, а почему он зарыт в землю?...
 - Это делается для того, чтобы дольше сохранялся жар. А раньше, тониры устанавливались в домах, для того, чтобы внутри дома было тепло... Так, что тонир имел двойное назначение ; для выпечки хлеба и поддержания тепла в жилье...
 Я смотрел как бабушка старательно долго вымешивала тесто, смотрел на то как мука смешаная с водой становится однородной массой похожей на мягкий пластилин...
 - Ну, вот тесто готово, теперь помоги мне; возьми вот этот " тап( тап- армянск. приспособление для укладывание  на него расскатанного лаваша, при помощи которого лаваш лепят на стенку тонира )  "...
 Я взял тап похожий на овальную подушку... она напоминала по форме продолговатую сковороду с длиной деревяной ручкой... В тонратун уже собрались трое соседских женщин. В Арцаских деревнях есть традиция: когда кто-то собирается печь хлеб , соседи помогают, потому-что лаваш пекут на пару месяцев вперёд и его должно быть достаточно.
 - Натон кто это с тобой? - Увидя меня спросили соседки.
 - Это мой правнук из города, сын моего старшего внука, его привезли к нам на лето. Вот он интересуется тониром....
 - Ай молодец, что интересуется. Сейчас городские мало, что знают про то как пекут настоящий лаваш, а очень жаль...
 - Давайте помолясь, начнём! - Бабушка прочла молитву, женщины перекрестились и расселись на заранее постланые паласы и начали готовится к выпечке лаваша... А до того, прадед принёс чех ( чех арцахск.  хворост всухие ветви деревьев) заранее развёл огонь, чтобы к приходу женщин тонир был разогрет до нужного жара...
 Соседки стали готовить лаваш. Одназамешивала тесто, другая брала уже замешаное тесто отрезала от него куски придавала им форму шара и укладывала их на деревяный поддон и накрывала тканью, чтобы оно немного отдохнуло. Третья раскатывала эти шарики придавая им продолговатую овальную форму, растилала их на " тапе ", а бабушка брала " тап ! и лепила лаваш на стенки тонира. Потом она длиным железным прутом, с крюком на конце поддевала горячий лаваш и вынимала его из тонира.
 - Татик, хочу лаваш! - в нетерпении попробовать горячего лаваша сказал я.
 - Потерпи! Первый лаваш нельзя есть..., а  вот-и другой поспел! На внучек ешь на здоровье! И Иди к деду, побудь с ним!
 Я пошёл к дому. В саду под деревом сидел мой прадед Саак, невысокого роста седовласый, с большими излучающими свет весёлыми глазами. Несмотря на возраст, дедушка был ещё крепким мужчиной.
 - Ну, что? Посмотрел как пекут лаваш?!
 - Да, очень интересно!
 - А ты, знаешь , что в тонире не только лаваш пекут?
 - А , что ещё? - Удивился я.
 - В тонире ещё-и жарят хоровац ( шашлык на армянском ) готовят хашламу, и другие блюда.
 - Папик, ( дедушка на армянском. ) ведь шашлык готовят на мангале! а хашламу в кастрюле на плите!
 - Погоди вот женщины испекут лаваш, потом мы с тобой сделаем Хоровац!
 В полдень мы с дедом пошли в тонратун. дедушка принёс " чех " , виноградной лозы. Потом развёл огонь в тонире...
 - Пока тонир разогреется и дрова превратятся в уголь, мы с тобой займёмся мясом. - Папик, а почему бабушка так много печёт лаваша? Да и зачем мучаться? Ведь в магазине каждый день можно купить свежий хлеб.
 - Внучек, - рассмеялся дед. - Это у Вас в городе можно купить хлеб в магазине, а  в селе хлеб люди пекут сами! Кроме того , как тебе лаваш?
 - Очень вкусный! Ароматный!...
 - Вот, видишь!? В городе ни в одном магазине такого не купишь! Настоящий лаваш получается только в тонире!  Ну Вот, всё готово! давай жарить хоровац.
 тут пришла бабушка. Она принесла " тава " большую чугунную сковороду и очищеную и разрезаную на половинки картошку. Дед взял " тава ", уложил на неё тонко нарезаный бараний курдюк, на жир уложил картофель. Подцепив " тава " двумя длиными крюками он аккуратно уложил её в тонир на угли, затем надетые на железные прутья шампура,  развесил их на тонире, прикрыв крышкой верх, дед глядя на моё удивлённое лицо  сказал:
 - Вот теперь ты видишь как можно готовить разные блюда в тонире...
 - А картошка?... она не...
 - Нет, картошка, жарится на углях, сверху на неё капает жир с курдюка и сок от мяса, одновременно жарится мясо и картошка...
 Хоровац из тонира был потрясающе вкусным, ну а картошка... Я такой ни до ни после не ел, вкус её до сих пор во рту , ароматная с дымком.....
 В следующий раз, я попал в Наше село лет через пятнадцать. Меня попросили быть кавором ( кавор- армянск.  свидетель и главное лицо на свадьбе ) у троюродного брата , которому решили взять в жёны девушку из Арцаха.  Родственники зная мою склонность к национальным традициям и знание обычаев, решили выбрать меня для " хнамахос " ( сватовство армянск.  Итак мы приехали в наше родовое село.
 Деревня  где жила будущая невеста находилось по правую сторону от нашего, села всего в четырёх километрах. Мы приехали на несколько дней раньше оговорённого срока, чтобы немного побыть в нашем селе. Возле дома стоял всё тот же тонратун. Но бабушка уже не пекла лаваш, она сильно постарела, но всё-таки мне удалось вновь отведать горячего лаваша из тонира
 В Арцахе есть такой обычай; когда молодые девушки или женщины несут из тонратун готовый лаваш на длиных деревяных, похожих на большие подносы досках, накрытых тканью, можно было просто сказать: - " тажа хацан кытрек, ( отломите кусок хлеба армянск. ) и тогда просящий тутже получал свежеиспечёный хлеб, и никогда за всю историю никто не получал отказа. Такой возможностью воспользовался и я. Кстати, это давало молодым парням возможность познакомится с понравившейся им девушкой. Потом я узнал почему бабушка говорила, что первый выпеченный лаваш нельзя есть. Дело в том, что в обычае у армян, когда пекут хлеб, то первый всегда относят больному человеку, чтобы тот съев лаваша насытился и восстановил силы... 
 Отдохнув два-три дня мы поехали на " хнамахос". Как и принято нас радушно встретили ...После того как мы сговорились, нас угощали хоровацем из тонира. Мы весело, и приятно провели время...
 С тех пор прошло много лет. Казалось я всё знаю о тоныре, но каждый раз общаясь со стариками я открываю для себя много интересного о тоныре лаваше и традициях народа связаного с ними...
 Впервые тонир появился в Армении около шести тысяч лет назад. Кстати тонир используют многие народы кавказа и востока. Упоминания о широких тандырах датируются 10—12 веками. В разных вариантах написания это слово встречается и в других языках: в Армении — ( тонир ) диалектные формы ( тондир, турун, тондруг ), в Грузии — ( тонэ ), в Индии — ( тандур ), в Таджикистане — ( танур ), в Туркменистане - ( тамдыр )  в Узбекистане — ( тандир )...
 В Испании и странах Латинской Америки тоже можно встретить подобие тонира...
 В Армении существует обычай; во время свадьбы когда молодых приводят в дом, невеста должна поцеловать верхнюю часть  круга тонира, в знак того, что она входя в дом мужа становится членом семьи и хранительницей очага...
 В Арцахе, в Армении, особое трепетное отношение к тониру и хлебу. И если Вам предлагают поесть; не важно, завтрак это, обед или ужин; всегда говорят: - " Экек хац утенк!" ( давайте поедим хлеба! армянск. ).
 Да-а, по счастью В Армении до сих пор не только в деревнях, но и в городах существуют в больших количествах тонратуны, где всегда можно отведать наивкуснейший ароматный лаваш из тонира.....
 И вот теперь, по прошествии пяти десятка лет, я с ностальгией вспоминаю дедушкин хоровац, и этот незабываемый, удивительный, ароматный запах  наивкуснейшего свежеиспечённого лаваша из родного деревенского тонира.


Рецензии