Каналетто. Возвращение Бучинторо

    Каналетто.Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Около 1730
Холст, масло. 182 ; 259 см.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

     Картина написана Каналетто в 1760-х годах вместе с парной работой «Приём французского посла в Венеции» приобретена для Императорского Эрмитажа. В 1930 году передана в Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина (парная композиция осталась в Государственном Эрмитаже). Варианты картины находятся в собрании Виндзорского замка, в галереях Даличского колледжа (Лондон) и Уффици (Флоренция), а также в других музеях.

Праздник Обручение дожа с морем.
    
     День Вознесения, или как его называли венецианцы — La Sensa, считался главным праздником города. В этот день 13 мая 998 года дож Пьетро II отправился в морской поход, в котором одержал важную победу над Далмацией. В память об этом событии ежегодно проводился торжественный ритуал Обручения Венеции с Адриатическим морем. Символическое обручение должно было благоприятствовать флоту, развитию торговли и процветанию города. Изначально церемония состояла из простой молитвы, обращённой к морю, с просьбой, чтобы оно оставалось благосклонным к венецианцам.

       В XII веке обряд претерпел изменения. В 1177 году город посетил римский папа Александр III. Во время празднества, он снял с пальца дожа драгоценное кольцо, прочитал над ним молитву и велел бросить его в море. Так зародилась традиция, которая из года в год становилась всё более масштабной и красочной, приобретая светский  характер. Теперь она начиналась на площади Сан-Марко, где дож, возглавлял торжественную процессию к богато украшенной галере. На ней он отправлялся в плавание к форту Сан-Андреа вблизи острова Лидо, где бросал свой перстень в море. Заканчивался обряд церковной службой в соборе Сан-Николо ди Лидо.
 
 О КАРТИНЕ.

     На многофигурном полотне на заднем плане изображёно причаливание ладьи дожа после окончания церемонии Обручения Венеции с Адриатическим морем. В центре композиции — украшенные золотом и цветами гондолы французского посольства, сопровождающие Бучинторо во время торжественной процессии. Вокруг главных кораблей — множество других лодок. В них сидят празднично одетые люди, представители знатных семей Венеции и простые горожане в карнавальных костюмах и масках. Фоном пышной церемонии служит городской пейзаж: дворец Дожей, площадь Святого Марка, аркада библиотеки Марчиана и высокая колокольня собора Сан-Марко. Все архитектурные элементы и здания переданы очень точно, они и сейчас легко узнаваемы на современных фотографиях.

     Художник искусно вписывает в этот пейзаж жанровые мизансцены, уделяя внимание деталям и мелочам: нарядную толпу на набережной и людей, наблюдающих за происходящим с балконов, развевающееся знамя на флагштоке, разукрашенные лодки, небольшую собаку, на корме одной из них,разговоры  гондольеров, — всё это служит для передачи атмосферы праздника и карнавала.

    Каналетто пишет лодки так, чтобы между ними оставалось много воды, которая в сочетании с небом даёт ощущение мягкого света и тёплого рассеянного сияния, из-за чего пейзаж выглядит достоверным, жизненным, «настоящим»

       Искусствоведы высоко оценивают картину, отмечая как правдиво Каналетто сумел передать облик Венеции, её неповторимый колорит, сочетая декоративное великолепие живописи с острой наблюдательностью.

   Доктор искусствоведения Виктория Маркова называет работу «первым свидетельством зрелости художника». Она обращает внимание, что картину благожелательно оценил не только заказчик, но и высшие круги общества, именно поэтому Каналетто получал заказы на авторское повторение полотна для высокопоставленных персон. Одна из копий предположительно была написана для французского короля Людовика XV и украшала его дворец в Версале. Якоб Штелин включил полотно в список самых значительных картин, приобретённых для Императорских собраний в 1766—1768 года.


Рецензии