Ещё эпизоды из детства

                ЕЩЁ  ЭПИЗОДЫ  ИЗ  ДЕТСТВА

Я уже писал о некоторых эпизодах из своего детства. А сейчас вспомнил ещё о двух, как бы эмоциональных, один из которых «пощекотаал» нервы. Это было в Новочеркасске, где прошла большая часть моего детства и юности, примерно, в середине-конце 40-х годов прошлого века. Климат тогда был намного холоднее, чем сейчас. Зимы в Новочеркасске, который существенно южнее Киева, были суровее, чем сейчас у нас в Киеве. Бывало, даже школы закрывали на каникулы при сильных морозах.


А для ребятишек это было раздолье  -  санки, лыжи, коньки. У меня были санки, на которых, наверное, катались ещё мои дяди и тёти. Санки были длинные, из железного уголка с досточками сверху. И довольно тяжёленькие, санок из дюраля тогда ещё, кажется, и не было. Почему я так подробно пишу о санках, вы поймёте позже.  Наш дом был за полтора-два квартала от окраины города. Теперь эта бывшая окраина интенсивно застроена. А тогда на этом месте были овраги и горки. У меня было любимое место для катания -  от начала пологого оврага далеко вниз по тропинке шириной с полметра или меньше, по бокам которой под углом 30-45 градусов поднимались стены оврага.   Едешь на санках , лёжа на животе, можно и не управлять движением, стены с боков сами направляют санки. А, если надо чуть свернуть влево-вправо, соответствующей ногой – носком немного подтормаживаешь о снег. Правда, если снегопада давно не было, снег слежался и управлять труднее.


 
Но люди по  тропинке ходили редко. Пару раз было, когда приходилось объезжать женщин, они с перепугу отскакивали, орали и ругались, но снег был рыхлый, и объехать их было просто, без труда. Зато едешь долго,  санки разгонятся – дух захватывает, сердце от счастья просто рвётся из груди. Овраг был не прямой, а с плавным поворотом градусов на 90. Обычно перед тем, как садиться на сани, я забегал в сторону, чтоб за поворотом посмотреть, нет ли на тропинке людей, если шли, то ожидал, когда поднимутся и пройдут.

 
В тот раз – незабываемый - я пошёл кататься после оттепели. Было скользко идти, но вдохновляла мысль – какая скорость будет!  Действительно, скорость была необыкновенной, наверное, выше, чем у горнолыжников, ведь и тропинка, и стены оврага были сплошной лёд.  Летел вниз птицей, душа ликовала.  Но за всё надо платить. Подниматься с санками была просто пытка, несколько раз оскальзывался и съезжал вниз на попе, раз чуть ли не с самого верха. Но как отказаться от такой радости! Решил ещё раз съехать. И съехал. Снова душа от восторга рвётся из тела. Подъём назад – снова пытка, правда, съезжал на попе уже меньше : опыт сказался.  И снова проблема – что делать? Или домой идти, или ещё раз? Но долго раздумывать не пришлось : вспомнил народное  -  Бог любит троицу.

    
Не помню, забегал ли я посмотреть, нет ли кого на той тропе, скорее, нет. И откуда он взялся тот мужик, ума не приложу. Понесло его по такой погоде и по той тропе. В общем, лечу я по этой тропе в третий раз. Душа поёт!  Вдруг глядь, а впереди тот мужик  -  балансирует, чтоб не упасть, выискивает, куда бы ногу поставить, где  менее скользко. Не знаю, о чём он подумал, когда  увидел, что на него несутся мощные сани с пацаном. Наверное, в штаны наложить не успел, это потом, ведь  сани запросто могли сломать ему ноги. Выразиться трёхэтажно тоже не успел. А прыгнуть в сторону на таком скользком   месте просто невозможно.  А что я? Сразу понял, что отпрыгнуть он не сможет.


 А что я могу? Жму, конечно, что есть силы носком левой ноги на лёд,  нога скользит, а толку никакого.  Наверное, были у нас ангелы-хранители.  Мужик тот оказался как раз на середине поворота оврага. Мои сани по инерции взлетели на левый склон оврага напротив этого мужика и потом вернулись на тропу. Вся эта история длилась какие-то мгновения, а взрыв эмоций запомнился на всю жизнь, такое не забывается. Потом я не сразу поднялся наверх, опасался, что тот мужик подождёт меня и надерёт мне уши, хотя и, в общем-то, было за что.


Второй эпизод произошёл в тех же местах. Но после него остались только приятные воспоминания. Я был уже постарше, и больше катался на лыжах и коньках. Кататься на лыжах я ходил в те же места за окраиной города. Помню, идёшь на лыжах по небольшому подъёму с километр, может, и больше, почти не замечаешь подъёма. А потом уже катаешься с горок.


Как-то раз пошёл, погода прекрасная, солнечно. Шёл по подъёму и не чувствовал его. Очень хорошо накатался. Видно, погода и лыжная мазь оказались в точном соответствии друг другу.  При спуске с того подъёмчика бежать вообще не понадобилось. Чуть оттолкнёшься палками, и тебя просто несёт несколько минут, потто ещё толчок – и снова несёт.  И так долго-долго. Чувствуешь, что блаженство просто растекается по всему телу. Такая благодать! Запомнилось это событие ощущением просто как бы физического счастья, блаженства.


Рецензии
Да, именно блаженство и счастье!
Вот только теперь зимы у нас стали теплыми и бесснежными.

Галина Матросова   25.01.2021 01:13     Заявить о нарушении