Системотипичность личности концентрированное вопло

СИСТЕМОТИПИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ФРАКТАЛА.

Е.М. Бабосов,
Л.А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская)

Авторы данной публикации в своих рассуждениях о социальном фрактале и систематике личности используют в качестве исходного пункта утверждение лауреата Нобелевской премии, основоположника термодинамики неравновесных процессов Ильи Романовича Пригожина. Суть данного утверждения такова: «Новые слова, проникшие в науку нашего времени, – «самоорганизация», «хаос», или «фракталы» – свидетельствуют о новом взгляде на мир».[1] В пригожинском истолковании фракталы, изучаемые физикой неравновесных процессов, связаны с такими понятиями, как самоорганизация, необратимость, нелинейность, бифуркация, вероятность, становление, темпорализованность. Данная категориальная сеть открывает перед научным познанием «новые горизонты».[2]

[1] Пригожин И. Стенгерс И. Время, хаос, квинт. К решению парадокса времени. М. 1994. Изд. «Наука». С. 50.
[2] Там же. С. 263.

Что же представляет собой базовое исходное понятие обсуждаемой темы? Фракталы – это объекты окружающей нас реальности, обладающие свойством самоподобия или приближающиеся к самоподобию, а также обладающие метрической размерностью, отличающейся от топологической, и имеющий нетривиальную структуру. Наиболее наглядными фрактальными структурами являются кроны деревьев, береговые линии, снежинки, система кровеносных сосудов лёгких. Фрактал может быть источником когерентности, т. е. условием образования множества типов структурированного коллективного поведения и их необратимости во времени («стрела времени»). Это представляет собой следствие нелинейного характера – неравновесных ситуаций, когда мелкие различия могут приводить к крупномасштабным последствиям, в силу чего в поведении самоорганизующейся системы возникает проблема выбора альтернатив, требующая своего адекватного решения.

 Какой бы сферы мы ни коснулись и не начали выстраивать логически верную цепочку рассуждений, мы непременно упремся в начальную точку, в базовый фрактал данной плоскости бытийности, от которого ветвится истинное положение вещей и от которого берет начало верный ход мыслей. В биологической ткани базовым фракталом является клетка, в растительном мире – это семя, в речи – это слово, в слове – буква, в числовой последовательности – единица, в мире элементов – атом, в мире атомарных соединений – молекула, в ДНК – ген, в социуме – индивидуум. От этой основы алгоритмично будет происходить дальнейшее ветвление, иными словами, «изгибы» – самоподобные фракталы разного рода образований и формопостроений: биологического организма, растения, языка, числового ряда, социума и т.д. Эти основы можно назвать исходными фракталами различных систем. Применительно к социуму, состоящему из человеческих особей и их социальных общностей, имеющих некий социальный и юридический статус, под фрактальными цепочками будем понимать цепочки, возникающие между членами социума в процессе человеческих отношений – физиологических, имущественных, информационных, интеллектуальных, эмоциональных, экономических, политических, социокультурных.
С точки зрения фрактальных построений могут рассматриваться феномены жизни отдельного человека как индивидуума, а также и общества в целом. При этом от индивидуума либо социальной общности могут происходить алгоритмичные ветвления цепочек по различным направлениям, но по итогу все они, дифференцируясь, интегрируются вновь в единый, но уже иной, более высокий по качеству и содержанию блок на новом витке спирали в эволюционном процессе. Этот процесс дробления (ветвления, дифференциации, разворачивания или эволюции) с последующим интегрированием (синтезом в одно), но уже на другом витке, происходит также постоянно, ритмично и циклично во всех сферах бытийности.
В сферах социума постоянно формируются фрактальные цепочки, которые своими изгибами создают серии социальных сообществ, соединенных между собой взаимосвязями, формирующимися на основе взаимодействия членов социума в различных областях. Эти взаимосвязи также имеют свой ритм и цикличность, они возникают и распадаются, совершенствуются, сливаясь в единый, многогранный и качественно разнообразный процесс социального прогресса.
Формирование любой фрактальной цепочки определяется дальнейшей тенденцией-развития социума и его членов и диктуется прежде всего жизненной необходимостью, а также и творческой активностью членов человеческого сообщества. Актуализация проявления следующего блока в цепи фрактальных наращиваний определяется прежде всего основой и последующими алгоритмичными закладками.
В текущий период развития интернета и увеличения скорости информационного обмена, происходит формирование новых личностных качеств и нового социального фрактала – системотип личности, обладающей интегративным системотипичным мышлением.
Новый фрактал занимает своё место во фрактальной цепочке:
 
архетип > генотип > фенотип > системотип
 
и характерезует определённую сторону динамики развития индивидуума в социуме на современном этапе. Каждое предыдущее звено этой последовательности является фрактальным вложением в последущее.
Понятийная структура «системотип» рассматривается наряду с архетипом, генотипом и фенотипом и предназначена для обозначения осознанно-информативной характеристики индивидуума в его эволюционном развитии наряду с его наследственной основой – архетипом и генотипом – и индивидуальным развитием как продукта окружающей среды – фенотипом.[3]

 [3]. Л.А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская) «Системотип личности и системотипичное мышление». Сборник научных трудов Международного Научного Общественного Объединения «МНОО МАИТ», выпуск 29, Минск, 2019 г. ]

Архетип, генотип и фенотип, включённые в приведенную выше фрактальную последовательность и уже известные науке, послужили базой для формирования системотипичности, а актуализирующим фактором является тенденция мирового сообщества людей к интеграции, универсуализации и унификации.
Виртуальное интегрирование осуществляется в информационной сфере через интернет и мобильную связь. Территориальное интегрирование людей из разных наций и этнических групп происходит повсеместно за счёт волн миграций. Языковое унифицирование происходит за счёт использования в средствах передачи информации через компьютерную технику и во всех международных контактах терминологии английского языка. Эти тенденции способствуют универсуализациии фенотипичности, поскольку быстрые контакты через интернет и сокращение информационных расстояний способствуют быстрому копированию социальных паттернов независимо от территории проживания.
Предпосылкой для формирования системотипичности служит также изменение качества жизни, которое прямым образом влияет на изменение качества личности. Человечество уже достигло определённой зоны комфортной жизни, снизив процент тяжёлого физического труда, создав жилищные условия, обеспеченные средствами для поддержания температурного режима, хранения продуктов питания и облегчения труда в быту. Технический уровень развития с введением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий – электронное правительство, криптовалюта, беспилотный транспорт, искусственный интеллект) предлагает дальнейшие услуги по улучшению качества жизни. ИКТ расширяют возможности развития международного сотрудничества, формируют глобальное информационное и киберпространство. Это должно иметь цель дальнейшего развития творческого потенциала и способностей, совершенствование межгосударственных связей, сохранение экологии и ведение здорового образа жизни, что в свою очередь повлияет на качественные изменения личности и сообщества людей в целом.
Формирование нового качества личности с планетарным мышлением будет являться основой для качественных изменений сообщества людей в целом и образования иных подходов к межгосударственным контактам. Качественное изменение группы людей ведёт к формированию в ней лидера с новыми качествами, лидеры с новыми качествами формируют межгосударственные связи на качественно новой основе. И планетарная интеграция может произойти только на качественно новой основе личностных и межгосударственных отношений. Трехзвенное формирование – личность-группа-сообщество – является также фрактальной цепочкой, которая генерируется социумом и которая также выявляется в динамике его развития.
Время выдвигает и новые требования для мышления и действия: удлинение вектора мышления, расширение масштаба, сквозное видение, способность находить взаимосвязи, интегрировать и типологизировать изучаемые процессы. Происходит переход от типа личности, у которой доминируют подсознательные инстинкты, к типу личности с доминирующими осознанными духовными целеустановками, стремлениями и активными действиями, которые становятся определяющими и позволяют вписываться в интегративную страновую и глобальную ментально-духовную сеть.
Системотип – это интегрированная духовная структура. Она формируется в эволюционном процессе через осознание на базе подсознательного архетипа, имеющего духовные корни, методом прорабатывания через физический генотип и социальный фенотип. Поэтому понятийная структура «системотип» рассматривается в одной цепи наряду с архетипом, генотипом и фенотипом и предназначена для обозначения осознанно-информативной характеристики индивидуума и социальной общности в их эволюционном движении наряду с наследственной основой, архетипом и генотипом, и с фенотипом – индивидуальным и групповым развитием как продуктов окружающей среды.[4]

 [4] Л.А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская). «Фрактальность в динамике развития социума». Сборник трудов ОО МАИТ. Выпуск 30. Минск. Беларусь. 2019 г.

Для системотипичного мышления, способного охватить широкий диапазон тенденций, явлений, событий, фактов характерно прежде всего не количественная характеристика в накоплении знаний, иными словами эрудиция, а количество и качество взаимосвязей, которые такой тип мышления может обнаружить не только на одном уровне и в одной плоскости бытийности, но и увидеть их аналоги и параллели в других плоскостях, на других уровнях и в разных сферах. Именно такой тип мышления и называется системотипичным. Личность такого системотипа обладает сквозным многоаспектным видением – способностью видеть через слои и масштабы, широко охватить научные аспекты из разных областей знаний, найти взаимосвязи и провести интегрирование, иными словами из различных деталей создать новый, более крупномасштабный, творческий синтез.
Растёт тенденция, при которой системотипичность постепенно становится доминирующей над гено- и фено-типичностью и вскоре будет обязательной в системе формирования личности и обеспечения выживания человечества и его цивилизации на планете Земля.
Системотип – это характеристика индивидуума, совокупность свойств его ума, разума, интеллекта и степени осознанности, которые формируются в результате взаимодействия его архетипа, генотипа и фенотипа с информацией, пропускаемой через его сознание и качественно преобразованной в развитии познавательных процессов. Термин системотип включает в себя такую характеристику, как осознанность себя не столько как продукта и результата спонтанного взаимодействия подсознательных архе- и гено-типических шаблонов (patterns) и фенотипических социальных моделей, но как совокупности системотипичных свойств, влияющих на все стороны человеческого бытия. В этом аспекте осознанность включает в себя такие понятия, как миро-воззрение, миро-ощущение, миро-восприятие, миро-преобразование, но уже не на уровне бессознательного, а на уровне осознанности миропреобразовательной деятельности.
Характеристика системотипа в аспекте осознанности отражает духовный вибрационный уровень личности, т.е. показывает насколько высок и многомерен уровень вибрации его сознания. Линза внимания современного системотипа личности должна быть по сути бифокальной в плане умения менять фокус зрения с углублённого взора в детали на интегративный фокус зрения из отдаленной точки со способностью охватить взором широкий диапазон частей единого целого, каковым является планетарное сообщество землян.
Актуальность личностного и группового переструктурирования, а также и творческого развития определяется тем, что информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательную информатизацию любой сферы деятельности, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру людей.
Информационная культура представляет собой информированность в различных сферах и способность соединять информационные потоки, быстро ориентироваться в них, гибко объединять их составные части в рамках глобального мышления, точно оценивать ситуации выбора и принимать решения, прогнозируя возможные последствия.
Обществу необходимы современно образованные, нестандартно мыслящие, предприимчивые люди, обладающие чувством ответственности не только за судьбу отдельной страны, но и планеты в целом. Способность нестандартно подойти к выполнению любого задания, оригинальность его выполнения позволяют научить общество чему-либо, сформировать не только навыки работы, но и развивают креативность и вариативность мышления, позволяют разнообразить деятельность. Эти качества составляют исходную базовую основу для проявления системотипичного мышления и действия.
Формирование системотипа личности происходит в институтах семьи и образовательной системы. Поэтому прежде всего для качественных изменений в личности необходимо качественно поднять статус семьи, генерирующей потомство, и образовательный статус личности.
В семье ребёнок нуждается в необходимой доле родительской любви и внимания до достижения им полноты взросления. У родителей должно высвободиться время для полноценного общения с ребёнком.
В образовательном статусе личности в текущий период доминантой является обеспечение необходимыми знаниями в фундаментальных науках, что питает прежде всего умственную сферу. При этом сфера питания души значительно отстаёт и соответственно отстаёт и система прививок жизненных и нравственных ценностей. Расстановка приоритетов в шкале ценностей  подчинена преимущественно принципам наращивания денежной массы и занимает доминирующие позиции в распределении потоков движения информационных и технологических средств.
Образовательные институты и институт семьи призваны обеспечить формирующуюся личность, прежде всего, знаниями в воспитании чувств и в решении жизненных проблем.
В системе образования наряду с предметностью, дающей знания в сферах фундаментальных наук, необходимо подключать предметность, помогающую формированию системы ценностей и нравственных ориентиров, умению расставлять в них приоритеты, воспитывать нравственную устойчивость, умеренность во всём, уважительное отношение и любовь, прививать принцип – «не навреди», позитивно-ориентированную духовную реакцию на события, изменение обстоятельств, возрастных потребностей, формирование критериев в выборе жизненного партнёра, профессионального навыка и социального участия, а также предметность, развивающую образное (голографическое) творческое мышление и многоаспектное видение, переходя от линейности представления к многомерности, позволяющей овладеть знанием Универсальных Законов и развивающей способность улавливания фрактальных цепочек схожестей и идентичностей, параллелей и аналогов на всех уровнях бытийности, формируя в совокупности умение видеть общую картину и развивая этим черты системотипичности. В каждой предметности следует формировать любовь к размышлению (философию) и нахождению ценного философского аспекта как внутри предметности, так и в её взаимосвязях с другими предметами.
Осмысление текущих тенденций в человеческом сообществе и своевременные межгосударственные акции по изменениям в системах воспитания и образования нового поколения с внесением соответствующих изменений в образовательные институты и социальные структуры, может коренным образом повлиять на квантовую суперпозицию эволюционного развития землян. Если мы осознанно начнём формировать новую фрактальную структуру общества землян с качественно нового фрактала социума – нового системотипа личности, а также фрактала «планетарный гражданин», структурированных на общечеловеческие ценности, то тем самым мы сможем обезопасить и информационную сферу, а также и другие,  от посягательств и нападений со стороны или изнутри и сэкономить огромные средства, перенаправив их на другие нужды общества.
Эта проблема носит глобальный характер и необходимо решать её на этом уровне сообща и через те возможности, которые уже предоставляет жизнь. Следует отметить, что человечество пока ещё не достигло необходимого понимания законов эволюции миропорядка в целом. Процесс активной интеграции знаний, полученных при изучении различных сторон бытийности, только начал набирать силу. И в текущий период человеческое сообщество нуждается в формировании и подготовке новых специалистов, способных к более широкому охвату научных аспектов из разных областей знаний и их интеграции. Движение сквозь различные масштабы, иными словами, сквозное многоаспектное видение, позволяет понять принцип построения всего миропорядка как фрактальной структуры и увидеть простое в сложном, закономерное в хаотичном, однообразное в разнообразном. Наряду с природным присутствием творческих качеств в личности, необходимо создание условий для их проявления, поскольку творческий потенциал влияет на систему ценностей и выбор приоритетов .
Во все времена приобщение к искусствам служило основной базой для творческого развития личности. Художественные образы искусства всегда предваряли новую волну технического прогресса, внедряя образы будущих конструкций в творческий процесс мышления, создавая тем самым своеобразный художественный фантом будущего материального воплощения в виде образной голограммы.
Развитие общества всегда шло ступенями от всплеска в искусствах до конкретных научных изобретений. Далеко за примерами ходить не надо – подводная лодка капитана Немо и полеты на Луну в произведениях Жюля Верна, гиперболоид инженера Гарина Алексея Толстого – это художественные образы будущих реальных аналогов. Не говоря о том, что древние сказочные ковры-самолёты уже давно проложили трассы между континентами. А Серебряный век поэзии и тот период, когда Пушкин и Байрон одновременно писали свои знаменитые романы независимо друг от друга в России и Италии, предварил грандиозный скачок в научных открытиях, буквально за одно столетие изменив нашу систему жизни. Одна из строф Пушкинского романа «Евгений Онегин» описывает образ будущего строительства метро (XXXIII).
В наступившей эпохе информационной революции можно выделить следующие основные особенности и тенденции современного этапа развития человеческого сообщества:
– расширяющееся нарастание объёма информационных потоков и скорости обмена информацией в научных, общественных кругах и на бытовом уровне;
– ориентация на визуализацию как невидимого мира, так и на визуализацию информационную, переросла сегодня в доминирование именно визуального восприятия, подчинившего себе остальное. Появились новые синтетические визуальные формы: телевидение, реклама, интернет, компьютерные игры, иные технологии.
Наряду с этим происходит:
– повышение степени развитости интеллекта;
– развитие интуитивного познания;
– более высокая степень информативного структурирования личности;
– возрастание степени интеграции знаний;
– формирование системотипичного мышления и действия;
– возрастающая потребность в новых личностных качествах: быстрота, гибкость, оригинальность, точность, креативность, глобальность мышления.
В этом аспекте одним из основных балансирующих факторов является приобщение к искусствам, роль которых заключается в развитии духовной сферы наряду с умственной. Самой важной задачей искусства является пробудить чувство любви и научить любить: себя как индивидуальное и неповторимое творение, своё окружение – родных и близких людей, свой дом, улицу, город, страну, планету, и проникнуться чувством любви ко всему живому, существующему рядом и в отдалённости.
Поэтому задачей образовательных институтов прежде всего является подготовить маленького планетарного гражданина к жизни, научить понимать себя, регулировать свою чувственную сферу, управлять подсознательными инстинктами и направлять их в конструктивное русло, развивать реакции духовных чувств и развивать осознанность. Обучение предметам фундаментальных наук касается кругозора, овладения знанием, эрудиции, приобретения профессиональных навыков для полноценного участия в жизни социума. Но прежде всего член планетарного социума в процессе обучения должен получить статус личности, обладающей развитым интуитивным чутьём, пониманием нравственных принципов и жизненных ценностей, развивая в себе чувство меры, ощущение достаточности, уважение к окружающему миру и земному содружеству людей, понимание святынь, почитание окружающей среды и ресурсов планеты, формирование бережного к ним отношения и заботы об экологии слова, мысли, воздушного и водного пространства.
Творческий процесс начинается с идеи, которая структурируется с помощью СЛОВА, в каком бы виде оно не было выражено. Каждое из искусств имеет свой инструмент отображения изначальной идеи, своё СЛОВО (КОД), свой характер воздействия на сознание, психику и тело. Но именно поэтическая строка включает в себя все составляющие воздействия искусств: она воздействует ритмом и образностью на эмоции, является словесной пищей для ума, передаёт вибрации ритма и рифмы телу, а самое главное её свойство заключается в том, что воспринимающий может создать на основе переданного ритмичного словесно-образного послания свой собственный волнующий и доходчивый для своей души образ, проявив свой творческий потенциал.

Индивидуальный подход поэзии к человеческой душе через сугубо личный творческий процесс восприятия поэтического произведения, выраженного через стихосложение, и создания своего собственного ОБРАЗА в отсутствии готовой визуальной конструкции, но через описание, структурированное ритмом, рифмой и образностью, выделяет ПОЭЗИЮ из всех видов искусств и отдаёт ей главенствующую роль в комплексном воздействии на деятельностные компоненты человеческой сути, его ментальное, эмоциональное духовное тела. Поэтому стихи – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, через них индивидуально для себя узнать о том, что увидеть порою невозможно, и запечатлеть это своим внутренним взором, самостоятельно создав индивидуальную мыслительную голограмму образа. Поэзия эмоционально обогащает человека, воспитывает духовный мир, влияет на выбор нравственных ориентиров. Постоянное чтение, заучивание наизусть ритмичных строк, а тем более создание поэтических произведений на своём и чужом языке, обостряет интуицию. Развитие своей собственной интуиции играет главенствующую роль в самопознании и саморазвитии личности в формировании и развитии системотипа как качественной характеристики человека.[5]

 [5] Л.А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская). «Особенности и тенденции современного этапа развития творческого потенциала личности и актуальность Поэтического Слова». www.proza.ru. Ильинская Антония, философия, «Актуальность Поэтического Слова».

Все изложенное подводит нас к трем принципиально важным суждениям о качествах человеческой деятельности.
Первое из них заключается в глубоком качественном различении массового поведения особей в биосфере, с одной стороны, и индивидов, их социальных общностей – в социосфере, – с другой. Это различение в кратком изложении состоит в том, что массовое поведение живых организмов в природной сфере определяется принципом поликопийности. Например, в движении косяка сельди или трески поведение отдельной особи представляет собой многократно воспроизводимое копирование отшлифованных многовековой эволюцией способов действия данного вида живых существ в окружающей природной среде. Глубокое качественное отличие поведения индивидов и социальных групп в обществе заключается в почти необозримом множестве их различных поступков и действий, воплощаемых в принципе поливероятности их мышления и действия в стремительно изменяющейся социальной среде.
Второе качественное отличие человеческой деятельности от поведения всех иных видов живых существ состоит в креативности. В своей сущности креативность – это способность к творческому мышлению, реализующемуся в генерировании принципиально новых идей, в конструировании сначала в мыслях и воображении, а затем и в практических действиях новой, ранее не существовавшей реальности – природной, технико-технологической, социальной, виртуальной. Ее основные компоненты состоят в следующем:
– творческая переработка нарастающих потоков информации, позволяющая увидеть в обычном необычное;
– созревание на этой основе новых идей, казавшихся ранее невероятными;
– неожиданное творческое озарение (эвристичность);
– четкое теоретическое оформление новых идей и их реализация в практической деятельности.
Формирование креативного мышления, составляющего стержневое ядро инновационной культуры, не исчерпывает собой всего объема ее, а должно дополняться переходом к формированию инновационных установок, а также способностью и готовностью воплощать эти установки в практической учебно-воспитательной деятельности. Но чтобы такой переход от идеи к практическому действию совершить, необходимо разработать и использовать социальные механизмы преодоления социально-психологических барьеров, препятствующих успешному развитию инноваций и их внедрению в производство.
Третье качественное своеобразие человеческого сознания и действия воплощается в полифонической интегрированной системе творческих качеств креативной личности. Этот системный феномен можно представить схематично в виде рисунка 1.

ПРИМЕЧАНИЕ. К сожалению рисунок не прошёл в поле работы.















Рисунок 1. – Интегрированная система творческих качеств
креативной личности

Представленные на данном рисунке творческие качества креативно мыслящего и действующего человека, как правило, проявляются не в отрыве одного от другого, но во взаимной связи друг с другом. Чаще всего в этой многомерной взаимозависимости у различных индивидов выделяются в качестве наиболее интенсивно развитых несколько креативных качеств, причем у разных личностей такой набор индивидуализирован и может существенно отличаться в зависимости от социально-психологических особенностей человека, степени развитости его интеллекта и интуиции, его жизненного опыта от той социальной среды, в которой он действует. В нем отражаются нормы и ценности, которые одновременно питают креативность и содействуют (либо препятствуют) усилению ее роли. А это означает, что у креативности как интегральной характеристике системотипа творческой личности существует множество аспектов и измерений.
Следует также иметь в виду, что креативность нуждается в поддерживающей социальной среде, обеспечивающей ряд стимулов – социальных, культурных, экологических – её развития и применения. Следовательно, креативный процесс имеет не только индивидуальный, но и общественный характер. Конечно, истоки креативности коренятся в творческой сущности миропреобразующей и человекотворческой деятельности того или иного индивида, но она получает благоприятные возможности и условия для развития в содержании и характере труда, в качестве образования, в стилях и формах общения между людьми, в развитии культуры, в направленности личных и общественных приоритетов, их трансформационных изменений.[6] Хотя креативность чаще всего считают индивидуальным феноменом, она неизбежно приобретает черты социального процесса, концентрированным воплощением которого выступает системотип личности.

 [6]Бабосов Е.М.Возрастающая роль креативной личности в развитии сетевого общества / Е.М. Бабосов // Социология. 2017. № 1.


Рецензии