Басня о пробуждённости

            Басня о пробуждённости


 Великие прикосновенные*
Иван Крылов

Уникальный, яркими красками писанный материал во назидание, -
попытка просветлеть «от умозрения»,
обернувшаяся «поруганием» мастеров духа и
возвращением «на круги» омирщвлённой я-йности под помпезными знамёнами
идеологических концептов «оконечной правоты личностного эго».

Описанное нашим многоизвестным уважаемым баснописцем «путешествие во умопросветлённость» ценно и как «учебное пособие» для всех подлинно «восходящих ко прозрению» человеков — ибо свершено оное было со усилием искренним, со приближением к пониманиям подлинным, но — из «одномерной» плоскости миросознания, отчего и обернулось «крушением» надежд и «насмешкой» над великим духовным знанием, и «поруганием» просветлённых мастеров «всех тысячелетий».

Прошу быть предельно внимательным при многократном чтении, ибо комментарии мои будут сущностны и кратки во слове, а «кашу» каждому «прожёвывать» надобно будет самому, дабы избежать «эпохальной» ошибки «собственноручно» вершимой духовосходительности.


                Письмо о пользе желаний
                (басня)

 
“Наскуча век желаньями терзаться,
Препятством чтя их к благу моему,
Сжал сердце я и волю дал уму,
Чтобы от них навеки отвязаться”

Метафизические пояснения:
Человек, начиная сознавать неуемную бесконечную бессмысленность «круговерти страстей и желаний», никогда не имеющих во самих себе ни отдохновения, ни тем более блаженности, - вступает на путь «отречения» от иллюзий.

“Все суета — так пишет Соломон;
Хоть ныне мы ученей древних стали,
Но и они не всё же вздор болтали,—
Так думал я, едва не прав ли он”

Метафизические пояснения:
Слова великих мистиков**, мировых учителей человечества, указывают «путеводную звезду к небу», приходит понимание, что взросшая во веках «умность», явно разнится от небоприкосновенной мудрости...

“Все суета, все вещи точно равны —
Желанье лишь им цену наддает
Иль их в число дурных вещей кладет,
Хотя одни других не боле славны”

Метафизические пояснения:
Однако ж, слова Соломоновы «о пустотной равноценности всего преходящего» понимаются не столько «апофатически» - отрицающими самоотождествление «с тенями»,- сколь «катафатически» - прорицающими равностность любых состояний сознания и мирских деяний, что доводит до абсурда «сотериологическую эсхатологию» смысла Божьего творенья, или, более широкопонятными словами — низводит богопричастность до «равнозначной» иллюзии...

“Чем худ кремень? чем дорог так алмаз?
Коль скажут мне, что он блестит для глаз —
Блестит и лед не менее подчас.
Так скажут мне: поскольку вещи редки,
Постольку им и цены будут едки.
Опять не то — здесь римска грязь редка;
Она лишь к нам на их медалях входит;
Но ей никто торговли не заводит,
И римска грязь — как наша грязь, гадка.
Редка их грязь, но римские антики
Не по грязи ценою так велики”

Метафизические пояснения:
Наукологическое исследование «аксиологических» основ иерархии ценостей имеет верные октавы прикосновенностей, различая «медали и грязь», «лёд и алмазы» по октавам «полноты» причастий ко сущностному символизму «симфонизма» мироздания...
но совершенно не постигает «единогласной» многомерности сознания корней «всякой и всяческой» ценностности, которые лежат во «эпистемологии» - видении самого процесса сознавания, не отделяющего субъекта от объекта воспринимаемой пространственной временности «музыки» мироздания.

“Так, стало, есть оценщик тут другой; —
Желанье? Да, оно — не кто иной,
И, верьте мне, оценщик предурной.
Ему-то мы привыкнув слепо верить,
Привыкли всё его аршином мерить;
Оно-то свет на свой рисует лад;
Оно-то есть томящий сердце яд”

Метафизические пояснения:
Умственность «зацикливается» на умозрительной идее «ядовитости» любого желания, вне объёмного понимания, что за всяким желанием и волей человеческой стоит их Источник.

“На эту мысль попав, как на булавку,
Желаньям всем я тотчас дал отставку.
Казалося, во мне остыла кровь:
Прощай чины, и слава, и любовь”

Метафизические пояснения:
Посему, пытаясь «воздвигнуться на небеси» от умозрения, заблудший в лабиринтах «умственных правильностей» искатель начинает ощущать не только болезненную потерю «всех достопочтимых регалий» социального жития, словно низводящих «любовь» до со-благопочтенности, но и «леденящее кровь» дыхание смерти...
ибо разделив себя «на небеси и на планете земной» человек не только не может «попрать смертию смерть», но и просто обрести умопостигаемое понимание со-возлюбленности Творца и творенья...
так наш искренний горе-искатель приходит к тотальному «нигилизму», вещающему о душераздирающем бессмыслии «холодного бесчувствия» псевдоотрешённости «от эго»...

“Пленясь моих высоких дум покроем,
Все вещи я своим поставил строем
И мыслил так: все счастья вдалеке
Пленяют нас; вблизи всё скоро скучит;
Так все равно (не ясно ль это учит?),
Что быть в венце, что просто в колпаке;
Что быть творцом прекрасной Энеиды,
От нежных муз почтенье заслужить,
Князей, царей и царства пережить;
Что быть писцом прежалкой героиды,
Иль, сократя высоких дум расход,
Писать слегка про свой лишь обиход;
Что на полях трофеи славы ставить,
С Румянцевым, с Каменским там греметь,
Отнять язык у зависти уметь,
И ненависть хвалить себя заставить;
Что, обуздав военный, пылкий дух,
Щадя людей, бить, дома сидя, мух”

Метафизические пояснения:
И приходит ко нашему искателю «небесной истины от умозрения» однополюсная картина сознания «во высоком разрешении» времени, зависая под «надвременностью» смертельной пустотой любых временных деяний, будь оные богоприкосновенны или «небокоптящи»...

Так личностное умозрение защищает себя от «смертельно опасной» трансформации, доводя до абсурда «погребение в вечности» непогребаемого Духа, явленного во преходящей временности во «образах и подобиях» Творца во преблаженном сознании со-жития непостижимого с постигаемым, где вечно живое празднует во своих отражённостях во священных алтарных храмах одежд «очеловеченной» временности...
 

“Пускай же свет вертится так, как хочет;
Пускай один из славы век хлопочет,
Другой, копя с червонцами мешки,
На ордена, на знать не пяля глаза,
Одним куском быть хочет сыт два раза
И прячет рай за крепкие замки:
Все это — вздор, мечтанье, пустяки!”

Метафизические пояснения:
И, вполне «честно и благопристойно», исходя из обыденного плоскостного сознания, разделяющего «небо и землю» на две совершенно различные «субстанции», забывающего что истинный делатель не может ютится в наших я-йностях, и отрешённое видение есть несамоотождествление себя с самим собой, вовсе не отрицающее «небесный праздник творенья во тварности», - так заблудшая «предельная умность» начинает «трижды» отрицать «отречение» и — воспевать земные заслуги, утехи и песнопения мирских пределов, низводя небесную мудрость до абсурда и насмехаясь над великими провозвестниками «эсхатологии» превышней ценности Божьего проекта человека.

“Не лучше ли своих нам нужд не множить,
Спокойно жить и света не тревожить?
Чем мене нужд, тем мене зла придет;
Чем мене нужд, тем будет счастья боле;
А нужды все желанье нам дает:
Так, стало, зла умалить в нашей воле.
Так точно! ключ от рая я сыскал,
Сказал — и вдруг желать я перестал”

Метафизические пояснения:
Далее наш горе-искатель красочно описывает «пробуждение от умственности», понятое им как «суицид» тела, души и духа, что воистину и видится из плоскостного сознания, ибо «храм без алтаря» не может вершить «ответную» литургию со-возлюбленности творенья Творцу...

“Противник чувств, лишь разуму послушен,
Ко всем вещам стал хладен, равнодушен;
Не стало нужд; утихли страсти вдруг;
Надежда, мой старинный, верный друг,
В груди моей себе не видя дела,
Другим сулить утехи полетела;
Обнявшись с ней, ушли улыбки вслед —
И кровь моя преобратилась в лед.
Все скучно мне и все постыло стало;
Ничто во мне желанья не рождало.
Без горести, без скуки я терял;
Без радости я вновь приобретал;
Равно встречал потери и успехи;
Оставили меня и грусть и смехи;
Из глаз вещей пропали дурноты,
Но с ними их пропали красоты —
И, тени снять желая прочь с картины,
Оставил я бездушный вид холстины”

Метафизические пояснения:
Далее описывается «леденящий ужас предапокалипсического действа», «сдирающего с поверхности Земли все тени», «снимающего скальпы с лиц и кожу с телес человеческих»...
и забывающего о Хозяине всех «теней», видимых из плоскостного сознания не «радугами» Божией благости,  а  «однополым междудейством», «развенчивающем священный «брак неба с землёю»...

“Или, ясней,— принявши за закон,
Что в старину говаривал Зенон,
Не к счастию в палаты я ворвался,
Не рай вкусил, но заживо скончался —
И с трех зарей не чувствовать устал.
«Нет, нет!— вскричат,— он точно рай сыскал —
И, что чудней, на небо не взлетая».
А я скажу, что это мысль пустая.
Коль это рай, так смело я стою,
Что мы в аду, а камни все в раю”

Метафизические пояснения:
Так, воистину «остаются драгоценные камни в Раю»,
оставляя земле «механические глыбы обыденности», превращающие «спящую самодеятельность» во «копчение истин неба»...
Ибо не обретается священное сознание «недеяниями», и пробуждённость не требует «мгновенной смерти души и тела»...
ежели, конечно, не заканчиваются «личностные строфы» во Книге жизни, и не предречено навечно «уйти в забытие» или навсегда возвратиться во священный дом вселенского Духа...

“Нет, нет, не то нам надобно блаженство;
С желанием на свет мы рождены.
На что же ум и чувства нам даны?
Уметь желать — вот счастья совершенство!
К тому ль дан слух, чтобы глухими быть?
На то ль язык, чтоб вечно быть немыми?
На то ль глаза, чтобы не видеть ими?
На то ль сердца, чтоб ими не любить?”

Метафизические пояснения:
Коренная ошибка «мудрствующего от эго» в разделённости состояний духотворённой блаженности и преблаженного жития, ибо первое — «прерогатива» «безатрибутной единённости», а второе — явленного Духа во оболочки душ и телес, способных сознавать свой Исток творенья и праздновать в «атрибутах» храмовых одежд времени...

Есть и иная сторона сохранения творенья — недопущения «растворенья» «отражений в истоке», ведомое вселенской силою любви Творца.

Ибо — любое доподлинное прикосновенье к абсолютной блаженности — мгновенно стёрло бы пространственную временность, обладая «всерастворяющей силою абсолютной любви», выступающей творительницей мироздания во «разумеющей» сдержанной силе со-возлюбления...

Наш искатель Иван подспудно чувствовал запредельную времени силу абсолютной любви, но не обрёл многомерного «примиряющего небо и землю» сознания.

“Умей желать и доставай прилежно:
С трудом всегда приятней приобресть;
Умей труды недаром ты понесть —
Дурачество желать лишь безнадежно.
Препятство злом напрасно мы зовем;
Цена вещей для нас лишь только в нем:
Препятством в нас желанье возрастает;
Препятством вещь сильней для нас блистает.
Нет счастья нам, коль нет к нему помех;
Не будет скук, не будет и утех.
Не тот счастлив, кто счастьем обладает:
Счастлив лишь тот, кто счастья ожидает”

Метафизические пояснения:
Далее «учёно» вещается о «тернистой благостности сопротивления качения времени», о предрешённости «достигать и строить» во житии мирском; со смутным моментом прикосновенности «к бодрствующему ожиданию», своего рода мирской осознанности людей умственно зрелых и достопочтенных...

“Послушайте, я этот рай узнал;
Я камнем стал и три дни не желал;
Но целый век подобного покою
Я не сравню с минутою одною,
Когда мне, сквозь несчастья мрачных туч,
Блистал в глаза надежды лестный луч,
Когда, любя прекрасную Анюту,
Меж страхами и меж надежды жил.
Ах, если б льзя, я б веком заплатил
Надежды сей не год, не час — минуту!”

Метафизические пояснения:
И вновь разливается «поднебесный плач» «заземлённой» души, являясь в противопоставлениях блаженной тишины «раскатам громов» мирского жития...
Ибо — сколь бы умно и учёно  ни было мирское сознание человеческое — оное способно прикасаться к краюшку «запредельности» лишь во вселенском ужасе страха или во поднебесных «громах» страстей...
а не во многомерности священной «пустоты» духа, явленного во празднующих «венчальную симфонию» алтарных храмах отелесенных человечьих душ...

“Прочь, школами прославленный покой,
Природы враг и смерти брат родной,
Из сердца вон — и жди меня во гробе!
Проснитесь вновь, желанья, вы во мне!
Явись при них скорей надежда мила!
Так — только в вас и важность вся и сила:
Блаженство дать вы можете одне”

Метафизические пояснения:
А без «покоя» внутри «царствия Божиего во себе» — нет ни чистоты умозрений, ни небоприкосновенного братства, ни — со-возлюбленности «себя» во Творце...

“Пусть мудрецы системы счастья пишут:
Все мысли их лишь гордостию дышут.
На что сердцам пустой давать закон,
Коль темен им и бесполезен он?
Системы их не выучишь в три века;
Они ведут к бесплодным лишь трудам.
А я, друзья, скажу короче вам:
Желать и ждать — вот счастье человека”

Метафизические пояснения:
Так низводится явившаяся через великих посланников Божия мудрость до «эгоистической гордынности», нивелируется миссия духовного провозвестия... так впадает во забвение своей истинной духовной природы не услышавшая гласа Божия во сказаниях мудрецов душа...
даже очень талантливая, и вошедшая во новую историю человечества басенной «умностью» мирской правды, волею Высшнею не лишённой отражённостей небесной истинности во «предустановленных» искренне трепетным, но непробуждённым  сознанием «баснопевца» пределах...

Таков урок от Ивана Крылова всем доподлинно взыскующим мудрости Божией...

Да почит душа его во любящем свете Истока!


( * Прикосновенность не означает причастности;
мистики** - мудрецы, просветлённо созерцающие непостижимую мистерию Духа)


Рецензии
Басни Крылова знает каждый школьник, но я не подозревал, что Иван Андреевич Крылов ещё и такой глубоко философский поэт.
Спасибо за интереснейшую работу, дорогой Юлиус!

Рефат Шакир-Алиев   24.01.2022 23:05     Заявить о нарушении
Да, Рефат... волею превышнею исследуем души великих песнопевцев...
Испугался Иван пропасти Неба...
но мы не судии его страхам, а лишь свидетели...

Сложно человечеству восходить ко Истоку своему...

О, Рефат!..
Ко сему - очень бы хотелось посоветовать посмотреть Вам фильм Стэнли Кубрика "Искусственный разум"...
Почтение...

Юлиус Гольштейн Анандамурти   25.01.2022 00:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.