Новые издания Алексинского музея. Слово к читателю

«Митрополичий период в истории Алексинского края. 1-я половина XIV века…»

«Митрополичий период в истории Алексинского края. 3-я четверть XIV века…»

Так названы научно-информационные издания, выпущенные в 2018 и 2019 гг. Алексинским художественно-краеведческим музеем при финансовой поддержке администрации муниципального образования город Алексин. Автор-составитель — научный сотрудник музея Татьяна Федоровна Липницкая.

Презентация изданий состоялась 15 марта 2020 г. в музее в рамках празднования Дня Православной книги в Алексинском благочинии Белевской епархии. В основу данной статьи положен доклад Т.Ф. Липницкой, прочитанный на презентации.

Книги адресованы всем, кто интересуется древней историей Алексинской земли. В исследовании впервые в алексинской историографии введены исторические понятия «Алексинское митрополичье владение» (АМВ) и «митрополичий период в истории Алексинского края»; предложена датировка АМВ и митрополичьего периода — [1326 – 1390–1392 гг.].

Алексинский край относится к тем историческим регионам, древнее прошлое которых мало известно. Главной причиной является недостаток письменных источников. Каждый из сохранившихся документов заслуживает самого серьезного внимания и тщательного изучения. Представляемые издания можно назвать мини-хрестоматиями. Они посвящены, прежде всего, обзору источников по истории Алексинского митрополичьего владения — рукописных актовых и летописных документов XIV–XVII вв. Алексинские фрагменты документов опубликованы. К историческим текстам подготовлены развернутые комментарии, которые позволяют понимать и анализировать их содержание.

В своем исследовании автор опиралась на научные труды и публикации известных светских и церковных историков-медиевистов, книги и статьи ученых в области дипломатики и истории летописания, картографические источники.

Основные темы изданий: владельческий и юридический статус, административно-территориальное устройство, политическая, военно-политическая и социально-экономическая история Алексинского митрополичьего владения. Большое внимание уделено вопросам историографии этих тем. В работу включены исторические очерки, где события в Алексине показаны в широком общеисторическом контексте.

Приведем краткие сведения об Алексинском митрополичьем владении.

Алексинское митрополичье владение (АМВ) — это административно-территориальное и политическое образование Средневековой Руси периода феодальной (удельной) раздробленности, располагавшееся в XIV в. на территории современного Алексинского края.

Первая страница в истории г. Алексина и Алексинского края, известная по письменным документам, относится к XIV в. и связана с историей Русской Церкви, или Киевской и всея Руси митрополии Константинопольской Православной Церкви. В период с [1326] г. до начала 1390-х гг. Алексинское владение с административным центром в г. Алексине находилось в полной собственности кафедры Киевской митрополии (Русской митрополии).
 
Алексинское митрополичье владение, располагавшееся в верхнем течении Оки, представляло собой анклав в пределах Тарусского княжества. Со всех сторон владение было окружено тарусскими землями, но при этом было самостоятельным политическим образованием, независимым от княжеской власти. Это было некоторое подобие удельного княжества [1, с. 391]. Духовная, административная, судебная и финансовая власть принадлежала здесь митрополитам Киевским и всея Руси — верховным иерархам Русской Церкви. Другими словами, в Алексинском владении митрополиты являлись не только духовными устроителями, но имели также светские полномочия, фактически «пользовались правами удельных князей» [1, с. 414]. Управление осуществлялось из Москвы, где в XIV в. находилась резиденция митрополитов — митрополичий двор.

Алексинское владение имело волостное административно-территориальное устройство — состояло из нескольких волостей. Волости включали имения — села с крестьянскими деревнями. Это были имения, принадлежавшие митрополичьей кафедре, а также, вероятно, боярские имения с господскими селами. Все населенные пункты находились в юрисдикции митрополита. В Алексине правил наместник. Центры волостей возглавляли волостели. Наместник и волостели назначались митрополитом из числа митрополичьих бояр и детей боярских.

Наибольшую хозяйственную ценность в Алексинском владении представляли земельные ресурсы — пахотные и промысловые земли. Большое развитие получили промыслы, связанные с природными богатствами: лесами и реками — Окой и ее притоками. Важное значение в хозяйстве имели обильные бобровые ловли и бортничество, которые приносили наиболее высокий доход. Налоги, которые платило население, поступали в митрополичью казну и затем шли в пользу митрополичьей кафедры.

Население Алексинского владения находилось не только под властью, но и под защитой и покровительством митрополитов. Можно предположить, что митрополичий период стал временем становления Алексина как религиозного центра.

Дошедшие до наших дней письменные источники свидетельствуют о шести событиях, связанных с историей Алексинского митрополичьего владения.

Начало митрополичьему периоду положил митрополит Петр, который не позднее 20 декабря 1326 г. (2 января 1327 г.) «купил» у одного из князей (возможно, Тарусского, Московского, Новосильского, Брянского…) г. Алексин с прилегающими к нему землями (волостями) для материального обеспечения кафедры Киевской митрополии.

Известны три события из военно-политической истории Алексинского края.
 
В 1348 г. князь Темир Ордынский разорил и сжег посад г. Алексина, находившегося в управлении митрополита Феогноста. В Орду Темир угнал многочисленный алексинский полон.

Около 1361 г. Алексин, город митрополита Алексия, был разорен великим князем Литовским Ольгердом, который исповедовал язычество.

В июле 1372 г. в местности между городами Алексином и Любутском произошел крупный военный конфликт — последний из череды событий Литовско-московской войны 1368–1372 гг. Алексинские земли вновь оказались под угрозой вторжения Ольгерда, которое удалось предотвратить по благословению митрополита Алексия великому князю Московскому и Владимирскому Дмитрию I Ивановичу (будущему Донскому) и удельному князю Серпуховскому Владимиру Андреевичу (будущему Донскому, Храброму).

Сохранилось историческое предание о том, что митрополит Алексий, который правил в 1354–1378 гг., посетил Алексин и оставил пророчество о будущем города и его жителей. Существует несколько версий предания. Его сюжет в современном изложении протоиерея Геннадия Васильевича Степанова, настоятеля Свято-Успенского собора г. Алексина, звучит так: «С давних времен бытует предание о посещении города Алексина святителем Алексием. За переправу через Оку перевозчик запросил непомерную плату. Не имея возможности рассчитаться деньгами, святитель отдал ему свою панагию. Не желая по христианскому смирению мстить своему обидчику, святитель произнес пророчество жителям Алексина, что город их будет не большим, не малым, не богатым, но и не бедным» [2].

В период с 1390 по 1392 г. митрополит Киприан передал по договору «мены» Алексинское митрополичье владение великому князю Московскому и Владимирскому Василию I Дмитриевичу. Город Алексин с волостями перешли под власть Московского княжеского дома.

Представляемое исследование содержит новую информацию, расширяет знания об Алексинском крае XIV в. Некоторые из материалов в алексинском краеведении представлены впервые.

В издании 2018 г. опубликована рукописная статья о драматических событиях в Алексине 1348 г. из Лицевого летописного свода XVI в. — «Царь-книги» Ивана Грозного. Статья иллюстрирована многокрасочной миниатюрой, на которой можно увидеть первое изображение г. Алексина — посада и детинца с крепостными сооружениями и православным храмом. «Царь-книга» была создана в книгописной мастерской при Покровском соборе Александровской слободы — фактической столицы Русского государства в период Опричнины. Написанная на церковно-славянском языке и украшенная миниатюрами, «Царь-книга» является самым крупным летописно-хронографическим произведением средневековой Руси, шедевром мирового книжного искусства.

В издании 2019 г. большое внимание уделено документу, который включает сведения о захвате г. Алексина литовским отрядом Ольгерда — грамоте патриарха Константинопольского Каллиста I к митрополиту Литовскому Роману 1361 г. Этот самый ранний сохранившийся документ с упоминанием города Алексина хранится в Вене, в Австрийской национальной библиотеке. Византийский акт, написанный на византийском греческом языке, принадлежит к корпусу зарубежных источников по истории Киевской митрополии, содержит уникальные сведения об Алексине, не имеющие аналогов в русских источниках. Документ свидетельствует о том, что в истории Алексина периода правления митрополита Алексия чрезвычайно значимым было влияние «византийского» фактора. Алексин являлся субъектом геополитики, субъектом международных отношений и права — события в городе, описанные в грамоте 1361 г., получили международный резонанс, нашли отражение в истории дипломатических взаимодействий между Москвой, Византией и Литвой.

Работа включает интересные факты и гипотезы, связанные с историей Москвы.

В 1326–1327 гг. в Московском Кремле был построен основанный митрополитом Петром белокаменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (М.П. Булгаков) писал: «Святитель Петр купил для своей кафедры, или для своего московского Успенского собора, город Алексин с волостями, и с селами, и с водами, и со всеми угодьями, что издавна тянули к тому городу…» [3]. «Купля» митрополитом Петром Алексинского владения могла быть связана с необходимостью материально обеспечивать строительство и содержание Успенского собора, который позднее стал главным кафедральным собором Русской Церкви.

В 1366–1367 гг. в Москве был возведен новый белокаменный Кремль. Митрополит Алексий направлял на его строительство большие средства из митрополичьей казны. А казна пополнялась и за счет поступлений из Алексинского владения. Можно с большой долей вероятности предполагать, что Алексин принимал участие в финансировании строительства Московского Кремля, алексинцы внесли свою лепту в строительство крепости, имевшей большое военно-стратегическое значение.

Исследование имеет не только исторические, но и современные аспекты.

Автору важно было показать, что многие государственные и церковные деятели XIV в., имеющие отношение к истории Алексинского митрополичьего владения, прославлены в Соборе Тульских святых (1987), представлены на иконе «Образ святых небесных покровителей земли алексинской» (2009) [4].

Одной из актуальных проблем в современной алексинской историографии является вопрос о дате, которая должна лежать в основе проведения юбилейных торжеств в г. Алексине и Алексинском крае.

Дата основания г. Алексина по документальным источникам не известна. В настоящее время алексинские юбилеи отмечаются в соответствии с официальной точкой зрения, которая сложилась в советский период, — в 1980-е гг. Она состоит в том, что Алексин впервые был упомянут в Никоновской летописи XVI в., где под 1348 годом помещена статья: «…князь Темирь Ординский приходи ратью ко граду Алексину святаго чюдотворца Петра, митрополита Киевскаго и всея Русии, и посад пожже, и со многым полоном возвратися во Орду…» [5]. Алексинский историк-краевед С.П. Горюшкин пишет: «Самое раннее из известных на сегодняшний день упоминаний города Алексина в исторических источниках содержится в Никоновской… летописи…» [6];   «…единственной научно обоснованной датой, которую можно использовать для достоверного отсчета времени существования Алексина, на сегодняшний день является 1348 г., под которым он впервые упомянут в Никоновской летописи» [7]. 

В алексинском краеведении существует альтернативная позиция, согласно которой известную по письменным документам историю г. Алексина и Алексинского края должны открывать имя митрополита Петра и дата 1326 г., связанная с митрополитом Петром, который правил Киевской и всея Руси митрополией в 1308–1326 (1327) гг., скончался в ночь с 20 на 21 дек. 1326 г. [8]  (по нов. ст. — со 2 на 3 янв. 1327 г.).

Альтернативная точка зрения является документально обоснованной. Первое известное современным историкам письменное достоверное недатированное упоминание об Алексине и Алексинском крае посвящено митрополиту Петру, который «купил» Алексин с прилегающими к нему землями (волостями) для кафедры Киевской и всея Руси митрополии. Этот факт зафиксирован в древнейшем юридическом акте — жалованной грамоте великого князя Московского Ивана  III Васильевича от 17 марта 1483 г. А также в царских грамотах — Федора I Ивановича от 30 октября 1584 г. и Алексея Михайловича Тишайшего от 29 октября 1653 г. В грамоте 1483 г. читаем: «…Олексин, место домовное Святыа Богородици… купил Петр митрополит, земли и воды и борть, что будет ни потягло издавна к Олексину…» [9]. Дата «купли» митрополитом Петра г. Алексина и окружавших его земель (волостей) в грамотах 1483, 1584 и 1653 гг. не указана. В Никоновской летописи XVI в. и Лицевом летописном своде XVI в. Алексин 1348 года представлен как город святого чудотворца Петра.

Все указанные выше письменные актовые и летописные памятники сохранились, в настоящее время входят в состав Архивного фонда Российской Федерации.

Историк Н.А. Малеванов впервые в алексинской историографии ввел в научный оборот актовые сведения 1653 г. об Алексине «с волостьми», которые были проданы митрополиту Петру (по мнению историка, «в начале XIV века») [10].

Историк В.А. Кучкин на основании анализа грамоты 1483 г. и биографических данных о митрополите Петре сделал заключение о том, что куплю Алексина митрополитом «следует относить к периоду между 1309 и 1326 гг.» [11]. Это было время пребывания предстоятеля Русской Церкви в Северо-Восточной Руси — с 1309 г. во Владимире, затем в Москве. Купля могла произойти не позднее «20 декабря 1326 г.» [11] — последнего дня в жизни митрополита Петра.

Алексинский исследователь Ю.А. Суховеев рассматривал грамоту 1483 г. и Никоновскую летопись в контексте вопроса о проведении юбилеев г. Алексина и впервые сделал вывод о том, что празднование юбилеев в соответствии с датой Никоновской летописи 1348 г. неверно и с научной точки зрения, и с нравственной [12, с. 3, 4, 6]. На основании выводов В.А. Кучкина, Ю.А. Суховеев предложил «считать 1326 год годом первого письменного упоминания Алексина» [12, с. 4]. Важно отметить, что большую источниковедческую и методологическую помощь в подготовке публикации Ю.А. Суховееву оказал А.С. Попов — историк-краевед, первый директор Алексинского краеведческого музея (1975–1985).

Алексинский историк-краевед К.Ю. Гостюхин писал, что «купля» митрополита Петра стала для Алексина своеобразным выходом на арену истории из темноты неизвестности» [13]. Действительно, эта «купля» является первым документально известным достоверным событием в истории города.

Книгу «Лики Алексина», авторами которой являются настоятель Свято-Успенского собора г. Алексина протоиерей Г.В. Степанов и А.С. Попов, открывает статья «Город Святого Чудотворца Петра». В этом тексте особое внимание обращено на ключевую дату: «Не позднее 1326 года, как это установил доктор исторических наук В.А. Кучкин, изучая вопрос о дате основания Алексина, митрополит Петр выкупил город “со всеми угодьями” у одного из тарусских князей» [14].

Процитируем еще одно заключение А.С. Попова: «…дата покупки Алексина митрополитом Петром исчисляется не позднее 1326 годом, что так же указывает и на дату первого упоминания Алексина в документальных исторических источниках» [15].

Мы назвали имена исследователей, которые в своих работах на основе изучения документов показали: имя митрополита Петра открывает письменную историю г. Алексина! 1326 год «…следует считать... годом первого письменного упоминания Алексина…». Эти заключения, до настоящего времени не признанные в официальной алексинской историографии, получили в представляемом исследовании дальнейшее развитие и дополнительную аргументацию.

Актовые и летописные документы XV–XVII вв. свидетельствуют: имя митрополита Петра, купившего для кафедры Киевской и всея Руси митрополии город Алексин и окружавшие его земли (волости), открывает документально подтвержденную историю и города Алексина, и Алексинского края [16]! Точная дата «купли» остается не известной. Но совершенно очевидно, что «купля» митрополита Петра могла состояться не позднее 1326 г. — последнего в его земной жизни и правлении. Согласимся с мнением Ю.А. Суховеева: «…следует считать 1326 год годом первого письменного упоминания Алексина…». Но обратим внимание: историческая дата 1326 г. открывает документально известную историю не только г. Алексина, но и Алексинского края. Соответственно, эта дата, с научной точки зрения, должна лежать в основе проведения современных юбилейных торжеств в г. Алексине, муниципальном образовании город Алексин и Алексинском районе.

Необходимо признать: вопрос о том, какая дата должна открывать документально обоснованную историю Алексина и лежать в основе проведения юбилеев города — 1326 год или 1348 год — является в настоящее время дискуссионным. Сравним эти даты с нравственно-этических позиций.

1348 год в жизни Алексина был полон трагических событий. Назовем их. Разорительный военный набег конной рати князя Темира Ордынского… Сожжение ордынцами посада «града Алексина святаго чюдотворца Петра»… Опустошение города, угон многочисленного алексинского полона в Орду, в рабство. Удар Темира носил характер успешной карательной экспедиции. Сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, сиротских было пролито тогда… Невольно возникает вопрос — разве могут события 1348 г., принесшие жителям Алексина большую беду, лежать в основе проведения юбилеев города? Для нас ответ однозначен. С датой беды 1348 г. не должны ассоциироваться какие-либо праздничные мероприятия и юбилейные торжества нашего времени. 1348 г. для алексинцев такая же трагическая дата, как и 22 июня 1941 г. А 22 июня в нашей стране является Днем памяти и скорби.

Празднование юбилеев г. Алексина и Алексинского края в соответствии с датой 1326 г. является верным и с научной, и с этической точек зрения. Эта дата научно обоснована. 1326 год связан с именем митрополита Петра, политического и церковного деятеля общерусского масштаба, великого святого земли Русской. Также эта дата ассоциируется с важным переломным событием в истории Алексинского края, когда Алексин и прилегающие к нему земли стали владением кафедры Русской митрополии. Митрополит Петр открыл в многовековой истории Алексинского края новую значимую веху, положил начало митрополичьему периоду, который продолжался около 65 лет — до начала 1390-х гг. Это было время, когда городом Алексином с его волостями и селами владела Русская Церковь. Управляли алексинскими землями, уделяя им свое особое отеческое внимание и заботу, митрополиты Киевские и всея Руси. Наибольший след в истории Алексинского края оставили митрополиты Петр, Алексий и Киприан, прославленные в Русской Церкви как святители. В начале 1390-х гг. Русская Церковь сыграла ключевую роль в переходе Алексинского владения под власть Московского княжеского дома, тем самым во многом предопределила историческую судьбу города и окружавших его земель. Начало промосковской политики предстоятелей Русской Церкви было положено митрополитом Петром! Митрополит Петр — одна из самых значимых личностей в истории Приокской земли и один из первых небесных покровителей Алексинского края. Святитель Петр, митрополит Московский, всея Руси чудотворец представлен на иконе «Образ святых небесных покровителей земли алексинской» (2009). Имя святителя Петра и дата 1326 год позволяют алексинцам гордиться историческим прошлым своего края.


Сделаем основные выводы.

Дата основания Алексина историкам не известна. Но сохранились подлинные документы, которые свидетельствуют о том, что митрополит Петр «купил» для кафедры Русской митрополии Алексин с прилегающими к нему землями не позднее 1326 года. В соответствии с этими историческими данными, юбилейным может стать для Алексина, муниципального образования город Алексин и Алексинского района 2026 год, когда можно будет отметить 700-летие документально известной истории г. Алексина и Алексинского края, 700-летие Алексина и Алексинского района — города и края святителя Петра.

Работы историков Н.А. Малеванова и В.А. Кучкина, алексинских краеведов К.Ю. Гостюхина, Т.Ф. Липницкой, А.С. Попова, протоиерея Г.В. Степанова, Ю.А. Суховеева содержат документально обоснованные положения о роли святителя Петра в истории г. Алексина и Алексинского края и значимой исторической дате 1326 г. Эти заключения могут быть теоретической основой для реализации современного социально-значимого проекта, направленного на официальное изменение даты (1326 г. вместо 1348 г.), которая должна лежать в основе празднования юбилеев города Алексина, а также муниципального образования город Алексин и Алексинского района. Необходимо иметь в виду, что для реализации этого сложного проекта необходимо объединение ресурсов властных структур (светских и церковных), научного сообщества, бизнес-сообщества и жителей г. Алексина и Алексинского района…



 
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.–Л., 1947. Т. 1.

2. Прот. Геннадий (Степанов). Святитель Алексий : видеофильм. 2004.

3. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви : [в 7 кн.]. М., 1995. Кн. 3. Отд. 1. Т. 5. С. 224. Примеч. к тексту об Алексинском владении (с. 224): «{128}. Акт. ист. 1. № 215 [228]; Ник. лет. 3. 190 [374]» (с. 536). Науч. ред. кн. 3. — Анатолий Аркадьевич Турилов.
См. также: Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви : [в 12 т.]. СПб., 1866. Т. 5. Отд. 1. Кн. 2. С. 93. Примеч. к тексту об Алексинском владении (с. 93–94): «(128). Акт. Ист. I. № 215; Ник. Лет. III, 190» (с. 94). Выражение «или для своего московского Успенского собора» в тексте изд. 1866 г. запятыми не выделено.

4. Автор приносит глубочайшие извинения читателю: в книге 2019 г. на с. 7, 13, 76 неверно употребляется выражение «Собор Алексинских святых». Верно: икона «Образ святых небесных покровителей земли алексинской».

5. Цит. по: ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10 : VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. С. 220. Полная цит. алексинского известия: «В лето 6856. <…> Того же лета князь Темирь Ординский приходи ратью ко граду Алексину святаго чюдотворца Петра, митрополита Киевскаго и всея Русии, и посад пожже, и со многым полоном возвратися во Орду; но Бог избавляяй раб своих от обидящих их, и отмсти праведным своим судом: убиша бо его его же слуги Татарове во Орде того же лета, и тако окаянный зле погибе и з чады своими» (с. 219 (дата), 220).
 
6. Горюшкин С.П. Алексин. 1348 год — первое упоминание // Все об Алексине с древнейших времен до наших дней : хрестоматия / Авт-сост. С.П. Горюшкин. Алексин, 2016. C. 11.

7. Горюшкин С.П. Загадочный город Алексин // Алексин. 660 лет : информационное иллюстрированное издание по заказу администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района. Алексин, 2008. С. 9.

8. Прохоров Г.М. Петр, митрополит всея Руси : электрон. публ. Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4510

9. ОР ГИМ. Синод. собр. № 276. Л. 14. [1527–1528 гг.]. Цит. по: Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков : в 3 ч. М., 1951. Ч. 1.  № 1. С. 23.

10. [Малеванов Н.А.] Страж московских рубежей // Малеванов Н.А., Ефимов А.Н. Алексин. Историко-экономический очерк. Тула, 1960. С. 5.

11. Кучкин В.А., д-р ист. наук, ст. науч. сотр. Института истории СССР Академии наук СССР. Заключение «о времени первого упоминания города Алексина» // Письмо директора Института истории СССР АН СССР д-ра ист. наук профессора С.С. Хромова секретарю Алексинского Горкома КПСС Ю.А. Колоскову № 14105–21132–18, 05.06.84 (ответ на запрос из Алексинского ГК КПСС № 153-и от 16.03.1984).

12. Суховеев Ю.А. Алексин. От мифа к реальности : историко-публицистический очерк // За Единство (Тульская Областная Общественно-Политическая Газета). 1998. Ноябрь. С. 3, 4, 6.

13. Гостюхин К.Ю. Святители земли Алексинской // Алексинские вести. 2002. 15 янв.

14. Степанов Г., священник, Попов А.С. Лики Алексина. Aлексин, 2005. С. 4.

15. Попов А.С. Откуда «есть пошла земля»… алексинская // Материалы VII Сахаровских историко-краеведческих чтений в Алексине. Тула, 2020. С. 8.

16. Полный перечень всех документов и цитаты из них см.: Митрополичий период в истории Алексинского края, 1-я половина XIV века : документы, комментарии / авт.-сост. Т.Ф. Липницкая ; Алексин. художеств.-краевед. музей. Aлексин : [б. и.], 2018. С. 95–96.


 
ПРИЛОЖЕНИЯ

РАЗВЕРНУТОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ:
Митрополичий период в истории Алексинского края,
1-я половина XIV века : документы, комментарии
/ авт.-сост. Т. Ф. Липницкая. Алексин, 2018.

Введение. Митрополичий период в истории Алексинского края. [1326] – [1390–1392] годы. Основные источники — с. 3

Сказочное предание об основании города Алексина (?) в 1215 г. — с. 11

Историческое предание об основании города Алексина в 1298 г. — с. 14

Грамоты 1483, 1584, 1653, 1676 гг. — исторические акты, свидетельствующие
о митрополичьем периоде в истории Алексинского края XIV в. — с. 21

Из жалованной грамоты, тарханно-несудимой и с другими привилегиями великого князя Московского Ивана III Васильевича на митрополичью слободку Всеславлю (Святославлю) Ростовского уезда, 1483 г.
(извлечение из документа и комментарии) — с. 25

Из жалованной грамоты, подтвердительной, тарханной и несудимой, царя Федора I Ивановича митрополиту Дионисию на слободку Святославлю Ростовского уезда, 1584 г. (извлечение из документа и комментарии) — с. 28

Из грамоты царя Алексея Михайловича Тишайшего Ростовскому воеводе Митрофану Хрипунову о ненарушении тарханных грамот, пожалованных прежними Государями патриаршей домовой Карашской волости Ростовского уезда. 1653 г. (извлечение из документа и комментарии) — с. 30

Из окружной подтвердительной грамоты царя Федора III Алексеевича о невзимании стрелецких и ямских денег и таможенных пошлин с крестьян патриаршей Карашской волости Ростовского уезда, на основании прежних жалованных грамот, 1676 г. (извлечение из документа и комментарии) — с. 32

Грамоты 1483, 1584, 1653 и 1676 гг. как исторические источники — с.34

«…Город Алексин… купил чюдотворец Петр митрополит, с волостми…»
(извлечение из документа и комментарии) — с. 36

Алексинское владение — покупка митрополита Петра или пожалование князя? — с. 36

Алексинский митрополичий удел — владение кафедры Русской митрополии («место домовное Святыа Богородици») — с. 37

Алексинский митрополичий удел — титульное владение кафедры Русской митрополии. Юридический титул вотчины — «купля» митрополита Петра — с. 40

Алексинское митрополичье владение — иммунитетная вотчина — с. 42

Алексинское митрополичье владение — вотчина кафедры Русской митрополии. Право кафедры на отчуждение земель — с. 46

Алексинское митрополичье владение — вотчина кафедры Русской митрополии. Историография вопроса.
— с. 47

Административно-территориальное устройство Алексинского митрополичьего владения — с. 49

Социально-экономическое развитие Алексинского митрополичьего владения — с. 52

Княжеско-митрополичья территориальная «мена» [1390–1392 гг.]. Окончание митрополичьего периода в истории Алексинского края — с. 54

Грамоты 1483, 1584, 1653, 1676 гг. в алексинской историографии — с. 55

Никоновская летопись XVI века о событиях 1348 г., связанных с историей митрополичьего города Алексина — с. 59

Из летописного свода митрополита Даниила списка князя М.А. Оболенского Никоновской летописи,
[1526–1530 гг.] (извлечение из документа и комментарии) — с. 59

Алексинское известие Никоновской летописи в публикациях XVIII–XIX вв. — с. 65

Сведения Никоновской летописи в алексинской историографии XIX–XXI вв. — с. 70

Лицевой летописный свод XVI века о событиях 1348 г., связанных с историей митрополичьего города Алексина — с. 76

К вопросу о дате первого упоминания Алексина в письменных источниках и проведении юбилеев города. Точки зрения историков и архивистов. Дискуссия в алексинской историографии. 1980–2010-е годы — с. 83

Заключение. 1326 год — значимая дата митрополичьего периода, которая должна лежать в основе празднования юбилеев города Алексина — с. 94

Список сокращений — с.  99
Архивы, музеи, библиотеки — с. 99
Издания — с. 99
Основные источники по теме «Митрополичий период в истории
Алексинского края. 1-я половина XIV века» — с. 100


РАЗВЕРНУТОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ:
Митрополичий период в истории Алексинского края,
3-я четверть XIV века : документы и комментарии, исторические
очерки / авт.-сост. Т. Ф. Липницкая. Алексин, 2019.

Введение — с. 3

Государства, территориально-политические образования и административно-территориальные церковные образования второй половины X – середины XIV в., связанные с историей Алексинского края. Краткий историко-географический очерк — с. 4

Литовско-московская церковно-политическая конфронтация в 1354–1361 гг. Военная акция великого князя Литовского Ольгерда против митрополичьего города Алексина около 1360 г. — с. 17

Раскол Киевской и всея Руси митрополии. Военная экспансия Великого княжества Литовского на земли митрополии. 1354–1361 гг. — с. 17

Грамота патриарха Константинопольского Каллиста I к митрополиту Литовскому Роману о разорении митрополичьего города Алексина великим князем Литовским Ольгердом. 1361 г. — с. 22

Из грамоты патриарха Константинопольского Каллиста I к митрополиту Литовскому Роману, 1361 г. (извлечение) — с. 23

Из истории бытования грамоты 1361 г. — с. 25

Создание и статус документа — с. 25

Обоснование датировки документа (1361 г.) — с. 25

Историко-архивные сведения о грамоте 1361 г. — с. 27

Введение грамоты 1361 г. в научный оборот. Публикации документа — с. 28

Основное содержание грамоты патриарха Каллиста I к митрополиту Литовскому Роману и соборного определения патриарха. Июль 1361 г. — с. 31

Содержание алексинского фрагмента грамоты 1361 г. Алексинский фрагмент как исторический источник — с. 35

Источник сведений о г. Алексине в Константинополе — с. 36

Дата военной акции Ольгерда против г. Алексина — с. 36

Причины нападения Ольгерда на г. Алексин — с. 38

События в г. Алексине как антиправославная деятельность князя-язычника Ольгерда — с. 40

Оценка патриархом Каллистом событий в г. Алексине — с. 41

Алексин и Брянская епархия: историко-географический аспект — с. 41

Грамота 1361 г. как документ, фиксирующий историческое название г. Алексина — с. 42

Исторический топоним «Алексин» в грамоте 1361 г. и в своде митрополита Даниила списка Оболенского Никоновской летописи [1526–1530 гг.] К вопросу о происхождении названия г. Алексина — с. 45

Разорение города Алексина великим князем Литовским Ольгердом (около 1361 г.). Краткий исторический очерк — с. 48

Литовско-московская война 1368–1372 гг. Военная кампания 1372 г. на Оке
в местности между городами Любутском и Алексином — с. 56

Порубежное противостояние Литвы и Москвы на Верхней Оке в преддверии
Литовско-московской войны. 1360-е гг. Письмо Ольгерда к патриарху Филофею
Коккину. [1370 г.] — с. 56

Из истории Литовско-московской войны 1368–1372 гг. — с. 60

Строительство Московского Кремля (1366–1367) и Алексинское митрополичье владение. Первый поход Ольгерда на Москву (1368 г.). — с. 60

Московские походы на Смоленское княжество (1369 г.) и Брянск (1370 г.). — с. 65

Московский поход на Тверское княжество. Борьба Михаила Тверского за Владимирское великое княжение и второй поход Ольгерда на Москву. 1370 г. — с.65

Борьба Михаила Тверского и Дмитрия Московского за Владимирское великое княжение. 1371 г. — с. 66

Военные действия князей Михаила Тверского и Кейстута Трокского. Весна – начало лета 1372 г. — с. 68

Русские летописи о событиях у города Любутска. Июль 1372 г. — с. 68

Статья о событиях «у града Любутска» в Троицкой летописи, [1409–1412 гг.]
(извлечение из летописи и комментарии). — с. 69

Новгородские летописные своды СIЛ, НКЛ, НIVЛ — с. 70

Статья о событиях «близъ града Любутьска» в списке князя М.А. Оболенского Софийской первой летописи старшего извода, [1475–1481 гг.] (извлечение из летописи и комментарии) — с. 72

Статья о событиях «близ Любутска» в Остермановском первом томе Лицевого летописного свода Ивана Грозного, [1570-е гг.] (извлечение из ЛЛС и комментарии) — с. 73

Военная кампания на Оке в местности между городами Любутском и Алексином. [21 июля – 1 августа] 1372 г. Краткий исторический очерк — с. 74

Главные персоналии военных событий «у града Любутска» — с. 76

Любутск — с. 78

Датировка военных событий «у града Любутска». [21 июля – 1 августа] 1372 г. — с. 80

Маршруты движения литовской, тверской и московской ратей к г. Любутску. — с. 81

Контрманевр московской рати на Оку к городам Любутску и Алексину — стратегическая победа великого князя Дмитрия Ивановича — с. 83

Вооруженное противостояние Дмитрия Московского, Ольгерда и Михаила Тверского на Оке. — с. 84

Итоги военной кампании 1372 г. Московско-литовская перемирная грамота. — с. 90

Локализация исторического оврага — места «Любутского стояния». — с. 92

Святой источник в честь икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Взыскание погибших» (пос. Мичурина) — с. 98

Список сокращений — с. 100
Архивы, музеи, библиотеки — с. 100
Издания — с. 100
Источники и литература по теме «Митрополичий период в истории Алексинского края. 3-я четверть XIV века» — с. 101


Т. Липницкая. 2020, 2021

Ссылка на статью:
Липницкая Т.Ф. Новые издания Алексинского музея. Слово к читателю / Алексин. худож.-краевед. музей
// Проза.ру : рос. лит. портал. М., 2021. URL: http://proza.ru/2021/01/20/1098  (дата обращения: ...).

Книги можно приобрести в Алексинском художественно-краеведческом музее (на кассе).


См. также:

Липницкая Т.Ф. Митрополичий период в истории Алексинского края. XIV век : научный и издательский историко-краеведческий проект. 2018–2021 // Собрание документов АХКМ. — URL: https://disk.yandex.ru/i/Zr9yCn2mK9KuEA (дата обращения: 15.02.2023).

Митрополичий период в истории Алексинского края. XIV в. : научный и издательский историко-краеведческий проект (2018–2021) : видеопрезентация / подгот. Т.Ф. Липницкая // Алексинский музей : [канал пользователя видеохостинга YouTube]. — 1 февр. 2022. — (6 мин 28 с) : цв. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=MRuF7s89qIE (дата обращения: 10.02.2022). — 34 л., 24 ил.

То же в формате pdf:
Липницкая Т.Ф. Митрополичий период в истории Алексинского края. XIV век : научный и издательский историко-краеведческий проект. 2018–2021 : презентация / Алексин. худож.-краевед. музей. pdf — URL: https://disk.yandex.ru/i/pJyrxHKWOI497A  (дата обращения: 15.02.2023) — 34 л., 24 ил.


Рецензии