Благозвучная Святая Чечилия

 (Из цикла «Азбука Рима»)
                «И с истлевающих страниц
                притягиваю прах столетий».
                (О.Мандельштам)

      Странно и суетно начинался 817 год в Риме. 24 января с колокольни Латеранской базилики раздались печальные звоны  с долгими паузами, известившие римлян о кончине Папы Стефана IV.  А  уже через день  26 января  те же колокола радостным переливчатым перезвоном возвестили, что весь клир единодушной аккламацией  избрал на папский престол   высокообразованного бенедектинского монаха  Пасхалия I.  Помимо глубокого знания священного писания Пасхалий радовал слух прихожан благозвучной псалмодией во  время богослужений в соборе. Жители Рима были наслышаны о сыне благочестивых родителей Бонозо и Теодоры, который не жалел средств и сил, помогая страждущим и нуждающимся. Так что скорое избрание нового Папы восприняли спокойно и благожелательно.
    Прежде о смерти и избрании папы надо было уведомлять византийского императора через   экзарха Равенны и ждать утверждения. Такое путешествие послов в Константинополь через Равенну и обратно длилось очень долго, и папы вскоре стали вступать во владение престолом без предварительного согласия византийских императоров. А со временем  и вовсе перестали уведомлять их об избрании нового  папы.
     К тому же власть византийских владетелей ослабла, и теперь выбор римского первосвященника зависел, в первую очередь, от главной силы в Европе, от франкских императоров.  Хотя пока они напрямую  пока не вмешивались в выборы.
    Однако, чтобы заручиться поддержкой и обезопасить Рим от набегов лангобардов, Пасхалий решил отправить посла к Людовику Благочестивому. Призвав своего  доверенного легата Теодоро, он приготовился писать  благопотребное послание.
- Знаешь что?! Давай-ка напишем наше послание каролингским минускулом.  Императору это будет лестно и приятно. Видишь ли, наше римское квадратное письмо словно высечено в камне. Буквы в нём стоят как римская когорта, плечом к плечу, без разрывов между словами. В бою это, конечно, хорошо, но вот при чтении…затруднительно. Наши бенедектинские  братья из франкского монастыря Св. Петра в городе Корби создали в своем  скриптории дивный алфавит. Любая буква в нём состоит из кружочка и палочек, прямых или слегка изогнутых на конце. По ширине и высоте они почти одинаковые, а главное есть пробелы между словами. И буквы заглавные есть. Вот смотри, они мне прислали  список с книги  «Диалогов» Св. Григория Великого.  Прелесть    какая! Буквы лёгонькие, словно бабочки парят.  А какая у них библиотека! В своём скриптории они переписывают не только богословскую литературу, но и труды античных греческих авторов… Аристотеля, Эвклида и других.
    Ты посмотри, как они украшают рукописи  дивными миниатюрами с изображением святых, животных, растений и изящных орнаментов. А у нас в Византии снова поднялась волна иконоборчества.
     Вспомни, ведь эта крамольная мысль зародилась в 730 году у императора  Льва III Исавра, когда он   дурно истолковал  Библейский текст и запретил поклонение иконам как идолопоклонничество. Господи, что там началось! Уничтожили тысячи      икон,   мозаик,  фресок, изваяний святых и расписных  алтарей во многих храмах. В 787 году, при поддержке императрицы  Ирины, иконопочитание   вернулось, но  в 815 году  снова беда. В общем, вместо доброжелательного извещения о своём избрании мне придётся вступать в богословские споры и защищать наши святыни.
        Ведь иконопись зародилась ещё в апостольские времена. С первых веков, во времена гонений, христиане изображали символы веры на стенах катакомб.  Как  же можно уничтожать иконы?! Правильно сказал Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». И главное, люди, обычные люди, не знающие латынь, не умеющие читать,… им-то  иконы и фрески заменяют книги.
- Да, и обязательно поговори с королём о лангобардах. Мало того, что они продолжают свои набеги. Поселились на наших землях, говорят на нашем языке. Многие даже христианство приняли, но всё как-то исковеркано. А после того, как на втором Никейском соборе провозгласили  необходимость почитании святых мощей, ибо  они являются носителями благодати, то все кинулись мощи приобретать. И лангобарды теперь грабят не только города, но расхищают гробницы и катакомбы, которые стоят вне стен города. Причём, заберут из захоронения череп, и выдают его за честную главу  Апостола Павла или Петра. А остальные косточки мучеников разбросаны в пренебрежении по полу. Поэтому надо переносить  мощи поскорее  в город,  и строить новые храмы, где святые страстотерпцы  смогут обрести вечный покой. Для этого нам и пригодятся многие  тысячи верующих, монахов и  иконописцев, которые  бежали из Византии в Рим. Ты проследи, чтобы мне прислали самых искусных мастеров для реконструкции  и строительства храмов.
 - Погоди. Пока  послание заворачивают и запечатывают, я тебе расскажу занятную историю, связанную с распространением веры Христовой среди франков и  лангобардов. Так вот.  Карломан, старший  сын Карла Мартелла, после многочисленных кровавых войн и славных завоеваний, задумался о душе и стал способствовать укреплению христианской религии. Он  возвратил церкви ранее отобранное имущество, а  в 747 году и вовсе отказался от власти в пользу своего брата  Пипина Короткого. Несколько лет он жил отшельником в диких горах Соратте, у нас в Этрурии. Потом основал там монастырь. Но рядом шла  консульская дорога, по которой  пилигримы направлялись в Рим. И все благородные франкские паломники стали наведываться к Карломану, нарушая его покой. Тогда для уединения он удалился на юг, в бенедектинский монастырь Монтекассино.
    Такую же стезю избрал для себя и благородный Ратхис, король лангобардов, который по благословению Папы в  749 году  сменил пурпурный королевский плащ на монашескую сутану и тоже отправился в Монтекассино. Да ещё вместе с женой Тассией и дочерью Ротрудой, которые жили в соседнем женском монастыре. Вообрази картину: бывший правитель Лангобардов тяпает землю в виноградниках монастыря Монтекассино, а рядом бывший франкский король смиренно  исполняет свои монашеские обязанности. Истинно, чудны дела  Твои,  Господи!
      Ладно, поезжай, а мы примемся за работу. Ведь девиз бенедиктинских монахов: Ora e labora!  Молись и трудись!
        Когда Теодоро вернулся с обнадеживающим посланием от Людовика Благочестивого, сулившего всяческую поддержку Риму, Пасхалий  рассказал своему другу о содеянном.  Прежде всего они перенесли в собор Св. Петра мощи Святых  Прочессо и Мартиниано, воинов, которые охраняли Святых Петра и Павла в Мамертинской тюрьме. Известно, что после того, как Апостолы обратили своих стражников в христианство,  Петр крестил  их водой из  источника, чудесным образом открывшегося в каменном полу камеры. Узнав об этом,  император Нерон  приказал схватить стражников. После пыток, истязаний и мучений, не отступившие от Христа новообращенные были  обезглавлены.   Благородная матрона Лучина похоронила их на своём кладбище на окраине города.  Вот Пасхалий для сохранности и перенес мощи Святых Прочессо и Мартиниана в базилику Св. Петра,  в ораторию, богато украшенную мозаикой византийскими мастерами.
(Р. S.  Прах Папы Пасхалия с 824 года хранится в этой капелле). 
- Другая группа  мастеров сейчас реставрирует храм Санта Мария ин Домника. И там мозаики тоже великолепные. Потом увидишь. А вот в  базилике Санта Мария Антиква на Форуме  греческие  мастера решили украсить стены не мозаиками, а  фресками.
- А теперь пойдём, я покажу тебе, какое чудо сотворили византийские мастера в церкви Санта Прасседе (Св. Пракседы-Девы) на Эсквилине. Ты помнишь, что первая  молельня появилась здесь еще во II веке, в доме сенатора Пудента. У  него  останавливался  Св. Петр во  время своего пребывания в Риме.  Первоапостол сам крестил всю семью Пудента, его дочерей Прасседе,   Пуденциану и сына Новата. Во времена преследований и казней христиан Святые девы,  Прасседе  с Пуденцианой, губкой собирали кровь страдальцев и переносили в колодец во дворе своего дома вместе с останками христианских мучеников, чтобы предать их земле по христианскому обряду.
    Вот я и решил продолжить их труд. Из-за теперешнего  безумного увлечения реликвиями катакомбные и  раннехристианские захоронения   варварски и бесстыдно расхищаются.  И не только лангобардами. Стыдно признаться, многие верующие поддались этому соблазну. Мне удалось  перенести сюда из катакомб останки более  2000  христианских мучеников, и теперь мы восстанавливаем церковь. Смотри, в абсиде,  на  голубом  фоне изображен Спаситель, которому Петр и Павел представляют двух сестер-мучениц.
- Да тут мастера и ваше преосвященство изобразили с моделью церкви в руках! И с квадратным нимбом вокруг главы.
- Говорят для истории нужно. Чтобы указать, что церковь построена при моей жизни…….Ты лучше посмотри, какое чудо сотворили эти мастера в  капелле Св. Зенона, епископа Веронского. Я посвятил эту капеллу своей матери  Теодоре.  Она сплошь покрыта изнутри дивными мозаиками,  за что   её прозвали "Райский сад".
- Матушка ваша тоже с квадратным нимбом.
- Слава Богу, здравствует моя матушка.
- И знаешь, Теодоро, я решил тут монастырь построить и отдать его  византийским монахам.
    А теперь, друг, я признаюсь тебе, что  уже  много  ночей подряд, как только я ложусь,  сразу в голове возникает мелодия одного и того же религиозного гимна. И на ум приходит Св.  Чечилия. Помнишь ту церковь в Трастевере, что построили на месте её дома?
- Помню. Как написано в летописи, «прекрасной девы, рожденной в благородном римском семействе». С юных лет она исповедовала веру Христову,  обратила в христианство своего мужа  Валериана и уговорила его жить целомудренно,  как брата с сестрой. Во времена Диоклетиана за отказ поклоняться языческим идолам Валериана с братом  обезглавили,  а  Чечилию приговорили к удушению горячим паром в домашних термах. Но усилия душегубов были тщетными: три дня и три ночи  из-за закрытых дверей парильни раздавался голос Чечилии,  которая неустанно пела святые псалмы и гимны.  Тогда позвали палача, чтобы он обезглавил несчастную.  Трижды  опускался меч на нежную шею девицы, но палачу так и не удалось лишить ее жизни. По римским законам того времени четвертая попытка казни исключалась,  и изувеченная мученица тяжко угасала еще трое суток.  Но за это время все домашние, покоренные  несокрушимой верой и мужеством Чечилии, обратились в христианство.
- Говорят, что сам Папа Урбан I ,  её  покровитель, похоронил Чечилию в катакомбах Сан Каллисто. Мы облазили катакомбы, осмотрели весь дом, крипту, термы, но захоронения так и не нашли. А у меня по ночам всё музыка, музыка, гимны какие-то звучат. А сегодня смотрю, дева в белом одеянии явилась и идёт впереди меня по катакомбам Сан Каллисто.
- Да мы там  уже не раз всё осмотрели.
- Я как глаза закрою, так и вижу эти катакомбы.  Долгий такой коридор, а потом углубление слева. Девица у него останавливается и указывает место своего захоронения. Давайте завтра ещё раз сходим. Может мне по милости Господней и откроется это место.
     На следующий день Папа с Теодоро и помощниками отправились в катакомбы. Впереди шли два высоких монаха с факелами, за ними следовал Папа, внимательно осматривающий стены коридора справа и слева. Иногда он останавливался, закрывал глаза, словно призывая на помощь являвшуюся ему во сне Чечилию. В конце коридора возле углубления слева, заваленного камнями, Папа остановился.
- Давайте, попробуем разобрать эту кучу.
    Все принялись за работу, и вскоре открылся вход в небольшую камеру. У одной стены её стоял небольшой гроб из кипарисовых досок. Вдоль другой стены стояло ещё несколько гробов. По просьбе Папы, крышку кипарисового гроба открыли, и с торжествующим ликованием  обнаружили в нём тело Святой Чечилии. На следующий день гроб перенесли в посвященный Святой  Чечилии  храм и поместили его для сохранности  в мраморный саркофаг.
                *******
    В 1599 году, когда возникла необходимость  реставрации старой церкви,  древний саркофаг с телом Св. Чечилии решили вскрыть. Священную   церемонию проводил кардинал Сфодрати  в присутствии представителей церкви, ученого и культурного мира. В напряженной тишине рабочие сняли крышку мраморного саркофага, осторожно достали гроб из кипарисовых досок и отнесли в сторону верхние досочки. Подойдя ближе,  потрясенные присутствующие с удивлением и благоговейным восторгом увидели нетленное тело Святой,  "яко белая лилия" лежащей во   гробе в  одеянии, расшитом золотом, и со следами трёх ран на шее. Это чудодейственное событие привлекло внимание всего Рима. Даже папа Климент VIII пришел поклониться праху Святой. Тело Чечилии  оставили для обозрения на месяц. Открытый гроб стоял на богато украшенном постаменте, в зарешеченной комнате, под неусыпной охраной швейцарских гвардейцев Ватикана. Улицы  Трастевере в эти дни были запружены нескончаемым потоком паломников. Через месяц  тело Святой  осторожно перенесли в  богатый гроб, на изготовление которого ушло 254 фунта серебра, и похоронили под центральным алтарем храма.
     И теперь, спустя более четырех веков, легко можно представить себе эту картину, увековеченную в трогательном беломраморном изваянии  у подножия центрального алтаря. Скульптор Стефано Мадерно, который был очевидцем церемонии вскрытия кипарисового гроба, изобразил лежащую на боку босую юную девушку с прозрачным покрывалом, прикрывающим власы, и со следами трёх шрамов от ударов меча.
 (Р.S.  Св. Чечилия почитается покровительницей музыки,  и её именем названа знаменитая римская консерватория).
                *******
   Помимо интересной и познавательной   прогулки по подземным помещениям церкви, любознательный и пытливый посетитель может найти здесь и сокрытое сокровище. При очередной реставрации храма в 1900 году  специалистам удалось раскрыть фреску Каваллини "Страшный  суд".   Вслед за молчаливой  монахиней пройдите по коридорам монастыря,  попутно взглянув через застекленные окна галереи на внутренний дворик XIII века. В конце пути неожиданно,  словно на Последнем суде, вы оказываетесь  лицом  к лицу с огромным изображением Спасителя. По бокам от Него стоят Богоматерь, Иоанн Креститель и апостолы. Ниже яркими, многоцветными красками переливаются крылья трубящих ангелов, призывающих на Суд род человеческий. Фреска была написана  в 1293 году на внутренней стене старой церкви, и позднейшие застройки позволяют сейчас видеть  её лишь  частично,  но и это производит ошеломляющее впечатление.


Рецензии