9. Андрей Герасимов - Документальное кино

Цикл лекций педагогов ВКСР (высшие курсы сценаристов и режиссёров) и ВГИК.
МАСТЕРСКАЯ Андрея Николаевича Герасимова
426 66 49   17.05.01 г.
 
  I. Анализ фрагмента студента

Музыка не имеет отношения к изображению. Не ясно, что изображено на самом деле. Лишь в конце становится ясно что сидят люди, а мимо едет карета и дама смотрит из окна (Гойя "Продавцы посуды")

        О структуре и композиции фильма.
        В фильме часто показана улица. Это - параллельный монтаж как принцип. Хотя он не обеспечивает развитие. С людьми происходят события. Вне времени. Ключевая фраза "А на улице ничего не изменяется...". Взлетает зонд. Метафора. "Погода в Риге определяется на улице Поперечной".
Таксист - склочник, потенциальный завистник.
В четвёртый раз взлетает шарик.
Казалось с приездом больших грузов и словами "улица стала тесной для"...
Начало - как входить в фильм.
Пик - камни привезли, казалось бы. А в фильме - нет (Эйзенштейн...)
Для непрерывности и вечности действия не обязательны.
В целом - всё очень мило. Жизнь идёт. Все со своими радостями и горестями. Она – голодала, но ей хорошо. Нормально рассуждает. Не дебил. Много фильмов в одном.
Мог быть соблазн - сделать новеллы о том, о другом. Тогда бы была колбаса. Но не было бы переходов, параллельности.
Кроме недостатка в затянутости - остальное хорошо.
В 60 -х в кино стали воевать с авторским голосом. На самом деле - он главное. Он задаёт тон.
Картина держится на интонации, а переводы - безэмоциональны.   

        21 мая 2001 г.

        Просмотр док. фильма "Провинциалка". Две девицы. Одна модель, вольного типа. Другая - более содержательная, пришла на завод и хочет уйти...

        Преподаватель: Существовала норма "Хорошие девчата..." на конвеере. Это иное. 1995 год. Фильм неплохой. Хорошо ипподром. Гонка. Несколько линий. Плетутся. Журнализм. Автор - из Хорватии студентка МГУ. Работала на ТВ. Окончила курсы. Картина получила премию на конкурсе. Дипломная работа.

(Я про себя: чушь собачья)

        Просмотр задания студентки.
        Интервью с белорусским шабашником. Интервью без особой идеи.
Мужик строит дом, нулевой цикл. Занимался отделкой квартир в Москве. 
На среднем плане не фокусируется камера, т.к. стоит на автомате. Кадр следует выбирать так, чтобы не было блёсток от второстепенных предметов и чтобы главный предмет занимал  большую часть площади в кадре.
Задаются вопросы для затягивания интервью, чтобы дождаться, а вдруг он скажет что-то интересное.

        Затянуто. Парень говорил неплохо, но из вежливости, немного прибеднялся.
Звук ужасный. Шумы. Нужен выносной малочувствительный микрофон.

        Второй сюжет. Слишком статично. В центре внимания только его слова. Но ведь кино имеет изобразительную функцию. А как он выглядит. Следовало осмотреть квартиру, картины. Рассмотреть лицо. Предложить герою подвигаться. Ведь предметы характеризуют героя. Композиция кадра раздражающе асимметрична. 
Неверно выставлен свет в кадре. Он краснит лицо, тёмная фигура на фоне яркой лампы.  Лампа в объектив. Следовало лампу убрать из кадра в сторону за спину оператора.  Вместо лампы в кадр поместить какие-то предметы. Звук - бочка. Убрать требуется выносной малочувствительный микрофон.

        ЧЕТВЕРГ. Занятие с выездом в Барвиху. Приедет на курсы в 10.00, возьмёт кого-нибудь, если сможет.


Рецензии