Ледокол

Накануне старого Нового года задумала навести порядок в шкафу.
Только успела разобрать одну из полок, как позвонила подруга; мы часто с ней перезваниваемся: что да как, какие планы? Разговор не получился, и разочарование моей собеседницы было тому поводом.
Узнав, что я не только не сварила овощи для традиционного «Оливье», но и не собиралась этого делать, подруга быстро распрощалась, чтобы, понятное дело, с ещё большим усердием продолжить приготовления к празднику.
Психологи считают, что никто не обязан соответствовать ожиданиям других людей, поэтому я без смущения вернулась к своему нудному занятию. Впрочем, не более нудному, чем то, к какому меня вкрадчиво призывала моя хлебосольная подруга:
- Ты, Алёна, поставь, поставь на плиту яйца и картошку с морковкой. Не заметишь, как они сварятся, потом остывать будут. Успеешь и в шкафу порядок навести, и салат как бы между делом приготовить.
Мой категоричный ответ подруге не понравился – не такой ожидала:
- Если прервусь, то, думаю, не скоро настроюсь на эту мышиную возню. Без салатика обойдусь как-нибудь - не велика потеря.

Психологи, как всегда, оказались правы. «Мышиная возня» дала мне намного больше, чем все оливье, вместе взятые.
К примеру, нашлись документы, каким давно был присвоен статус безвозвратно потерянных. Даже промелькнуло несуразное предположение: желание потеряшек быть найденными перебороло моё отвращение к всяческим уборкам-разборкам.
Но самое главное, среди бумаг я обнаружила пластиковый пакет. В нём были письма из бабушкиного дома. Они пролежали в моём шкафу полтора десятка лет. Дома уже нет, а письма – вот они, живые!
Забыв про всё на свете, - и про Старый новый год, и про оливье, - я читала письма. Почерк мне был хорошо знаком. Писала мама.
Кроме прочего, бумага сохранила запах бабушкиного дома. Скрипучие половицы, малюсенькие кривые окошки, огромная белая печь, голубая фоторамка на стене… За ней я и нашла письма, в которые сейчас внимательно вчитывалась.
Что я хотела от них? Насытиться горечью утраты?  Нет в живых ни той, что писала письма, ни той, кому они были предназначены - обоих забрала Вечность.
Письма были однотипные: моя мама жаловалась своей маме! Как ей тяжело, как много у неё дел, что ничего не успевает, устала и соскучилась, и очень хочет приехать в деревню, повидаться с родными, но не имеет на это ни времени, ни сил, ни возможностей.
Я осторожно доставала из конвертов листочки, исписанные маминым, ещё не изувеченным болезнью, почерком. Особо грязные и ветхие конверты сразу выбрасывала, сохранные оставляла для «истории».
Один из конвертов, с изображением могучего ледокола, долго держала в руках. «50 лет планомерного освоения северного морского пути» - прочитала я под рисунком. Картинка на конверте будто иллюстрировала содержание лежащего в нём письма. Мамина жизнь — это ледокол, пробивающий дорогу сквозь тяжёлые холодные льды.
Почему мама так тяжело жила? Хотя, что пенять на других, - ледокол иллюстрация и моей жизни. Что за семейная ледоколомания? Можно ли от неё излечиться?
Одно из писем было особо неряшливым: листок весь в грязных разводах. Я поначалу решила, что испачкала его бабушка. Не слезами ли? Но в конце письма обнаружила приписку (буквы, к счастью, не расплылись) - мамин ответ на мою любопытность. Оказывается, письмо какое-то время находилось в сумке с помидорами: от такого соседства и пострадало. Мама, мама! Она так спешила, что даже не стала переписывать письмо, так и отправила его в разводах помидорного сока.
Незадолго до маминой смерти я так же, как у себя сегодня, наводила порядок в её шкафу. Наткнулась на коробку из-под обуви, полную семенами кабачков. Хотела выбросить, но передумала
 и спросила разрешения. И что мне ответила моя мама, которая на тот момент уже не вставала и не могла, не расплескав, донести ложку до рта:
- Пусть лежат. Весной сажать буду.
Через два месяца, весной, она умерла.
В маминых письмах, не мне адресованных, я нашла ключ к своей жизни. Это был разговор, отсроченный во времени. Как говорится, каждому овощу свой срок: сегодня я была готова слушать и слышать; а может, это мама из Вечности дала мне совет, который не могла дать при жизни.
Люди делятся на тех, кто живёт тяжело, и на тех, кто живёт легко и просто. Для одних жизнь – вечная борьба и преодоление, для других – приключение и дождь из подарков судьбы.
Какой вариант для себя выбрать, каждый решает сам.

Подсказки Вселенной бывают такими простыми - ледокол с дымящейся трубой!





   


Рецензии
До глубины души тронуло Ваше повествование. Очень образное сравнение- люди- ледоколы. А ведь это действительно так. Прорываемся через лёд жизни к счастью, боремся со стихией, и часто это напрасный труд.

Наталия Нестерова 2   16.02.2021 18:59     Заявить о нарушении