Они сгорели, спасая папанинцев

ОНИ СГОРЕЛИ, СПАСАЯ ПАПАНИНЦЕВ

Из книги "Русская Арктика – история подвига!"

Как погиб дирижабль «СССР В-6»

5 февраля 1938 года самый большой советский дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим» врезался в гору недалеко от города Кандалакша. В результате катастрофы погибли 13 человек. Они летели спасать папанинцев.

Бушует норд. Вчера Москва
Послала дирижабль. Ни зги!
По радио сквозь вой пурги
Едва доносятся слова.
Бушует норд. Радист в углу,
Охрипнув, кроет целый, мир:
Он разгребает, как золу,
Остывший и пустой эфир.
Где дирижабль? Стряслась беда...
Бушует норд. В двухстах верстах
Был слышен взрыв. Сейчас туда
Отправлен экстренный состав.
«Мурманские дневники»
Константин Симонов

Получив радиограммы о начавшемся разрушении льдины в советском правительстве сразу обеспокоились судьбой дрейфующей станции «СП-1».
10 января 1938 года было принято решение отправлять на выручку все возможные плавательные средства. К папанинцам вышли ледокольный пароход «Таймыр» с самолётом Р-5 на борту и мотобот «Мурманец». «Таймыр» почти сразу же попал в жестокий шторм, за борт смыло баллоны с водородом для шаров-зондов, потом обледенели палуба и снасти, а надстройки корабля получили серьёзные повреждения. Слабосильный «Мурманец» отчаянно боролся со льдами, медленно продвигаясь вперёд.
В Ленинграде принялись срочно завершать ремонт ледокола «Ермак» для отправки его в спасательную экспедицию.
Командирование Северного флота направило три подводных лодки Д-3, Щ-402 и Щ-404, только что вернувшиеся с учений, на помощь «Таймыру» и для обеспечения полётов.
Тем временем Иван Тимофеевич Спирин перегнал два самолёта ЦКБ-30 в Мурманск, чтобы оттуда в случае необходимости лететь в ледовый лагерь папанинцев.

По всем раскладам выходило, что только дирижабли способны быстро долететь до полярников и эвакуировать их с льдины.
2 февраля 1938 года на экстренном совещании в ЦК ВКП(б) было решено за трое суток подготовить дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим» к срочному вылету.
Самый большой в стране дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим» был спроектирован итальянским конструктором Умберто Нобиле.
Девяностолетний Умберто Нобиле, награжденный в дни своего юбилея серебряной медалью Географического института в Италии, в ответном слове скажет: «После спасения я прожил в России пять лет. Это был один из самых счастливых периодов в моей жизни. Если бы я там остался, Советское правительство сделало бы всё возможное для того, чтобы я мог осуществить свои планы исследования Арктики. Но дочь настойчиво звала меня в Италию, и я вернулся. В Соединенных Штатах, куда мне пришлось уехать потому, что фашисты лишили меня всякой возможности работать, я не был так счастлив».

Дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим» строили в 1933 году на предприятии «Дирижаблестрой» в городе Долгопрудный Московской области.
Его оболочка имела объём 18,5 тысяч кубометров, длинна составляла сто четыре с половиной метра, диаметр – 19,5 метра. Три двигателя по 265 лошадиных сил обеспечивали скорость с грузом 8,5 тонны до 110 километров в час. Дальность полёта достигала четырёх с половиной тысяч километров.
В 1937 году дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим» установил мировой рекорд продолжительности полёта без дозаправки – 130,5 часов. На нём неоднократно совершались беспосадочные рейсы из Москвы в Ленинград, Петрозаводск, Казань, Свердловск.
Экипаж дирижабля, несмотря на молодость, составили знающие командиры, штурманы и бортмеханики. Однако, впоследствии Нобиле считал ошибкой назначение командиром «СССР В-6» молодого пилота Н.С. Гудованцева вместо хорошо освоившего управление своим дирижаблем И.В. Панькова. Еще экипаж усилили первым штурманом А.А. Ритсляндом, участником высадки папанинцев в составе экипажа самолёта Василия Сергеевича Молокова. Но усиление экипажа командирами с других дирижаблей, заменивших штатных помощников рулевых и механиков, скорее всего оказалось ошибкой – у них была утрачена практика работы по узким специальностям.
Подготовка шла круглосуточно. Шесть тонн горючего уместилось в 18 баков, четыре 200-литровых балластных бака заполнили антифризом. На борту дирижабля поместили трехмесячный запас продовольствия, комплекты теплой одежды, палатки, оружие, и, даже, ящики с пиротехникой для подсветки окрестностей во время поиска папанинской палатки. Смонтировали электрическую лебёдку для спуска и подъёма двухместной кабины, при помощи которой планировали эвакуировать папанинцев со льдины.

Поздним вечером 5 февраля 1938 года, несмотря на непогоду и метель, дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим» вылетел из Москвы. Член Политбюро Анастас Иванович Микоян помахал им рукой на прощание. Пресса скупо сообщила: «дирижабль отправился в тренировочный полёт по маршруту Москва – Мурманск».
Поддерживая постоянную радиосвязь с Москвой и Ленинградом «СССР В-6» благополучно проследовал над Петрозаводском, Кемью и 6 февраля к 19 часам оказался в двухстах семидесяти километрах от Мурманска у станции Кандалакша.
Продвижение дирижабля по маршруту регистрировалось по радиограммам Гудованцева и наблюдениями с земли железнодорожниками, так как он летел вдоль железной дороги.
Дирижабль летел по прямой, пользуясь картами 1906 года. Даже опытный штурман Ритсланд не понимал точно, где они находятся. Он удивлялся светящимся внизу огням от костров, которые железнодорожники разожгли вдоль путей, указывая дорогу на Мурманск.
После получения в 18 часов 56 минут радиограммы из района станции Жемчужная в сорока километрах от Кандалакши о благополучном ходе полета работа дирижабельной радиостанции внезапно оборвалась, и на вызовы многочисленных наземных радиостанций «СССР В-6» не отвечал.
В это время на участке пути до Яндозера «СССР В-6» - «Осоавиахим» шёл в нижней кромке облаков на высоте трёхсот метров, а на подлёте к Кандалакше при снегопаде и нависшей темноты. В восемнадцати километрах от железнодорожной станции Белое море штурман Мячков первым увидел по курсу большую Небло-Гору и поднял тревогу. Но было поздно. Дирижабль врезался в склон горы и начал быстро разваливаться. На его борту разбились фосфорные осветительные бомбы и вспыхнул пожар.

Около 20 часов от местных жителей поступило сообщение о взрыве, раздавшемся час назад.
Бортинженер «СССР В-6» - «Осоавиахим» В.А. Устинович впоследствии вспоминал: «Я отдыхал в гамаке над гондолой экипажа перед своей вахтой, когда был разбужен страшным ударом и треском деревьев. Почувствовал дым, понял – горим… Пробил обшивку киля и вывалился наружу. Почти 20 тыс. «кубиков» водорода – это море огня! Горящие обломки разламывались на деревьях и падали вниз. Снег был глубокий, не меньше метра, и это спасло…
Собралось нас шестеро из девятнадцати – все, кто остался в живых. Кроме меня, спаслись механики Константин Новиков, Алексей Бурмакин и Дмитрий Матюнин, находившиеся на вахтах в моторных гондолах, четвёртый помощник командира Виктор Почекин и радиоинженер Арий Воробьёв».
В район предполагаемой аварии немедленно были направлены поисковые группы из местных граждан и военнослужащих частей РККА на оленях и лыжах. На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила обломки дирижабля «СССР В-6» - «Осоавиахим».
Выжившие аэронавты составили телеграмму в Москву:
«МОСКВА ЦК ВКП(б), СОВНАРКОМУ ИЗ КАНДАЛАКШИ. 10.02.1938 г.
До боли сердца жаль, что наш полет закончился так трагически. Горя желанием выполнить ответственное правительственное задание, мы отдали все свои силы для успешного завершения полета по снятию с льдины отважной четверки папанинцев; для выполнения этого задания правительство обеспечило нас всем необходимым. Весь коллектив экипажа был твердо уверен, что без всякого риска достигнет намеченной цели. Больно мириться с мыслью, что мы не выполнили задания правительства. Нелепый случай оборвал наш полет. Глубоко скорбим о погибших товарищах…
Группа экипажа дирижабля «СССР В-6» Матюнин, Новиков, Устинович, Почекин, Бурмакин, Воробьев».

Из общего состава экипажа дирижабля «СССР В-6» в 19 человек в результате катастрофы погибло 13 человек.
Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сообщило:
«При катастрофе убиты товарищи: Гудованцев Н.С. — первый командир дирижабля „СССР В-6“, Паньков И.В. — второй командир, Демин С.В. — первый помощник командира, Лянгузов В.Г. — второй помощник командира, Кулагин Т.С. — третий помощник командира, Ритсланд А.А. — первый штурман, Мячков Т.Н. — второй штурман, Конюшин Н.А. — старший бортмеханик, Шмельков К.А. — первый бортмеханик, Никитин М.В. — бортмеханик, Кондрашев Н.Н. — бортмеханик, Чернов В.Д. — бортрадист, Градус Д.И. — синоптик».
Тела аэронавтов доставлены для похорон в Москву. Похороны погибших приняты на государственный счет. Правительством решено выдать семьям погибших воздухоплавателей по 10 000 руб. единовременного пособия и установить повышенное пенсионное обеспечение.
Как отмечали эксперты, в течение всего полета материальная часть дирижабля работала безотказно. Причиной катастрофы назовут отсутствие на борту надежных средств навигации, несовершенстве системы управления, схематичность карты, на которой вместо горы было обозначено болото и решение командира двигаться на опасно малой высоте в плохую погоду.

Эта трагедия, как и гибель других советских дирижаблей, надолго поставила крест на их строительстве.

Владлен Дорофеев


Рецензии