Гегель и Бертран Расссел
«…существуют ли граждане ради государства или государство ради граждан? Гегель утверждает первое. Либеральная философия, которая исходит от Локка, утверждает второе.» (Б. Рассел «История западной философии» Том 2)
На самом деле у Гегеля государственный аппарат (власти и представительства) есть выражение тождества двух основных сословий, крестьянского и городского. Так, государство, в себе, как «сознание» представляют – крестьяне, осевшие на земле. Крестьяне, ставшие для себя (и проникаясь всеобщим самосознанием) есть горожане. Поскольку единство сознания и самосознания или в себе и для себя духа народа становится разумом, то выражение этого разума или единства сословий есть их представительство. -Третее, мыслящее сословие есть, таким образом, результат перехода крестьянства в гражданское общество и волевого преодоления косности не соответствующей выражению этого перехода. Истинное представительство «тождества классов» есть изошедший из недр народа дух. Поэтому, государство у Гегеля, как для крестьян, так и для горожан, есть для себя,- ради них и для них существующее государство. Гегель наоборот утверждал, что, коль скоро единство теряется и «представительство» перестает быть выражением «тождества классов», то государство идет к своей гибели:
«Если бы эта противоположность [между гражданским обществом и правительством – В.К.], поскольку она имеет свое проявление, касалась не одной только поверхности, а была бы действительно субстанциальной противоположностью, то государство шло бы навстречу своей гибели.» (Г. Гегель «Философия права» § 302)
На самом деле, тот случай, когда государство перестает защищать истинные интересы граждан и происходит разрыв между гражданским обществом и «государственным аппаратом», есть результат отрицания, в духе Бертрана Рассела истинной гегелевской философии, и философии вообще. …Кто отрицает "Канта" тот не найдет раздвоения и дуализма общества и правительства. -Кто отрицает "Гегеля", тот не узнает, что суть и содержание манифестации "истинного идеализма" есть устранение всякого дуализма и раздвоения.
Гегель Шелингу
Чугг близ Эрлаха, через Берн,
30 августа [17]95 г.
Я глубоко чувствую всю плачевность такого состояния, когда государство проникает в сокровенные глубины нравственности с намерением направлять ее; состояние это остается плачевным и в случае, когда государство руководствуется добрыми намерениями, но оно бесконечно печальнее, когда у кормила власти стоят лицемеры; последнее неизбежно должно произойти, если даже в начале намерения были добрыми. [...]
Свидетельство о публикации №221012002240