Гегель и Бертран Расссел

Можно ли утверждать, что, как говорит Бертран Рассел у Гегеля в философии граждане существуют для государства, но не государство для граждан:

«…существуют ли граждане ради государства или государство ради граждан? Гегель утверждает первое. Либеральная философия, которая исходит от Локка, утверждает второе.» (Б. Рассел «История западной философии» Том 2)

На самом деле у Гегеля государственный аппарат (власти и представительства) есть выражение тождества двух основных сословий, крестьянского и городского. Так, государство, в себе, как «сознание» представляют – крестьяне, осевшие на земле. Крестьяне, ставшие для себя (и проникаясь всеобщим самосознанием) есть горожане. Поскольку единство сознания и самосознания или в себе и для себя духа народа становится разумом, то выражение этого разума или единства сословий есть их представительство. -Третее, мыслящее сословие есть, таким образом, результат перехода крестьянства в гражданское общество и волевого преодоления косности не соответствующей выражению этого перехода. Истинное представительство «тождества классов» есть изошедший из недр народа дух. Поэтому, государство у Гегеля, как для крестьян, так и для горожан, есть для себя,- ради них и для них существующее государство. Гегель наоборот утверждал, что, коль скоро единство теряется и «представительство» перестает быть выражением «тождества классов», то государство идет к своей гибели:

«Если бы эта противоположность [между гражданским обществом и правительством – В.К.], поскольку она имеет свое проявление, касалась не одной только поверхности, а была бы действительно субстанциальной противоположностью, то государство шло бы навстречу своей гибели.» (Г. Гегель «Философия права» § 302)

На самом деле, тот случай, когда государство перестает защищать истинные интересы граждан и происходит разрыв между гражданским обществом и «государственным аппаратом», есть результат отрицания, в духе Бертрана Рассела истинной гегелевской философии, и философии вообще. …Кто отрицает "Канта" тот не найдет раздвоения и дуализма общества и правительства. -Кто отрицает "Гегеля", тот не узнает, что суть и содержание манифестации "истинного идеализма" есть устранение всякого дуализма и раздвоения.   


Гегель Шелингу

Чугг близ Эрлаха, через Берн,
30 августа [17]95 г.


Я глубоко чувствую всю плачевность такого состояния, когда государство проникает в сокровенные глубины нравственности с намерением направлять ее; состояние это остается плачевным и в случае, когда государство руководствуется добрыми намерениями, но оно бесконечно печальнее, когда у кормила власти стоят лицемеры; последнее неизбежно должно произойти, если даже в начале намерения были добрыми. [...]


Рецензии