Глава вторая. Все дороги ведут в Рим

 Ждать пришлось долго. Мы замёрзли и промокли. Проходили мимо автобусы и автомобили, а нас никто не хотел подбирать. Пару раз водители останавливались, думая, что мы собираемся в Новодвинск. Узнав правду, они лишь вздыхали и уезжали дальше. Был полдень, когда мы прошли мост и встали на остановке, но вот уже прошло время обеда, а мы стояли. Дождь кончился, но ветер не думал стихать. Наверное, каждый из нас задумался о том, что зря мы отправились в это путешествие. Я видел, как Олег колебался, да и я сам уже хотел всё бросить и на следующем же автобусе вернуться домой. Тогда и подъехала синяя немного пыльная «Рено», свернула к остановке. Стекло на передней двери опустилось и на нас посмотрел мужчина лет тридцати с чем-то. У него была кудрявая борода, широкие плечи и недлинные, с проседью, чёрные волосы. Он посмотрел на нас, посмеялся и спросил, куда мы отправляемся. Катя сказала, что нам нужно до Москвы. Мужчина кивнул и пригласил сесть.
 Автостоп, насколько я знал, всегда связан был с риском. Кто знает, кого ты встретишь на дороге? Но нас сейчас было трое. Мы были замёрзшие и голодные. Признаюсь честно, мы были куда большей опасностью для водителей, чем водители — для нас. Впрочем, подобравший нас мужчина оказался очень даже хорошим человеком. Его звали Влад, он жил в Вологде и приехал в Архангельск просто потому, что в молодости там бывал и потерял свой кошелёк. Влад и сам когда-то путешествовал автостопом, но теперь ему не позволяли это обстоятельства: жена, двое детей и манул по прозвищу Хозяин. Хозяин оказался котом с собачьим чувством привязанности и очень переживал, когда Влад уезжал куда-то. Жена его, Аня, понимала, что иногда ему хочется куда-нибудь уехать и не сильно «пилила» его по возвращении. Дети же любили слушать истории отца о его приключениях и сами мечтали когда-нибудь отправиться в подобные путешествия. Лишившись возможности путешествовать самому, Влад стал помогать другим. Один раз его чуть не убили, один раз его обворовали. А ещё один раз, когда тот ехал из Вологды в Тверь, у него и вовсе украли «Ладу», доставшуюся от отца.
 Мы разговорились. Впрочем, это было похожи на наши разговоры с Катей. Она болтала с Владом обо всём на свете, а мы молчали и слушали, лишь иногда отвечая на вопросы или восторженно мыча что-то в ответ на очередную историю. В машине было очень душно оттого, что влага на нашей одежде стала испаряться. Я задремал, предупредив Олега. Тот кивнул и продолжил слушать.
  Наверное, не стоит говорить, что дорога из Архангельска весьма однообразная, и смотреть почти не на что. Один раз вдали мелькнула перебегающая дорогу белка, да тянулись бесконечные деревья по обе стороны от дороги. Путь был прямой, и не было толком даже каких-нибудь ответвлений с нелепыми синими табличками с указателями типа «Нижние Петушки — 2км» или «Большое Зловоние — 1,7км». Была длинная дорога. Теперь дремал Олег, а Катя медленно ела шоколадку, которую возил в бардачке Влад специально для таких случаев. Играла какая-то негромкая спокойная музыка, гудел мотор. Влад глянул на меня через зеркало заднего вида.
- Кто же вас всех собрал? - спросил он.
- Не знаю... Все вместе решили. Я думал, вам, - я осёкся. У меня была привычка обращаться к старшим на «вы», пускай Влад с Катей спокойно говорили друг другу «ты», - тебе уже всё рассказали.
- Ну, во-первых я не такой старый, - он вновь смотрел на дорогу. От этой однообразности пейзажа любой уставал, - а во-вторых, я хочу выслушать каждого. По-моему это — глубочайшее невежество, - он подождал ответа, не дождался, посмотрел на меня и продолжил. - Вы вдвоём тоже должны уметь говорить.
- Ну… Да, вы… Ты прав, - я вновь смотрел в окно. Олег сидел посередине и дремал. Его голова чуть-чуть моталась из стороны в сторону. Проплывали молодые берёзки и стройные сосенки.
- И это всё?
- Нет… Я… Я... думаю, что она нас на собрала.
- Я вот так не думаю. Зачем бы вы ей были нужны? Я... - он усмехнулся, повернулся и снова быстро отвернулся к дороге, так и не договорив.
- Мы все постарались. Уже давно решили… Влад, а ты один занимался автостопом?
- Да. Я встречал множество интересных людей, но всегда начинал и заканчивал это дело один. Потому мне и стало интересно. Э-э-эм, наверное, ты знаешь, что людей для чего-нибудь собрать очень трудно.
 Теперь разговаривали мы вдвоём. Катя тоже задремала, а мы говорили, как сказал бы Олег, ни о чём. Немного поспорили об истории, поговорили про горы. Оказалось, что Влад ни разу не был в горах, но очень хочет там побывать. Потом мы говорили о котах, я слушал его, когда он говорил о детях, и мы снова поспорили, но уже о литературе. К счастью, Влад обладал умением вовремя выйти из спора так, чтобы он из соревнования не переходил в локальную войну. Мы были соперниками, но не противниками.
 Мы сделали привал на заправке. Там же, в забегаловке через сто метров, и перекусили. Влад сказал, что мы доберёмся до Вологды к позднему вечеру. Это в лучшем случае. Ещё он предложил переночевать у себя, а затем, вспомнив про жену и детей, извинился, и сказал, что нам придётся искать ночлег самим. Катя шутила, а мы с Олегом смеялись. Потом, отойдя за угол, я позвонил матери и сказал, что со мной всё в порядке. Она всё ещё немного злилась и очень волновалась.
- Я тоже звонила своим, - сказала Катя, заметив, что я убираю телефон в карман.
- Так непривычно…
- Эх, Саша-Саша… - вздохнула она. Иногда я её не понимал. Иногда казалось, что вот я её уже понимаю, но случался очередной перепад её настроения, и я снова не мог понять, что творится в её голове. Я задумался об этом и прослушал какой-то её вопрос. Она засмеялась, легонько ударила меня в плечо.
- Ты чего?
- А ты чего такой грустный?
- Просто задумался, - я посмотрел на Катю. У неё было красивое заострённое лицо, и она улыбалась. У неё была тёплая улыбка, которая вместе со следующей фразой были мне очень знакомы.
- Не грусти! - сказала она, и я засмеялся. Это была наша старая шутка, смешная до сих пор.
 Влад наполнил бензобак, мы втроём скинулись ему на бензин. Поехали дальше. Начинало темнеть.
 Я не помню всю нашу дорогу полностью. Помню, что снова уснул. Помню, что проснулся, поиграл с Катей и Олегом в карты, снова уснул. А потом уже вдруг заметил аллею с молодыми берёзками и памятник Ленину.  Влад высадил нас у небольшого хостела. Мы дали ему ещё денег за бензин, обменялись контактами.
 Хостел был маленький, прохладный и пустой. Я помню это, так как это был первый ночлег в новой жизни. Мы взяли три койки — два верха и один низ — в восьмиместной комнате, где никого не было, и, поужинав купленными в магазинчике неподалёку пельменями, легли спать. Мне не спалось. Я смотрел в потолок, чесал выскочивший на ноге прыщ. Я думал о доме, вспоминал кота, собаку и, конечно, родных.
 На следующие утро мы вновь стояли под дождём у дороги, ждали кого-нибудь, кто нас подберёт. Через несколько часов мы уже ехали на Жигуле с… Его я тоже уже не могу вспомнить. Это был мужчина, ему было где-то за сорок, и у него была лысина и курчавая борода. С ним мы доехали до Москвы.


Рецензии