Просто. Как писать книги? I

Предисловие

Как начинающий писатель начинающему писателю, я хочу сказать одну вещь, которую я понял сам и частично почерпнул у Кинга, - основное в этом деле просто начать писать!

Каждый день, образуя неразрывную цепь работы над текстом, потихоньку обращаю её в привычку. Писать сколько получается, пусть и немного, по пятьдесят слов, по сто и стараться увеличивать этот объём. В свободное время обдумывать грядущую сессию литературной деятельности, размышлять над сюжетом, персонажами, пытаться представить себе отдельные сцены, чтобы скомпоновать всё это в более-менее гармоничный труд.

Не откладывать на потом, которое может никогда и не настанет. Не ждать лучших времён, свободных дней и вдохновения. Писать сейчас "плохо", чтобы однажды начать писать "хорошо", учится в работе, ведь иного и более лёгкого способа попросту нет.

Не слушать советов! Да, я серьёзно, гоните взашей всех советчиков и оговорщиков которые будут говорить вам, как плохо вы написали это предложение, абзац, рассказ и так далее, не предлагая свои варианты. Они будут изрекать что-то вроде: "писатель не профессия", "не призвание", "баловство" и прочее. Остерегайтесь таких людей, ими могут оказаться даже ваши близкие друзья и родственники, по каким-то совершенно неясным причинам портящие ваши мечты.
Конечно, я не имею ввиду конструктивную критику, когда знающий человек даёт совет, указывает на недочёты и шероховатости в тексте. Однако даже в этом случае не забывайте о своём праве на отличное мнение, право на ошибку и эксперимент, действуйте.

Ваша мотивация это то в чём вам никто не поможет. Просто, подумайте почему вы хотите стать писателем, и практически любой ответ подойдёт, если он конечно не касается заработка. Тут об этом сказано не будет, да и любой копирайтер поначалу зарабатывает куда больше, чем начинающий литератор.

Возвращаясь к Кингу - почему я говорю именно о нём, хотя есть великое множество менторов в этом славном поприще? Потому что, лично для меня, он говорил наиболее доступным образом, хотя и окольным, а может даже несколько вульгарным. Однако, и это главное, со всей своей искренней бесстыдностью, он доносил мысль лёгкую для осознания - путь к писательству, как таковому, не имеет значения, чтобы тебя не сподвигло на это, пиши.

О, у меня даже есть цитата из его произведения "Как писать книги", и нет. Отнюдь не та, которую так любят вычленять из этой книги. Хотя телевизионный шнур с костылём это конечно умора, а гвоздь с отказами вообще притча во языцех, но нет, есть куда более поучительная часть.

     " Мне было стыдно. Мне предстояло прожить еще много лет - слишком много, как я думаю, - стыдясь того, что я пишу. Кажется, только к сорока я сообразил, что почти каждый автор беллетристики, опубликовавший в своей жизни хоть строчку, кем-нибудь да был обвинен, что свой Богом данный талант растрачивает на ерунду. Если пишешь (книги, или картины, или лепишь, или поешь - все равно), кто-нибудь обязательно попытается тебе внушить чувство стыда за это. Я не философствую - я просто констатирую факт.

    — Стивен Кинг, «Как писать книги»  Жизнеописание Глава 18"

Если ты находишься здесь и тебе всё ещё недостаточно выше сказанного, то скорее всего ты выкроил немного свободного времени и теперь нещадно его прожигаешь, листая статью за статьёй на проклятом "Дзене", который помимо всего прочего имеет ряд достоинств в виде возможности опубликовать свои труды, случайные мысли, наблюдения, поделится чем-то стоящим, полезным кому-то. Прочая же его часть, это потоки информационного мусора в виде смешных картинок, не авторский контент, невнятные обзоры на рваный тапок и опять таки мысли, наблюдения, которыми, наверное, делиться не стоило, но кому это решать!

А значит ты можешь спокойно закрыть эту статью и заняться чем-то более полезным, открыть заветный блокнот или документ "Word" и начать удовлетворять то самое заветное желание, ради которого мы все здесь собрались. Ради мечты стать писателем, хотя бы только для самого себя. Ты ведь сможешь вернуться к этому посредственному материалу и после того, по настоящему важного дела. Если ты ужасно боишься белого листа или вскоре после бодрого и быстрого начала, когда слова вылетают из под ручки, клавиш легко и непринужденно, наступает момент застоя, когда продолжить и выдавить из себя хоть одно предложение больше не получается, тогда располагайся, мы скоро начнём.

Да, это банально, но это единственная вещь которую можно сказать просто о писательском мастерстве, а ещё что-то вроде "путь осилит идущий" в виде универсального напутствия и т.д., и т.п.

   " 8) Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей… Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи. Строчи о чем хочешь: о черносливе, погоде, говоровском квасе, Великом океане, часовой стрелке, прошлогоднем снеге… Настрочивши, бери в руки рукопись и, чувствуя в жилах священный трепет, иди в редакцию. Снявши в передней калоши и справившись: «Тут ли г. редактор?», входи в святилище и, полный надежд, отдавай свое творение… После этого неделю лежи дома на диване, плюй в потолок и услаждай себя мечтами, через неделю же иди в редакцию и получай свою рукопись обратно. За сим следует обивание порогов в других редакциях… Когда все редакции уже обойдены и нигде рукопись не принята, печатай свое произведение отдельным изданием. Читатели найдутся.

    9) Стать же писателем, которого печатают и читают, очень трудно. Для этого: будь безусловно грамотен и имей талант величиною хотя бы с чечевичное зерно. За отсутствием больших талантов, дороги и маленькие.

— Антон Чехов, «Правила для начинающих авторов»"

Большая цитата, да?! Её можно было уменьшить, однако рука на такое кощунство не поднялась. Вообще от мастеров этого ремесла можно извлечь много полезного, как ни странно.

В наши дни по поводу грамотности уже можно не волноваться. Ведь существует великое множество текстовых редакторов, практически любое приложения для работы с текстом, уже содержит его в себе, но даже если ты предпочитаешь, нечто более архаичное, вроде листка бумаги и ручки или пишущую машинку, что мало вероятно, в любой момент времени под рукой есть гаджет для того чтобы удостоверится в верности написания того или иного слова и предложения.

Это же касается словарного запаса, с этим несколько сложнее, но большую часть пробелов легко закрыть с помощью словаря. Ещё больше - читая книги. А читать их придётся много, и чем больше ты хочешь писать, тем больше нужно читать. Об этом тебе любой состоявшийся писатель скажет.

Найдутся люди которые будут заявлять: "это абсолютно не обязательно и вообще, так не мудрено заняться плагиатом". К несчастью для таких писак, чтобы понимать аудиторию нужно являться её частью, фактически если ты задался целью стать фантастом, то читай фантастику, изучай правила жанра, даже если ты натура бунтарская, чтобы однажды понять, как их нарушить.

А с воровством интеллектуальной собственности ничего не поделаешь. Мы всегда будем вольно или невольно ссылаться на чьи-то труды. Связываясь с некой темой, как например я сейчас, ты обязательно будешь опираться на рукописи предшественников, только если саму тему ты полностью не выдумал. Тут, дабы не вступить в тяжбы со своей совестью и судебные, следует оставлять прямые ссылки на объекты вдохновения или заимствования, если угодно, а ещё - тщательно маскировать найденную идею.

В ином случае ты рискуешь напороться на некоего Харлана Эллисона, у которого явно что-то украл. И даже если ты никогда о нём не слышал, его самого не видел и рукописей не читал - это тебя никак не оправдывает. Равно как и создателей Терминатора не оправдал факт того что их Скайнет зовётся не Ам.

Харлан дело выиграл и вынес из зала суда ценный урок. Не хочешь напороться на "плагиат" - читай!

Сам я начал этот тернистый путь уже очень давно, с произведения, которое, как мне кажется, не приспособлено для того, чтобы двадцатилетний мальчишка листал его, пытаясь понять, что же ему нужно, чтобы начать писательский труд, чтобы стать писателем. Теперь я понимаю - только ручка и желание.

А попалось мне творение Джеймса Фрея - "Как написать гениальный роман". Явно не лучший пример для подражания, однако нельзя сказать, что эта его книга плоха. Отнюдь, она великолепна в плане объёма объединённой и обработанной информации о писательском мастерстве, упрощенной для понимания, но всё ещё не для начинающих, и в этом как раз проблема.  Ведь она содержит в себе знания безусловно полезные для писателя, но с определённым порогом вхождения. И после этого я долго мусолил её страницы, страдал от того что не получалось так, как хотелось, и как должно было получится.

В целом я её советую, но только после первых проб пера. Начните с рассказов, простых сюжетов, чего угодно и так будет проще. На самом деле какого-то универсального похода не существует и вам придётся найти собственный способ, а посему дерзайте. Наверное, все книги подобного толка стоит воспринимать исключительно, как расхожий набор советов, правил и личных наблюдений, сделанных автором. И ни в коем случае, как строгую инструкцию.

В заключении этого сумбурного текста, я хотел сказать следующее - не стоит бояться начать, гораздо страшнее ведь не закончить.

Время от времени, я планирую выпускать кустарные статьи на эту тему, разной степени сложности и отличные по своей направленности. Не знаю как часто они будут выходить и что же в конце-концов получится. Так что, в каком-то смысле, это мой собственный эксперимент.

До следующих мыслей и спасибо за внимание!

(Авторская копия публицистического материала)


Рецензии
Так ещё Олеша провозгласил. что ни дня без строчки. Это как у спортсмена: надо постоянно тренироваться. Тогда и придут опыт и соответственно результаты.

Алексей Курганов   21.01.2021 00:44     Заявить о нарушении