11. Никита Михалков. Работа с актёром

        06.06.2001

        Добрый день коллеги!

Что вы хотели бы понять сейчас и в первую очередь. Мои занятия не регулярны. А потом я расскажу несколько секретов.

Вопрос: о работе с актёром.
Основа работы с актёром - это возможность создать иллюзию, что работой руководит актёр. Они ранимые, с плохим характером. Их работа нервозная, тяжёлая. требует внутренней эмоциональной подвижности. 
Русская актёрская школа самая великая. Михаил Чехов - самый великий представитель. Система Станиславского рассчитана на актёров средних способностей. Это - средняя школа. А у Чехова - техника актёра разбирается на винтики. Она имеет смысл для тех, кто уже обладает техникой Станиславского.
Есть английская (шекспировского театра) и французская школа представления.

Я хотел бы открыть академию.
Чехов, Брюк, Дилэни... Если у актёра есть недостаток, он должен стать достоинством для зрителя. Борисов, имея заурядный голос, сделал свой голос знаковым.

Станиславский сделал технику путём этюдов - русский психологический театр. Процесс обучения носит психологический характер. Каждый актёр индивидуален. У них есть особенности жизни. Для них важны атмосфера в группе. У каждого - свои секреты. Они хотят защититься. Комплекс взаимоотношений нужно либо истребить, либо использовать.

Пример Богатырев. Был не пригоден для игры в вестерне. Сложён, сильный. в его характере не было ничего для игры чекиста Шилова. Он не играл супермена. Как боевики в ментах. Все абсолютные хамы, “ботают” по фене и похожими на них не хочется быть.

Эксплуатация актёрских характеров - неблагодарное дело. Потому что если актёр приговорён своей фактурой, то он входит в клише и воспринимается только так (Боярский). Богатырев, Лена Соловьёва ... на улице были никакими. Но могли перевоплощаться.

Актёрская профессия - это много штампов. У одних меньше, у других - больше. Но иногда актёр не ведает что творит. Нужно помочь актёру стать выше себя. Актёр холодным мозгом должен играть, быть внутренне раскрепощённым, психологически раздвоенным. Ты наблюдаешь за собой что с тобой происходит. И при этом он может оторваться от земли. Шаляпин говорил, что на сцене он не плачет, а "оплакивает" свою роль.
Примеры с Калягиным. Домашняя репетиция. вполголоса. Но актёру должно быть обязательно удобно. Особенно если оператор командует - повернись, сдвинься.
 
Не подчиняйте актёра оператору. Пусть оператор следует за актёром. Мы не писали съёмки. Актёры не замечали - включена камера или нет. Хлопушку - мотор, снимали в конце. актёру должно быть удобно. Создав ему условия Вы загрузите его ответственность.

Но бывают неординарные, а порой - патологические, от усталости, случаи. Если Вы не любите артиста, если это внутренние расхождения - не работайте с таким артистом. Взгляды на сцену могут расходиться. И артист может играть специально плохо и у тебя ничего не получится, а материал придётся выбросить.
 
Никогда не выходите на площадку не готовыми. Ждите мгновения. Не поддавайтесь продюсеру. Иначе потом всю жизнь вспоминать и каяться. Беспомощность чувствуют особенно нижние чины группы, технический персонал.

Можно действовать постепенно. При этом мне пришлось перенести для вида свой гнев на других и это жестокая часть профессии.

Показать актёру как он должен что-то сделать всегда легче, так как ты не отвечаешь за конечный результат. При этом ещё и можно вообще всё застопорить. можно и ругать, и провоцировать. Но нужно знать точку.

Бергман - импровизация должна быть хорошо подготовлена. Некоторые импровизируют, а потом не помнят, что сделали. Что-то бормочут. Если серьёзная роль, то обман - играть непродуманно, с листа. От такого решения актёра нужно увести. Изменить стиль... попробовать другое. В конце концов возможен возврат к первому варианту, но разница будет существенная. появится полная внутренняя загрузка.   

Перебить плохую игру можно вопросами - откуда ты пришёл, как ехал. Например, он ехал на разрыв к женщине и не забыл взять зонт от дождя. Пришёл сухой. Это всё одно. А если не взял зонт и пришёл мокрый - это другое.

Как Чехов описывал уход от него женщины и его наблюдения. она останавливается в двери. Он думает, что она ждёт просьбы остаться. А она говорит: "Какой ты некрасивый".

Актёр должен заниматься ролью не интонируя интонацию, а внутренним ресурсом. Тогда появится неожиданность. Чтобы не пришлось диалоги, изображающими ничто, без страха от общего места, от вообще, использовать на туалетную бумагу.

В юности мы забавлялись так - кто-то выходил из комнаты и входил. А мы решали - кто по профессии это вошёл.

Итак, помочь актёру выйти за рамки текста и нафантазировать, может дать неожиданные результаты.

Чехов велик тем, что он заставил говорить одни и те же слова, имеющие совершенно разный смысл. Все зависит от того, кто говорит, как говорит.

Тембрально есть голос дурака. Он громче всех. Пытается шутить, а никто не смеётся. И вскоре он обо всём забывает.  Пример, Войницын Богатырева. Как его сыграть. Богатырев придумал сменить туфли с 46 на 48 размер и поджать пальцы. Возникла образ полного дурака, что бы он не сказал.

"Авторская режиссёрская аппликация" - труд... Режиссёр обязан видеть свой фильм. Когда Вы пишете сценарий, проигрываете все за столом. Но может быть и по другому.

Сцена разбивается не на объектные эпизоды, а на смысловые, в которых есть самое главное. Обозначенное конкретным словом. Например, "русская зависть Палиевского", или "что ты наделала" или "Вы в России, ваше превосходительство".

В заголовок уже вносится то, что Вы будете снимать. Но артистов это может сбить. Артист не должен заниматься общей концепцией. Это Ваше поле. Их поле - взаимоотношения между персонажами. А весь фильм - Ваш.
Аспекты:
1. воображение настрой тон
2 пластика режим костюм
Ярмарка должна быть логичной. Здесь дают это, а там - то. Должен быть реальный план, география логична. Тогда мизансцены легче строятся.  Типажи и как они действуют. Что бы была часть мира, заполненная персоналиями. Метода подготовки съёмок должна быть особой. Мы должны увидеть конкретный мир и деталь. Что бы чувствовать что было до момента его появления в кадре и после, чтобы нам хотелось пойти за ним и узнать что будет дальше.

Костюмы - создать партитуру. Она должна отражать логику. Сложные движения. Должно быть больше возможности снимать одним кадром, без внутрикадрового монтажа. Качество кадра и достоверность - это при хорошо подготовленной декорацией. Это даёт возможность зрителю рассматривать. Иначе бергмановского пилотажа не достичь. В фильме Радлов, генерал, расхристанный, со съеданием рюмки становится растворенным в ярмарке.

А Джейн - впервые попадает в эпицентр пьяной оргии генерала, карусели... и она теряется. Она должна понять, что в такой ситуации все уже о ней забыли.

Когда Вы пишете сценарий, Вы рассчитываете на идеальные условия. Все есть, все трезвы... И важно не потерять смысл сцены. Знать, чем можно поступиться. Знать, что можно отдать, что нельзя. В суете происходящего можно потерять цель для чего эта сцена снимается.

(Читает журнал) Нужно чтобы происходила внутрикадровая смена ритма, возможность снимать длинные однокадровые сцены. Экспликация должна содержать все описание замысла режиссёра. Интонирование сцен. Описание того, что Вы хотите сделать. Если это сделано, то освобождается время для работы на площадке с актёром. Мне это очень помогает.

На ярмарке было 6 камер. На Кремле 5. Вообще - 2 камеры. Panavision.
У американцев - другое поколение техники. Она гарантирует удобства. Но это рентабельно, так как сокращает сроки съёмки.
Далее: содержание сцены, сущность эффекта, возможные ошибки.

Пример.
Содержание сцены не берётся из текста сценария. А он пересказывается.
Ритм может увеличиваться не только за счёт мелькания кадров.

Актёр на площадке должен уже знать что ему делать. Нужно тщательно готовиться. иначе энергия ненависти все испортит.

Режиссёр - это лидерство, ответственность, черта характера. Я душу людей. Фехтование 12 по РТР Цирюльник. Потом святое дело. Как Меньшиков проходил обучение в училище. И мои по Красной площади прошли лучше кремлёвского полка.
Американцы все доводят до совершенства. Ниро научился играть на саксофоне.  Другой актёр стал боксёром...Третий - персофиниционизм требует от актёра подвига. Меньшиков полтора года сидел на диете. И лишь в двух кадрах отличается от 16-летних. А ему 38. Театральное фехтование - это чушь. Мне хотелось драки. Это не школа позиций, а быстрая драка. Бой шёл минуту. Но это казалось вечностью. Я был мокрый, когда смотрел. Они могли фехтовать как по партитуре. Бой получился потрясающим. Монтаж шёл за боем, а не наоборот. Так как был в диком ритме.  Не было видно клинка. Была лёгкость. Они начинали с полуоборота. Но за все заплачено временем.

Деньги экономятся на стадии подготовки.
Я обычно снимаю свой сценарий. "Родня" - идея Мережко. Но в процессе съёмки она сильно изменилась. 160 поправок. Во время написания режиссёрского сценария.

Обычно я являюсь соавтором сценария. поэтому мало трудностей, так как я знаю материал. Есть ещё у нас артисты, которые знают характеры. Например, чихнут вместо длинного разговора. Сценарий мы не пишем, пока нет артиста. С приходом артиста многое часто уходит.
 
"Раба любви". После хроники героиня выходит в сад. Нахапетов в белом костюме. Признание в любви. Все стало ясно и фильм закончился. И я эту сцену выбросил, так как сцена была совершенной, законченной. Потому говорю - не жалейте материал. Но если Вы ощущаете картину. Мне сценарий - это пять, шесть нот и всё ясно.

Если готовишься, переписывать сцену не приходится. А если начинаешь перебирать варианты, то уходит единственное и картина становится говном. Сомневайтесь хоть тысячу раз. Но если начали - не меняйте. Иначе потеряете ощущение цельности и возникает "докука".

Сценарий пишется как правило под актёра.
В академии, если удастся создать, будет собран хороший набор молодых. Мы ездим по областям, ищем.

На моих съёмках работали очень многие студенты. Но часто вредно общаться со снимающими режиссёрами, чтобы не учиться плохому. Но каюсь. Нескольких ребят я погубил.

Мы создали на площадке условия, каких никогда в России не было. Обеды, вагончики, души. Для некоторых - отдельные. Мы платили солдатам. Реставрировали колокольню. И это обязывало.

Профессионализм сегодня снивилирован. Кто угодно может снимать, если есть деньги. А нет - останавливаемся. Нельзя говорить, что главное - ввязаться в бой. Это - для больших картин. Проект должен быть спакетирован.

Режиссура - это поиск выхода из положения. Нет солнца - что делать...
У меня было задание. сделать рекламный ролик неснятого фильма. Обмани меня. заставь поверить, что это богатый фильм... трехсерийный... Уговори известных актёров. Нонну Мордюкову. Чтобы она пришла. Снялась.
 
Режиссура - это выживание. Не так как в Голливуде.
В экспедиции у меня после каждого съёмочного дня был футбол. Отражение - сильнее луча. Единственный зритель у актёра - группа. Она должна помогать. если кто-то на площадке раздражается, он мешает, его нужно удалять. Главный на площадке всё же актёр. А на площадке футбольной – можно. И это вычищает.

В то же время есть и жёсткость. Наказание рублём за проколы, невыполненную работу. И тогда поняли, что такое ответственность. Жёсткая вертикаль власти. Иначе я никогда бы не снял в России цирюльника.

Но никогда никто в России не будет работать только за деньги. А на Западе - пожалуйста. А режиссура продолжается во время съёмок продолжается непрерывно.

Стыдно сделать плохо. Что такое достоинство. Это когда человек занимается своим делом и доволен этим. И доволен сколько ему за это платят. Его достоинство в том, что он знает на что способен и делает это хорошо и гордится этим.

В команде достаточно иметь ядро. Оно уже не пускает чужих, кто не вписывается юмором, менталитетом, темпераментом... На площадке должны смеяться...

В моей студии постоянных - 40-50 человек. У меня два проекта. Акунин пишет сценарий. "Статский советник". Это очень кинематографическая история с минимумом натяжек. Меньшиков подходит везде как клише. Второй -  "Утомлённые солнцем 2".


Рецензии
У меня был опыт актёрского мастерства, я играла Петрушку в кукольном театре при областной библиотеке. Надеваешь куклу на руку, и говоришь за неё, через неё общаешься с маленькими театралами.
Ездили в конце шестидесятых, я училась в шестом классе, в столицу, где проводился смотр художественных коллективов, и заняли второе место. А могли бы получить и первое место! Когда мы вышли из-за ширмы, и жюри увидели, что высота ширмы намного ниже нашего роста; значит, мы ходили весь спектакль согнувшись!
А то, что дети вкладывали все свои чувства, выражали своё настроение, оживляли немых кукол своими голосами - и зрителю было всё равно, как мы там корчились! Но судьи - постановили, что высота ширмы повлияла на их решение. Такие вот были судьи в те года.
Так что, фильм и спектакль ждёт своего зрителя; и сегодня они выполняют роль судей; распространяя через "сарафанное радио-интернет" рекламу увиденном.
И судьи присваивают призы, порою, субъективно.
Так же и с песнями - если бы Лев Валерьянович Лещенко не уговорил министра внутренних дел дать согласие, на исполнение песни "День Победы!" в концерте ко дню милиции... И много есть таких ""если".
Меняется мир, отношения друг к другу, развивается электроника - у каждого есть мобильник... Таков мир, мир творчества кружится по спиралям, лабиринтам: где-то залёживаются старые киноленты на полках в архиве; другие фильмы научились раскрашивать; много сюжетов основываются на зарубежных сценариев и программ.
Всё же - интересно жить сегодня. Вот мы сейчас переписываемся, занятно и интересно почитать, о чём люди пишут, мечтают?
Крепкого вам здоровья, и неиссякаемых источников вдохновения.

Алла Халиловна   03.02.2021 21:02     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые пожелания. А Михалков - парень крутой! Человечище. На этой лекции я по неосторожности с места что-то сказал чуть критическое. Так он тут же впился в меня и давай трепать. Я уж и не рад был, что затеял дискуссию.

Евгений Семёнович Ржевский   04.02.2021 02:50   Заявить о нарушении
Никита Сергеевич, неординарная личность - это факт! Очень интересно смотреть передачу которую он ведёт "Бессагон"; о времени, о странах, и политических действий произошедших по тем или иным причинам; видеть, как он вдумчиво объясняет те или иные проблемы, видно, что это не пустая болтовня, а трезвая оценка всему происходящему, с учётом своего выстраданного мнения.
А фильмы с его участием, действительно - золотые яйца "Фаберже" в копилке кинематографа.

Алла Халиловна   04.02.2021 20:14   Заявить о нарушении