Поэтическо- музыкальный вечер Осень в окнах

 
 
.
4 ноября 2019 г.  ·
 
Поэтическо- музыкальный вечер "Осень в окнах".

Динь -дон,дзинь-динь,дон-дон...Геннадий Леонидович прикоснулся к колокольчикам висевшим над окнами музея и произнёс  торжественно:
-Осень началась!
Суета и подготовка к вечеру не менее интересна. Друзей у музея много,двери то и дело открываются и мелькают знакомые лица. Казачьего писателя Ялфимова Александра Петровича ,как звезду ловлю за "хвост". Причепляюсь,хотя знаю,бесполезно,но казачий свой характер противный куды дявать? Говорю прямо без обиняков:
-Почему не поддерживаете начинающих поэтов,писателей? Вы,в своё время, могли пойти и к Корсунову, к Правдухинуи они вам помогали. А мы куда должны идти? Где поддержка местных писателей уже добившихся многого в творчестве? Где критика и внимание?
-Ты еще скажи, к Толстому ходили! -парирует он.
В пылу спора я забываю, что Правдухин давно уже канул в лету,для нас и Ялфимов уже вечен,как и все писатели и поэты прочно вписавшиеся в обойму Уральска.
 -Некогда мне тут на всяких ходить! -и о поговорив,и все же посоветовав ,что и как , и мягенько с улыбкой, уходит по кошачьи...
Гневное лицо,мимика ,жесты,всё говорит о неприятии моего праздничного вида и всего моего облика. Многих этот праздничный облик обманывает.  Лет мне много и жизнь ни разу не баловала ,в неуюте и холоде последние лет двадцать пять и юность на стройке, да на нашем хлебозаводе проведена,а Госбанк ,который рядом с музеем был долгим пристанищем по ночам,работавшая там на Вычислительной станции, я и не знала, куда приведет меня душа. Даже окна выходят в этот же двор с музеем,совсем рядышком.
Вижу и обиженного Быкова Сережу,на бардовском вечере я вспомнила как он сказал что он"не любитель поэзии Ирины Уральской" и было это 2015 году..на вечере в этом же музее....Но читал парень,стихи мои,помогал, и был ведущим в феврале. Ни разу не отказывал. Я то хотела подтолкнуть,найти точку с которой начинается интерес,к моему творчеству. Ведь Быков Сережа тонкий любитель и ценитель поэзии,прекрасный чтец и самый лучший библиотекарь,это- Мост в будущее. Кто нас вспомнит потом? Только он, и мало таких! Уходит и Сережа ,гордо подняв свою юность и глядя вдаль.
В залах музея суета. Я протискиваю свой реквизит. Помощников много,тут и там тащат скамейки,все делается как бы само по себе ,по отработанной схеме. Я начинаю раскладывать принесенные только на показ журналы "Писатель 21 век" Санкт- Петербург,напечатал мою повесть, и живущая там, виртуальная подруги и участница журнала Филиппова Антонина, прислала мне по одному номеру, повесть в пяти частях. Из интернета всегда шла помощь и материальная и духовная. Нашим поди некогда возиться,да и казачьего в нашем поколении осталось мало. Язык не сохранили. Памяти с гулькин нос. Поэтому и не "хотит" с нами мириться Ялфимов . Что мы ему нового скажем? 
В углу стоит удивлённая женщина и без конца спрашивет Геннадия Леонидовича:
- Это кто?
Я широко распахиваю руки и кланяюсь издали:
-Это я,Ирина Уральская.
Опять перекладываю журналы и свои брошюрки...
-Надо что б все красиво было-говорит Г.Н.
-А что мне не сказали?
-Я говорил.
Я ловлю её в следующем зале,беру за две маленькие ручки:
-Давайте знакомиться, я- Ирина Уральская ,а вы кто
-Я ,Смирнова Наталья,журналист.
Я сразу теряюсь. Слишком известная личность,читаю и знаю её острые очерки. Ухожу к своим книжечкам и пришедшим участникам .Слышна музыка проигрывателя с песнями круглоозерновская казаков. В зале бродит группа россиян, бывших соотечественников с уже подросшим поколением. Антураж  музея богат:иконы,оружие,награды,фарфор,макеты церквей,старые фотографии,предметы быта.
Я вижу  внимание и беспорядочное шествие,группы россиян,подвожу в к стендам Иканского сражения и тут понимаю что знаний маловато,но рассказываю ,про бой и ком внезапно подкатывает и слезы наворачиваются предательски.
Показываю умывальник Шолохова и путаясь, говорю об утюгах...
Не всем даны способности экскурсоводов. Они  меня понимают. Зал заполняется любителями и основными завсегдатаями  музея.
Динь -дон,дзинь- динь,дон-дон! Спокойный голос Геннадия Леонидовича возвращает к делам...
- Поэтическо- музыкальный вечер "Осень в окнах".
  поэтессы Ирины Уральской считаю открытым.
Ведущая Ольга Лонькина, говорит много теплых слов людям поддерживающим культуру края,
и Григоркиной В.Я.и Мухину Г.Л.,И Жуковой Наташе журналистке
 и поет песню "До свиданья, лето,до свидания". Олечка вносит столько теплоты и обаяния в этот вечер,искрится, и  умеет заинтересовать публику,зажечь её,чтоб была отдача.
Павел Козырев представляет трагическую поэзию "Иканский бой".Перед нами как живая ,картина битвы,хитрый хан Алимкул,наши уральские храбрецы.
Выходить потом на маленькую сцену трудно ,но взялся за гуж,позиционируешь себя поэтом представь оную публике и не спотыкайся.
"Саман"-откуда такая тема.Вся эта быль жизнь моих тёток и мамы,в юности делавших саманы...и богатый казах и все остальное не выдумки.
Вечер становился теплее. Вокальная группа д.к. завода"Зенит",в этот день пели раскованно, задорно .
"На тот большак,на перекресток" и другие песни. Великолепно держались. Я смотрела по новому на моих почти ровесниц,а по сути проживших в этом городе по полжизни вместе...Не потеряли ни улыбок,ни теплоты сердец.Смотрела на неунывающих,позитивных и добрых людей.
Стихи о маме,о Шалкаре,об Уральске,читала Светлана Сизикова. Стихи мои ,но живая душа ее собственная. Человек любящий и петь и светиться, и отдавать людям тепло.
Жумабек Каражанов превнес свои нотки, и свою музыку и гитару, под которую я читала свои стихи.
Еще и под музыку Мишеля Леграна. Предложив композицию "Шербурские зонтики",Жумабек и сам не знал,как я зажглась. Над стихами "Лисья песня" я неделю тревожно работала,не давала покоя мысль о строфе про мужика с граблями ...Нет это не то...Хорошо еще что не с бутылкой! Не так. Я переделывала и переписывала текст...С текстами работаю годами. Принесенные брошюрки уже требуют исправлений. Напечатаны в 2016 году первые розданные экземпляры ,уже доработаны не раз. Их мне подарил Котельников Алексей Руфович. Понравились мои стихи. Издал в Саратове и привез. А вот я не могла сделать презентацию,все дорабатывала. Самокритика и контроль, не дают вынести на публику сырое. Идут годы ,а я все работаю над словом, как скупец над золотом.
Читаю стихи и оглядываюсь! Какая публика в музее!
Перед этими людьми я в большом долгу,как и каждый из горожан. Тут и Комаров Александр,"рыцарь печального образа",с поздравлениями собственному другу и женщине, с подарком и своим многословием.
Тут и Григоркина Валентина Яковлевна,тихо и скромно восседающая в тени ,(ей я обязана многим  именно она и привела меня и в ансамбль казачьей песни "Михайлов день",где я пела пять лет, и как редактор "Казачьих ведомостей",она  печатала мои рассказы и обозрения концертов),, тут и Жукова Наталья журналист ,здесь и писательница Леонова -Хазова...где то за другими,писатель Галина Гурьева..
Здесь и подарком Маргарита Чечётко ,и с подарком книгой,а в ней новые открытия!
Здесь и Владимир Владимирович Кутищев,писатель и краевед.
Как я хотела представить ему своих внуков! Целое дело,суета не дала.
Дома,еще до этого вечера при подготовке, я показываю внукам книги уральских писателей. Вот наш писатель.
-А что он ещё жив?
-Жив,здоров.
-Так сколько ему ж лет сейчас? Наверное двести!-тянет Настя,сверкая глазенками,блестящими и круглыми.
-Мы что перед ним читать будем стихи?
Да,вот таким образом и уговорила читать,свои стихи из детского цикла,оторвала от телефонов.
-Сереж,может что -нибудь посерьёзнее прочтешь?
"Мазанки",например.
Он начал было читать,спотыкался,спотыкался ,видно было что то не давало покоя.Остановился и спросил: -А что такое ,мазанки?
Вот те на! Выросло поколение не знающее и совсем уж простых казачьих слов. Объяснила как могла. А оказалось и я не знала досконально что такое "Мазанка".
Владимир Владимирович и рассказал,что мазанки ,это не те глинянные постройки,которые мы привыкли называть мазанками. А на самом деле это плетни обмазанные глиной.В общем пришлось Сереже и Насте Толмачёвым читать детские стихи...Было радостно видеть детей в музее ибо это место для них!
Слова "дедынька" и "баушка" тоже вызвали интерес и вопросы. Простенькие мои стихи на удивление стали полезными.
Истинным удовольствием было и выступление юноши Алеши Никитина на гитаре. Полных 14 лет. 8 класс, 24 школы.Учитель его давно известная личность в музее и много раз проводились вечера посвященные его творчеству(богата наша земля) -Шкабуров Игорь Александрович ,бард. А Никита учится в музыкальной школе№ 1 имени Дины Нурпеисовой. Исполнил виртуозно романсы, "Под лаской плюшевого пледа", песню "Александра",из к-ф "Москва слезам не верит" и другие. Алёше было комфортно ,видимо открывшись и поддавшись вдохновению и ауре музея ,юноша играл и играл произвольно,а мы подпевали.
 Время неумолимо,старинные часы начали бить и песни и стихи потихонечку вылетев ,улетели наверное на юг,вместе с птицами.Что то у нас получилось,чего то не успели. Но мы еще придем,вместе со снегом,с весной,с Пашей Козыревым удивительными его философскими стихами. Ведь когда есть кому слушать и печалиться и радоваться вместе ,есть и повод собраться. А место встречи изменить нельзя.
 Музей "Старый Уральск" 24 октября 2019год.
Ваша ,влюбленная в город своего детства Ирина Ивановна Уральская (Димитренко,Костина ,Погодаева,Быченина,и с породнившимися фамилиями тоже Актушина,Карнаухова,Федосеенко,Лемешко,Шукова...)
Мазанки
Глиняные холмики,
мазанки степи,
под метелью лобики,
видны издали,
домики забытые,
стара-старина,
истины избитые,
детства глубина...
Как пойду ли,выйду ль я
в гольны ковыли,
так увижу мазанки,
будто бы видны,
там сидела баушка,
дедынька горбун,
и горбушки мякушка
сложена в зипун.
Копошится курица.
Окон древних створ.
В прутья заштрихуется,
старенький забор,
Тянется из кухонки
мятный запах трав,
Сделаю из луковки,
куклу для забав...
Сушатся подлещики,
бредень, да бельё.
Мама щемит плечики,
молока нальёт...
Колготятся братики,
всё у них война...
Память наша -графити ,
вечная стена.


Рецензии
Уважаемая Ирина! Честно признаюсь, не знаток и не любитель я поэзии. Не моё это, и ничего поделать с собой не могу. Но тебе прямо скажу: "Молодец!" Молодец, что не опускаешь руки и с казачьей настырностью добиваешься своего! Молодец, что находишь время на организацию своих творческих вечеров! И не расстраивайся, что какой - то писатель не удостоил тебя своим вниманием. Если почесать его по шерсти, то вылезет много чего непотребного наружу. Болтун хорош для сочинения сказок про уральских казаков. На серьёзные дела у него времени нет, а ведь папашу его Павел Правдухин, отец писателя, крестил, мог бы и уважить казачке...
С уважением и восторгом, Николай.

Николай Панов   20.01.2021 22:54     Заявить о нарушении
Писатель наш,уважаем и любим многими. Тут я не критик ему. Да и у меня много чего вылезет ,если против шерсти почесать.Но за поддержку ,спасибочки!!А поэзию ,не то чтоб любить ,раньше убивали.Есть такие стихи у меня.Сейчас принесу,вы их поймёте.А вообще я не лезу особо со стихами,в жизни,не читаю их вслух,меня еще надо уговаривать прочесть свои стихи то. Редко. Только тому ,кому доверяю на сто процентов.Все творчество выношу в инет и там есть такие же как я любители.
***
Поэтов, не то чтобы любили,
Поэтов убивали за стихийность,
И если вы меня не понимали,
То это лишь моя провинность ...

Поэтов, не то чтоб понимали,
Их вовсе не читали всуе.
Работали, любили, воевали,
Линуя жизнь не в линию косую...

А сам поэт , то стреляный, то битый,
Превозмогая статус человека,
Вдруг выходил в тираж, забытый,
А после оживал через полвека...

Поэтов даже кляли, и казнили.
Судом крестьянским сильно бичевали.
А я стою, пред вами виноватой,
За то, что вы меня не понимали.........

Простите, что пишу не так плакатно..
Что не ведусь, на видимые темы...
Что не пишу так просто и понятно,
О вездесущих жизненных проблемах.

Простите, что за линией, и флёром,
Вам непонятно образное слово,
Вы мне по- женски, видитесь майором,
Который шибко, жизнью заштампован...

Володе Хомякову.

Ирина Уральская   21.01.2021 11:23   Заявить о нарушении
Ирина, я напишу тебе сообщение. Прочти обязательно.
С уважением, Николай.

Николай Панов   21.01.2021 17:38   Заявить о нарушении