12б. Формирование лидерского внутреннего видения

 
Концептуально проблема определения потенциала лидерства в израильском еврейском сообществе (возможно появление и лидероспособных фигур из других стран) для мобилизации и организации сообщества к проектированию и осуществлению обсуждаемого жизнеспасительного маневра – эта проблема близка к проблеме, в обсуждении которой я участвовал много лет назад.

Раскопал в интернете свой доклад 2007 г. «Опыт посредничества в развитии менеджерской личности для условий с конкуренцией» в издании «Вестник интегративной психологии», Международная академия психологических наук, Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии.https://textarchive.ru/c-1301764-pall.html 

Цитирую сам себя:

«Под влиянием социально-политических явлений глобального масштаба время от времени возникают ситуации, в корне меняющие смыслы востребованности в типах личности. Условия начала 1990-х открыли дорогу предприимчивым людям, способным ориентироваться в ситуациях с риском. Людям, которые ведомы чувствами и интуицией. После того, как разного рода собственность структурировалась, стали востребованы исполнители предпринимательских проектов собственников. Исполнители, достоинства которых – умение ощущать и определять содержание заданного проекта.
Уже только перспектива вхождения России в ВТО порождает национальный спрос на образовательные программы, обеспечивающие развитие оценочных способностей и интуиции. Эти качества становятся востребованными.
Предмет докладываемой работы – анализ опыта попыток осуществления развивающего обучения в различных группах обучаемых.

Группы:

- Состоявшиеся менеджеры 30-40 лет в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров,
- Состоявшиеся менеджеры 30-45 лет на постсоветской территории, обучающиеся в Открытой школе бизнеса Открытого университета Великобритании,
- Студенты кафедр менеджмента традиционных технических университетов России,
- Студенты экономических специальностей новообразований в сети высшей школы.

Содержание исследования: диагностика способностей к развитию самоответственности и холистичности; диагностика притязаний; диагностика локальной востребованности; подбор целей и задач содействия развитию личности менеджера; подбор методики содействия развитию; проблемы измерения состояний и динамики развития менеджерской личностной компетентности».

Тогда был увлечен работами Курта Левина, например – «Теория поля в социальных науках». СПб.: Речь, 2000 или Д.А.Леонтьев, д. пс. н., ф-т психологии МГУ, Е.Ю. Патяева, психолог, Москва. 2001 г. - Курт Левин: в поисках нового психологического мышления, http://www.tl.smysl.ru/LEWIN-PJ.DOC.

По подсказкам от коллег, с которыми беседовал или, чаще, слушал на семинарах и конференциях, читал в книгах и интернете, - сформировал для себя динамическую модель пошагового концептуального определения структуры и динамики психологического поля во внутреннем видении. Представлена рисунком вверху над текстом.

Сплошными линиями обозначены предметы и отношения в фокусе внутреннего видения субъекта, пунктирными – фоновые предметы и отношения.
Представленная динамическая модель, конечно, является огрубленным эскизом того квазинепрерывного процесса, который последовательностью инсайтов осуществляется сначала в области интуиции, а затем осмысляется в художественных образах или рациональных моделях.

По крупному, проводится работа в двух этапах.

Сначала - формирование самой общей когнитивной структуры жизненного пространства.
Здесь нужна высокая степень замотивированности, чтобы развивалось достаточное волевое усилие для выполнения такой сложной исследовательской работы.
Намечается выбор в качестве предмета исследования жизненно значимых проблем и явлений, в том числе  и самых сложных.  Намечается конкретизировать структуру жизненного пространства: выделение психологического настоящего, прошлого и будущего; разделение уровней реального и нереального; учет опыта прошлого при попытке прогнозирования будущего…

Затем - определение своего местоположения в структуре жизненного пространства.

Конкретные шаги видятся такими.

1. Восприятие (ощущение/осознание) себя смыслоообразующим центром – центральной точкой своего психологического пространства.

2. Восприятие наполненности и структурированности поля.

Признание наличия и представленности психологического поля.
Определение предметного мира психологической реальности субъекта.
Выявление всего того, что значимо для субъекта и существует для него психологически; соединение в едином исследовании "объективных" (полученных в результате наблюдения) и "субъективных" (полученных благодаря общению с участником исследования) представлений ситуации.
Понятие психологического поля как всего, что существует для индивида психологически.

3. Восприятие релевантности элементов поля смыслу существования субъекта.

Переход от эскизной обрисовки психологического поля на уровне обозначения деталей и отношений к концептуальному определению психологического поля на уровне сущностей.
Определение разнородных социально-типических предметов и отношений.
Построение теоретической модели исследуемого явления или процесса с помощью "теоретико-полевых" понятий.

4. Ощущение/осознание Сообщества как объекта реализации интересов субъекта.

Различение и обозначение: личностные компетентности и личные возможности анализируемого субъекта; активы, процессы их преобразования и результирующие продукты в управляемой им зоне; ближнее и дальнее внешнее окружение социальной, политической, технологической и экономической природы в деталях и отношениях.

Типологическая конкретизация причинно-следственных отношений:
- предшествующие состояния – текущее состояние – возможные будущие состояния;
- цели - целевое состояние – альтернативные состояния;
- поля ресурсов (разнородных ресурсов, обладателей ресурсов, отношений между обладателями) – поля активов – поля процессов формирования обменных продуктов – поля результатов процессов – поля обменных отношений;
- ближнее окружение зоны влияния субъекта – дальнее окружение, породившее ближнее и влияющее на него;
переживания субъекта деятельности – проявления субъекта – исполнительская деятельность – оперирование активами; и т. д.

5. Контекст вокруг Сообщества субъекта с взаимоотношением контекст- Сообщество.

Различение и упорядочивание в систему полей, соответствующих различным целям и отношениям субъекта. Проблемы наложения деятельностей; процесс принятия решения; влияние группы на индивида; влияние маргинальной позиции.

Смысловая реконструкция ситуации относительно потребностей и мотивов субъекта, как смыслового центра, - на уровне достаточно обобщенной теоретической схемы (достаточность ограничивается сочетанием способности обучаемого и способности поддерживающего аналитика).

6. Субъект и люди под его влиянием + те, кто на него влияет, (с внутригрупповыми структурами и отношениями)

Смысловая реконструкция ситуации относительно потребностей и мотивов субъекта, как смыслового центра, - на уровне достаточно обобщенной теоретической схемы (достаточность ограничивается сочетанием способности обучаемого и способности поддерживающего аналитика).
В зависимости от неосознанной самоидентификации (от приоритетности руководства или контекста вокруг организации в ощущении/осознании), 5 и 6 у различных субъектов могут быть в обратной последовательности.
В опоре на общетеоретические модели, последовательным приближением реконструируем аналитическое представление ситуации. Сюда входит и представление о спектре возможных вариантов развития объективных и субъективных управляемых фрагментов ситуации; выделяется и конкретизируется релевантный субъекту желательный достижимый вариант управляемого развития ситуации.

Насыщение теоретической схемы конкретными деталями. Представляется деятельность в динамичном конкурентном окружении, проводится SWOT-анализ (SW и OT см. схему в главке «12а. Блок мотивации проактивного поведения»), конкретизируется цель деятельности, выстраивается системный контур управления деятельностью от субъекта деятельности через опосредующие звенья до конечных потребителей исходных проявлений субъекта.

Используется метод последовательного приближения - от общей структуры ситуации к полноте реальности данного индивидуального случая. Использование общих теоретических моделей как исходного момента для анализа данного индивидуального случая, а не для подведения его под тип; фактическое построение теоретических моделей разного уровня общности: общих (виды конфликтных ситуаций, стили руководства; разная степень общности: ситуации мотивационного конфликта) и "индивидуальных" (анализ конкретного деятельностного конфликта).

7. Основа существования («выживания») Сообщества в контексте существования – вариативность взаимоотношений.

Переход к практическим действиям с фокусированием на исследовательском аспекте -  для подтверждения и уточнения сформированной теоретической модели проекта, начальные шаги по осуществлению проекта.

8. Участие субъекта в системе отношений Сообщества с контекстом.

Практическое проведение исследований для подтверждения и уточнения сформированной теоретической модели проекта, начальные шаги по осуществлению проекта.
Приучить себя не гасить, а ощущать свою субъектность, обрести системно-целостные, холистические представления о своей ситуации, рефлексировать себя и других участников отношений, различаьт сущность и форму с фокусированием внимания на сущности предметов и отношений.

Лидер (или тьютор, коуч, консультант, тренер – люди, допускаемые Субъектом к поддержке в нем элементов лидерского функционирования) работает с сознанием и настроениями ведомых – в рамках понимания и согласия с их стороны, в рамках осознанной и интуитивно ощущаемой подконтрольности им.

9. Востребованность вариантами выживания (Сообщества - в контексте) проявлений самореализации и самоактуализации обучаемого субъекта.

Определяются причинно-следственные отношения в подсистеме «потребность-цель-когнитивная структура-среда». С учетом факторов, определяющих поле и его изменения намечается изменение потребностей и целей, определяются конкретные феномены: настойчивость; влияние уровня трудности; психологическое насыщение; намерение как создание квазипотребности; уровень притязаний и факторы, его определяющие; степень зрелости притязаний; проблема индуцированных потребностей и источников идеологии; эгоизм и альтруизм; подчинение и социальное давление; принятие чужих целей; ситуации агрессивной и апатичной авторитарности; принятие групповых целей.

10. Наличие образовательных ресурсов, релевантных развитию активов самореализации и самоактуализации.

11. Конкретизация возможностей различных образовательных ресурсов в соотнесении с востребованными вариантами выживания.
Выбор варианта выживания с определенным системным сочетанием «используемый образовательный ресурс + направленное поведение в среде проживания».
Приспособление к пониманию жизненного пространства – развитие способов понимания и представлений понятого; научение структурированию и дифференциации прежде неструктурированной области...

===    перевод на английский

====    Possible process of forming a leader's inner vision     ====

Conceptually, the problem of determining the leadership potential in the Israeli Jewish community (there may also be leadership-capable figures from other countries) for mobilizing and organizing the community to design and implement the life-saving maneuver being discussed is close to the problem that I participated in many years ago.

I unearthed on the Internet my 2007 report "The experience of mediation in the development of managerial personality for conditions with competition" in the publication "Bulletin of Integrative Psychology", International Academy of Psychological Sciences, Association of Transpersonal Psychology and Psychotherapy.https://textarchive.ru/c-1301764-pall.html

I quote myself:

"Under the influence of socio-political phenomena of a global scale, from time to time situations arise that radically change the meanings of demand in personality types. The conditions of the early 1990s opened the way for enterprising people who are able to navigate in situations with risk. People who are guided by feelings and intuition. After various types of property were structured, performers of entrepreneurial projects of owners became in demand. Performers whose advantages are the ability to feel and determine the content of a given project.
Only the prospect of Russia's entry into the WTO generates a national demand for educational programs that ensure the development of evaluative abilities and intuition. These qualities are becoming in demand.
The subject of the report is the analysis of the experience of attempts to implement developmental training in various groups of students.

Groups:

- Successful managers of 30-40 years in the framework of the Presidential program for training managerial personnel,
- Successful managers of 30-45 years in the post-Soviet territory, studying at the Open Business School of the Open University of Great Britain,
- Students of management departments of traditional technical universities of Russia,
- Students of economic specialties of new formations in the higher school network.

The content of the study: diagnostics of abilities for the development of self-responsibility and holistic; diagnostics of claims; diagnostics of local demand; selection of goals and objectives for promoting the development of the manager's personality; selection of methods for promoting development; problems of measuring the states and dynamics of the development of managerial personal competence."

Then I was fascinated by the works of Kurt Levin, for example - "Field Theory in the social sciences". St. Petersburg: Speech, 2000 or D. A. Leontiev, Doctor of Ps. n., Ph. D. in Psychology of Moscow State University, E. Y. Patyaeva, psychologist, Moscow. 2001-Kurt Levin: in search of a new psychological thinking, http://www.tl.smysl.ru/LEWIN-PJ.DOC.

Based on suggestions from colleagues with whom I talked or, more often, listened at seminars and conferences, read in books and on the Internet, I formed for myself a dynamic model of a step-by-step conceptual definition of the structure and dynamics of the psychological field in the inner vision. It is represented by a picture at the top above the text.

Solid lines indicate objects and relationships in the focus of the subject's inner vision, dotted lines indicate background objects and relationships.
The presented dynamic model, of course, is a rough sketch of the quasi-continuous process that is carried out by a sequence of insights first in the field of intuition, and then is comprehended in artistic images or rational models.

On a large scale, the work is carried out in two stages.

First, the formation of the most general cognitive structure of the living space.
A high degree of motivation is needed here in order to develop sufficient volitional effort to perform such a complex research work.
It is planned to choose vital problems and phenomena, including the most complex ones, as the subject of research. It is planned to concretize the structure of the living space: the allocation of the psychological present, past and future; the separation of the levels of the real and unreal; taking into account the experience of the past when trying to predict the future…

Then - determining your location in the structure of the living space.
Specific steps are seen as follows.

1. Perception (feeling/awareness) of oneself as a meaning-forming center - the central point of one's psychological space.

2. Perception of the fullness and structure of the field.

Recognition of the presence and representation of the psychological field.
Definition of the objective world of the psychological reality of the subject.
Identification of everything that is significant for the subject and exists for him psychologically; combining in a single study "objective" (obtained as a result of observation) and "subjective" (obtained through communication with the participant of the study) representations of the situation.
The concept of a psychological field as everything that exists psychologically for an individual.

3. Perception of the relevance of the field elements to the meaning of the subject's existence.

The transition from the sketch outline of the psychological field at the level of designating details and relationships to the conceptual definition of the psychological field at the level of entities.
Definition of heterogeneous socio-typical objects and relationships.
Construction of a theoretical model of the phenomenon or process under study using "field-theoretic" concepts.

4. Feeling / awareness of the Community as an object of realization of the interests of the subject.

Distinction and designation: personal competencies and personal capabilities of the analyzed subject; assets, their transformation processes and resulting products in the zone managed by him; near and far external environment of social, political, technological and economic nature in details and relationships.

Typological specification of cause-and-effect relations:
- previous states – current state – possible future states;
- goals - target state-alternative states;
- fields of resources (heterogeneous resources, owners of resources, relations between owners) - fields of assets – fields of processes of formation of exchange products – fields of results of processes – fields of exchange relations;
- the near environment of the subject's zone of influence – the far environment that gave rise to the near and affects it;
experiences of the subject of activity-manifestations of the subject – performing activities – asset management; etc.

5. The context around the subject's Community with the context-Community relationship.

Distinguishing and ordering into a system of fields corresponding to different goals and relationships of the subject. Problems of overlapping activities; the decision-making process; the influence of a group on an individual; the influence of a marginal position.

The semantic reconstruction of the situation regarding the needs and motives of the subject as a semantic center is at the level of a fairly generalized theoretical scheme (sufficiency is limited by a combination of the ability of the student and the ability of the supporting analyst).

6. The subject and the people under his influence + those who influence him, (with intra-group structures and relationships)

The semantic reconstruction of the situation regarding the needs and motives of the subject as a semantic center is at the level of a fairly generalized theoretical scheme (sufficiency is limited by the combination of the ability of the student and the ability of the supporting analyst).
Depending on the unconscious self-identification (on the priority of leadership or the context around the organization in feeling/awareness), 5 and 6 may be in reverse order for different subjects.
Based on general theoretical models, we reconstruct the analytical representation of the situation by a sequential approximation. This includes an idea of the range of possible options for the development of objective and subjective controlled fragments of the situation; the desired achievable variant of the controlled development of the situation relevant to the subject is highlighted and specified.

Saturation of the theoretical scheme with specific details. The activity is presented in a dynamic competitive environment, a SWOT analysis is carried out (SW and OT see the scheme in chapter " 12a. The block of motivation of proactive behavior"), the purpose of the activity is concretized, a system contour of activity management is built from the subject of activity through mediating links to the end consumers of the initial manifestations of the subject.

The method of sequential approximation is used - from the general structure of the situation to the completeness of the reality of this individual case. The use of general theoretical models as a starting point for the analysis of a given individual case, and not for summarizing it under the type; the actual construction of theoretical models of different levels of generality: general (types of conflict situations, leadership styles; different degrees of generality: situations of motivational conflict) and "individual" (analysis of a specific activity conflict).

7. The basis of existence ("survival") Communities in the context of existence - the variability of relationships.

The transition to practical actions with a focus on the research aspect - to confirm and clarify the formed theoretical model of the project, the initial steps for the implementation of the project.

8. Participation of the subject in the system of Community relations with the context.

Practical research to confirm and clarify the formed theoretical model of the project, the initial steps for the implementation of the project.
To train yourself not to extinguish, but to feel your subjectivity, to acquire systemically holistic, holistic ideas about your situation, to reflect on yourself and other participants in relationships, to distinguish the essence and form with focusing on the essence of objects and relationships.

A leader (or a tutor, coach, consultant, coach - people who are allowed by the Subject to support elements of leadership functioning in him) works with the consciousness and moods of his followers-within the framework of understanding and consent on their part, within the framework of conscious and intuitively felt control over them.

9. The demand for survival options (Community-in the context of) manifestations of self-realization and self-actualization of the trained subject.

The cause-and-effect relations in the subsystem "need-goal-cognitive structure-environment"are determined. Taking into account the factors that determine the field and its changes, a change in needs and goals is planned, specific phenomena are determined: perseverance; the influence of the level of difficulty; psychological saturation; intention as the creation of a quasi-need; the level of claims and the factors that determine it; the degree of maturity of claims; the problem of induced needs and sources of ideology; egoism and altruism; submission and social pressure; acceptance of other people's goals; situations of aggressive and apathetic authoritarianism; acceptance of group goals.

10. Availability of educational resources relevant to the development of self-realization and self-actualization assets.

11. Concretization of the possibilities of various educational resources in relation to the popular survival options.
The choice of a survival option with a certain system combination of "used educational resource + directed behavior in the living environment".
Adaptation to the understanding of the living space – the development of ways of understanding and representations of the understood; learning to structure and differentiate a previously unstructured area...



Рецензии