Прогулки по Бел Городу. Гражданский проспект

Прогулки по Бел Городу. Гражданский проспект

/по материалам Александра Крупенкова/

Часть III

Продолжаем читать книгу «Пройдёмся по старому Белгороду» известного нашего историка и краеведа, научного сотрудника Пушкинской библиотеки-музея, председателя Пушкинского клуба А.Н. Крупенкова (1951-2013) об исчезнувшем и исчезающем Белгороде, или Бел Городе, как его называют в XVI, XVII и XVIII веках.

Гражданский проспект

Это главная улица города протянулась сегодня от Вокзальной площади в западном направлении до Соборной площади. Историческое её название, уходящее корнями в допетровскую эпоху, - Корочанская улица, она выходила на дорогу в уездный город Короча. В мае 1904 года, после посещения Белгорода Николаем II, местные власти переименовывают Корочанскую в улицу Императора Николая II, белгородцы называют её просто Императорской.

(На наш взгляд, Корочанская улица указывает на большое значение Корочанского уезда в истории Бел Города. Воронежский историк В.П. Загоровский, в своём знаменитом труде «Белгородская черта» (1969), сообщает нам, в частности, что: «…Белгородский уезд в 1626 году… делился на четыре стана: Сажный, Разумницкий, Коренской и Короченский».

Село Сажное упоминается в документах уже 1599 года, когда сам Бел Город основан в 1596 году, то есть можно предположить, что и остальные «станы» основываются практически одновременно с городом. В «станах» получают поместья «станичники», дети боярские и казаки, «чтобы добрых коней имели», как записано в царской грамоте конца XVI века. «Станы» являются опорными точками поселенного стрелецко-казачьего войска под Бел Городом в XVII веке: они отправляют в степь «станицы» для дальней разведки, играют большую роль при отражении нападений крымских татар и поляков с союзными им тогда казаками-черкасами.

Каждый «стан» выставлял по тревоге несколько сотен обученных конному бою «полковых» казаков, во второй половине XVII века на территории примерно современной Белгородской области, тогда центрального участка Белгородской черты, насчитывается не менее 20 «станов» белогородских казаков. В Петровские времена они записываются в «однодворцы», в значительной степени из них формируются лейб-гвардии имперские конные полки и полностью 20 «ландмилицких территориальных полков», которые в дальнейшем переселяются для несения службы на Изюмскую линию и далее на Кавказские линии, где селятся станицами и получают наименование «линейные казаки». В Бел Городе со временем закрепляется и становится главной Корочанская улица, что говорит о наибольшем значении в истории города Короченского казачьего «стана» среди других. Упадок белогородского казачества связан с переселением большинства казаков с семьями на новые пограничные линии. – В.К.)

После крушения императорской России, в Февральскую революцию 1917 года, Корочанскую улицу переименовывают в Гражданскую, в феврале 1919 года она носит имя немецкого революционера Карла Либкнехта, убитого 15 января 1919 года в Германии контрреволюционерами. Однако это труднопроизносимое название не приживается, в народе улицу продолжают называть «Гражданской», с тех пор за ней надолго, вплоть до 50-х годов, закрепляется название «Грача», которое и сегодня помнят некоторые старожилы. 31 января 1924 года улице присваивают имя только что ушедшего из жизни В.И. Ленина, главы Советского государства.

В годы оккупации

24 октября 1941 года Белгород оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, свой «новый порядок» они устанавливают расстрелами мирного населения, угоняют молодёжь на принудительные работы в Германию и массово переименовывают улицы города. Уже в первые недели оккупации фашисты переименовали все центральные улицы города, а 12 августа 1942 года – ещё 25 окраинных площадей, улиц и даже переулков.

В центре города появляются, например, Брюккенштрассе, Шульцштрассе, Баумвег, Петерплац, на окраинах – Вильгельмштрассе, Иоганесштрассе, Паульштрассе, Яковштрассе… - фашисты были уверены, что пришли сюда навсегда. 8 марта 1942 года оккупационная газета «Восход» выходит с объявлением городской комендатуры: «На днях будет опубликован плакат с новыми названиями улиц, старые употреблять после этого запрещено».

Улицу Ленина гитлеровцы переименовывают в Браухичштрассе в честь главнокомандующего сухопутными силами Германии в начале войны генерал-фельдмаршала Вальтера фон Браухича. После разгрома под Москвой Браухич отстраняется Гитлером от командования и попадает в опалу, а в Белгороде улицу его имени переименовывают в Бангофштрассе – Вокзальную. Вот такая была ещё война переименований улиц и площадей…

Вдоль по старинной Корочанской

До революции в самом начале Корочанской улицы фасадом на Вокзальную площадь стоял двухэтажный дом, принадлежавший, по мнению краеведов, купцу Чумичову. В конце XIX века его приобретают московские купцы Боткины, владевшие Ново-Таволжанским сахарным заводом, в доме размещается «Товарищество Ново-Таволжанкого сахарного завода». После Октябрьской революции здание национализировали, в нём размещается «Дом-общежитие для ожидающих пассажиров при станции Белгород». В 1925 году «бывшую усадьбу Боткина» приобретает Белгородский уисполком для своих нужд. Затем в этом здании размещаются службы Южной железной дороги, а потом - линейное отделение милиции.

Рядом с домом Боткина была усадьба крупного шебекинского помещика, шталмейстера Двора Его Величества, члена Государственного совета, действительного статского советника Николая Александровича Ребиндера, из двух красивых домов, конюшни и дворовых построек. Усадьба не сохранилась, Ребиндер был расстрелян в 1918 году в Шебекино. После национализации в домах его усадьбы размещаются службы Южной железной дороги.

Спустя десятилетия на месте бывшей усадьбы железнодорожники открыли «Зелёный театр» - огороженную кирпичным забором летнюю площадку на 500 мест со сценой под открытым небом. Он был торжественно открыт 19 июня 1956 года концертом художественной самодеятельности станций Белгород и Основа Харьковской области. Летом в «Зелёном театре» демонстрировались кинофильмы, выступали гастролирующие артисты, его тоже давно нет. (С окружавших театр деревьев и забора кинофильмы любили смотреть местные мальчишки, это не возбранялось, одним из них был тогда и я. – В.К.)

Рядом с усадьбой Ребиндера стояло двухэтажное здание купца Базарова с красивыми, художественного литья ограждениями на балконах второго этажа, в котором размещались семь гостиных номеров стоимостью пять рублей/сутки, самые дорогие в городе. Сейчас на этом месте одноэтажное здание из красного кирпича Белгородской дистанция пути ЮВЖД.

Первый квартал Корочанской улицы занимал комплекс городской застройки XIX века.
Среди одноэтажных жилых домов выделялся своим архитектурным видом двухэтажный дом купца Алексея Григорьевича Стрельникова, с бакалейной лавкой и книжным магазином. В начале 20-х годов дом занимает воинская часть, потом до конца 50-х годов – комитет госбезопасности, потом дом передают городской поликлинике № 2 до сноса этого и других зданий квартала в 70-х годах.

Далее был дом с трактиром мещанина Евграфа Дмитриевича Носкова, после революции по распоряжению Белгородского уисполкома в нём располагается «Дом для временно приезжающих малоимущих», проще говоря, – ночлежка с бесплатным питанием. В конце первого квартала на углу улиц Корочанской и Михайловской была железнодорожная пекарня, в которой, по некоторым источникам, работал одно время автор песни о гражданской войне «Там, вдали за рекой…» Николай Мартынович Кооль. Пекарня была снесена в 1960-е годы, сегодня на этом месте – девятиэтажный дом с магазином «1000 мелочей».

В начале второго квартала Корочанской находился Успенско-Михайловский храм, а сразу за ним – небольшое озеро. В «Путеводителе по Белгороду» (1911) о нём говорится: «В ограде Михайловской церкви сохранилось ещё озерко, теперь довольно грязное, попытка очистить его ни к чему не привела. Это озеро служит предметом поклонения: богомольцы бросают в него монетки, оно считается «святым», якобы образовалось на том месте, куда упала в землю старинная церковь». В начале 1960-х годов рядом с этим озером построили пятиэтажный дом, на первом этаже которого открылся магазин «Радио-музыка» (сегодня – «Техно-парк» - В.К.). Озеро вскоре засыпали, а на его месте разбили сквер.

24 мая 1995 года посреди сквера был торжественно открыт и освящён Поклонный крест в память равноапостольных святых Кирилла и Мефодия (автор В.М. Клыков при участии А.А. Шишкова).

Напротив Успенско-Михайловской церкви была общественная мещанская богадельня имени Чумичова, учреждённая ещё в 1866 году. В 1911 в ней призревались 53 старушки и 18 стариков, на содержание человека выделялось 88 коп/день, из них на трёхразовое питание – 13 копеек. После Октябрьской революции в богадельне некоторое время проживали красноармейцы, а потом она снова стала приютом для бедняков, но уже под названием «Убежище для стариков и старух», в 1923 году «Убежище» упоминается в некоторых документах как «Дом инвалидов», а в 1926 году здесь размещается железнодорожная поликлиника. Во время войны здание было сильно разрушено и его снесли.

Напротив сквера с Поклонным крестом сохранился двухэтажный особняк, принадлежавший когда-то братьям Николаю и Александру Котляровым, с гимнастическим залом для желающих заниматься спортом, во дворе которого также имелось небольшое озеро, на котором зимой устраивался каток, плата за вход – 15 копеек. Причём дамам без кавалеров вход на каток был запрещён. В первые годы советской власти в 12 комнатах особняка размещался детский приют, потом жилой дом, коммуналка. В 1990-х годах особняк хотели снести, но въехавшее в него в 1998 году ЗАО «Трансюжстрой» произвело капитальный ремонт с пристроем, и памятник истории был спасён.

Планер «Белгородец», прототип самолёта У-2

Напротив нынешней Городской администрации на углу улиц Корочанской и Введенской был старинный двухэтажный дом с аптекой провизора Петре. В 1925 году в этом здании работал кружок планеристов под руководством инструктора уездного совета Авиахима Б.Н. Шереметьева (1891-1978). В 1927 году команду белгородских планеристов пригласили на соревнования в Крым, в Коктебель, и они занимают первое место с планером «Белгородец»! Известный авиаконструктор А.С. Яковлев, присутствовавший на соревнованиях, высоко оценил лётные качества белгородского планера и пригласил его конструктора на работу в Москву, где Борис Николаевич Шереметьев работал до конца своей жизни одним из ведущих специалистов знаменитого авиаконструкторского бюро А.С.Яковлева, а планер «Белгородец» стал прототипом легендарного «ночного бомбардировщика» У-2.

В 1932 году в этом доме открывается торгсин, магазин для торговли с иностранцами, за валюту, золотые монеты старой чеканки и лом золота, потом был мебельный магазин, после войны – продуктовый и овощной магазины. В 1980-х годах дом снесли, сегодня на его месте девятиэтажный жилой дом, на первом этаже которого – детская Лихановская библиотека.

«Дом Вейнбаума»

Напротив Смоленского собора стоит имеющий весьма богатую историю красивый двухэтажный «Дом Вейнбаума», где сегодня находится областное управление культуры. До 1917 года здесь были гостиные номера, магазин и типография известного в Белгороде купца Александра Александровича Вейнбаума и аптекарский магазин провизора Когана. История этого дома прослеживается полнее, чем других зданий.

Первое упоминание о типографии в Белгороде относится к 1871 году, кода в уездном тогда городе стали печататься «Курские епархиальные ведомости» в типографии Минеса Моисеевича Гордона в доме некой Григорьевой по улице Смоленской, а с 1873 года – в доме некоего Конакова. В рекламных объявлениях Гордон сообщает: « В моей типографии принимаются всякого рода заказы, как-то: повестки для мировых учреждений, мировых съездов, формы и платёжные книжки для волостных правлений, афиши, объявления, бланки, счета, конторские книги, этикеты, всякого рода экономические формы, бланки для отношений и др. заказы исполняются в возможно скорое время по самым умеренным ценам». В 1892 году у типографии появляется новая вывеска: «Типография А.А. Вейнбаума», и она размещается по улице Корочанской в доме некой Яковлевой, который впоследствии становится известным как «Дом купца Вейнбаума».

А.А. Вейнбаум проживал в Белгороде с женой Августой и дочерью Ниной, принадлежал к купеческому сословию, содержал в этом же доме по Корочанской гостиные номера и магазин. Некто А. Фирсов в очерке «Белгород и его святыни», опубликованном в 1910 году в «Историческом вестнике», а потом изданный отдельной брошюрой самим Вейнбаумом, пишет: «Особенно хорош книжный, писчебумажный, игрушечный и музыкальный магазин А.А. Вейнбаума, помещающийся на главной улице под гостиницею, принадлежащей тому же хозяину. Последняя, носящая название «Номера для приезжающих», имеет 11 очень высоких, замечательно чистых, прилично меблированных, с отличными кроватями номеров, с ценою от 50 коп. до 2 руб. в сутки; имеется здесь и прекрасная ванна и телефон. В гостинице можно получить обед из двух блюд за 60 коп., а из трёх – за 75 коп. Есть в городе несколько и других «номеров», но они хуже описанных».

В советское время в отчёте коммунального отдела уисполкома за 1922 год сообщается: «Ввиду неудовлетворительного состояния технической части номера (Вейнбаума) эксплуатируются не полностью. Эксплуатировалось 12 номеров, но не круглый год, потому что часть комнат зимой не могут быть пригодными. Такса на 1 октября была такова: номера двуспальные – 200 руб. и односпальные – 120 руб. в сутки».

В типографии Вейнбаума печатались по заказам бланки, афиши и т.д., а также брошюры, которые представляют сегодня большую ценность и являются библиографической редкостью, например: И. Кулегаев «Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ» (1903), «Смоленский собор гор. Белгорода. К 200-летию прославления чудотворной иконы Божией Матери (2 октября 1703 – 1903)» (1904), «Отчёты о деятельности городской управы» за 1910-1913 годы, «Церковное прославление святителя и чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского в воспоминаниях очевидцев и современников» (1916). Вейнбаум издавал также рекламную газету «Белгородский листок» и открытки с видами Белгорода, благодаря которым мы знаем, как выглядел когда-то наш город.

А.А. Вейнбаум вкладывает в типографию немалые средства, к 1917 году она имеет четыре новые скоропечатные машины, специальные (линовальную, конверторную, резальную, вшивальную) и золотильный пресс, в типографии работает 42 специалиста и 8 учеников.

Многие годы Вейнбаум состоял членом сиротского суда по Белгородскому уезду. После революции в декабре 1919 года он скрывается в Харькове, где был арестован и расстрелян, об этом сообщает в своих воспоминаниях наборщик типографии Вейнбаума Г.С. Тарасов: «Состоявшийся суд над ним приговорил его к высшей мере наказания – расстрелу, Высшая инстанция Советского суда приговор утвердила».

После Февральской революции в типографии Вейнбаума с июля по ноябрь 1917 года печатается большевистская газета «Известия Белгородского Совета рабочих и солдатских депутатов», после Октябрьской революции типография была национализирована и получила название «1-я Советская типография». Мемориальная доска также сообщает: «В этом здании в ноябре-декабре 1917 года находился штаб сводного отряда революционных матросов, солдат и красноармейцев во главе с членом Петроградского Военревкома И.П.Павлуновским, разгромивший под Белгородом батальоны корниловцев».

В 1920-е годы на втором этаже дома открыты Советские номера, а на первом – магазины отдела народного образования и аптекарский, в одноэтажном пристрое продолжает работать типография.

С образованием в 1954 году Белгородской области, на втором этаже дома разместились отделы обкома КПСС, а на первом этаже – обком комсомола. С 1955 года на первом этаже находится городская АТС-3, а на втором – областное управление связи. В 1962 году второй этаж занимает областное управление сахарной промышленности, потом – управление хлебопродуктов. В конце 1980-х годов по городу прокатилась волна разрушений старинных зданий, по замыслу главного архитектора города С.С. Михалёва на этом месте планировалось строительство пятиэтажного дома. Под давлением общественности Михалёв пошёл на уступки, предложил сохранить фасад здания, который якобы мог войти в переднюю стену нового дома, как это делают на Западе, но другие архитекторы предупредили, что это только отговорка. Ценой немалых усилий общественности «Дом Вейнбаума» был всё-таки спасён.

Городская управа

На месте сегодняшнего Строительного колледжа было главное административное здание дореволюционного Белгорода – Городская управа, где заседала Городская дума, находилось уездное казначейство, архив. При Управе работала общественная публичная библиотека с фондом около 5 тысяч книг и журналов, плата за чтение составляла от 20 до 50 копеек в месяц.

Второй этаж здания занимал Общественный банк имени Н.И. Чумичова, учреждённый 15 октября 1862 года, проработавший до 1917. Основной капитал в 100 тыс. рублей банку пожертвовал купец Николай Иванович Чумичов, белгородцы называли его тогда «Чумичовским банком», он производил все банковские операции, но с благословения своего патрона занимался большой благотворительной деятельностью. По просьбе самого Чумичова, должность директора банка пожизненно была предоставлена купцу 2-й гильдии Николаю Николаевичу Слатину.

III том издания «Городские поселения Российской империи» сообщает: « Из чистых годовых прибылей, за отчислением до 1.200 руб. на составление резервного капитала и удовлетворение расходов на содержание банка, до 3.000 руб. отчисляется на содержание Чумичовской богадельни в Белгороде, до 400 руб. на раздачу беднейшим белгородским гражданам в дни Рождества и Пасхи, до 400 руб. на выдачу четырём беднейшим девицам белгородского купеческого или мещанского общества, преимущественно из круглых сирот, при выходе их в замужество, и до 200 руб. на уплату податей и повинностей за беднейших мещан Белгорода; могущие быть после того остатки или причисляются к основному капиталу банка или на другие предметы благотворительности».

23 июня 1917 года Совет рабочих и солдатских депутатов явочным порядком занимает здание Управы города, в нём размещается комитет РСДРП(б), 26 октября (8 ноября) здесь провозглашается Советская власть в Белгороде и в уезде. С ноября 1917 года в бывшей Управе находится штаб Красной армии, а с января 1918 – первый Совет народного хозяйства (Совнархоз).

20 декабря 1918 года, после освобождения Белгорода от немецко-гайдамацких оккупантов 2-ой Украинской советской дивизией, здание занимает уездный военно-революционный комитет, потом уездный исполнительный комитет. На втором этаже, где раньше размещался Чумичовский банк, расположился отдел управления ревкома и комендант города В.А. Саенко. В октябре 1922 года помещения бывшего Чумичовского банка отдаются под Белгородское отделение Госбанка, в здании находится также райком ВКП(б).

В годы фашистской оккупации Белгорода немцы открыли здесь казино, в январе 1943 года был организован духовой оркестр из 15 человек под руководством некоего А.Я. Дятленко, который выступает в казино и в других немецких учреждениях города. Однажды при авианалёте наших в это казино попала особенно крупная бомба, видимо, не случайно, погибло много немецких офицеров, сильно пострадало и само здание.

После Великой Отечественной войны начинается многолетний ремонт, в октябре 1951 года в этом здании размещается Белгородский горком ВКП(б) (с 1952 года – горком КПСС), горком ВЛКСМ и управление Госбанка, а также райисполком и районная библиотека. В январе 1954 года здесь располагается областной комитет КПСС, на втором этаже в угловой комнате находился кабинет первого секретаря обкома партии М.К. Крахмалёва, первого главы вновь образованной Белгородской области.

(Примечательная фамилия – Крахмалёв, он наверное знал о перипетиях воссоздания Белгородской области, если бы он оставил мемуары… Белгородская губерния была упразднена Екатериной II в 1779 году, почти сразу после восстания Пугачёва в 1772-1775 годах, после которого было упразднено несколько казачьих Войск и серьёзно пострадали земли Донского казачества, с которыми тогда граничила Белгородская губерния, за поддержку Пугачёва. Белогородские казаки тоже «толпами уходили к Пугачёву».

Похоже, «административная реформа» империи тех лет была для правительства Екатерины II удобным поводом расправиться и с Белгородской губернией «за Пугачёва», и чтобы оставить втуне славное допетровское прошлое Бел Города, который был низведён до положения уездного города только что созданной из его земель Курской губернии. В 1779 году в Бел Городе проходят торжества в связи с тем, что он стал уездным городом, - это какое-то особенное унижение.

В 1953 году умирает И.В. Сталин, период междуцарствия, открывается «окно возможностей», и, наверное, не случайно в следующем 1954 году кто-то в Москве при поддержке в Белгороде решается восстановить историческую справедливость. Из воспоминаний старого коммуниста М. А. Попова известно, что 6 марта 1919 года белгородские большевики, при проезде председателя ВЦИК Якова Свердлова из Харькова в Москву, обсуждают с ним на станции Белгород, прямо в вагоне поезда, в том числе, вопрос об образовании Белгородской губернии из близлежащих уездов. Свердлов обещает свою поддержку, но скоропостижно умирает по приезду в Москву. То есть мысли о воссоздании Белгородской области бродили в белгородской парторганизации, и они находят, в конце концов, отклик в Москве в 1954 году – В.К.)

В 1957 году большая часть здания бывшей Управы города передаётся переехавшему из города Рыльска строительному техникуму, а в 1959 году – всё здание, обком КПСС переезжает в только что построенный Дом правительства на площади Революции. Сегодня это здание имеет несколько иной вид: в конце 50-х годов был надстроен третий этаж, с фасада убрали два крыльца с декоративными навесами; в середине 60-х годов сделали пристройку со стороны проспекта имени Ленина, а потом – пристройку по ул. Красина. Однако, если присмотреться, стены собственно бывшей Управы города выделяются своей какой-то фундаментальностью.

Кинематограф «Иллюзион»

Напротив Городской управы было старинное двухэтажное здание, на первом этаже которого находился кинематограф «Иллюзион», горожане называли его «Иллюзия», а на втором - клуб военного собрания.

В начале ХХ века в Белгороде имелось четыре кинематографа: «Иллюзион», «Эрмитаж», «Орион» и «Биограф Патэ», все они находились на улице Корочанской – Императорской. После Октябрьской революции уже на улице Гражданской появился кинотеатр «Ампир» и «Красная звезда». В 1919 году все кинематографы в городе были национализированы.

Уроженка Белгорода А. Малышева-Березуцкая оставила воспоминания: «Чаще ходили в «Иллюзию», шли «немые» картины с участием Веры Холодной, Мозжухина, Эггерта, Лиа де Путти, все увлекались собиранием открыток с портретами этих актёров. Шли интересные детские фильмы. В Белгород приезжали на гастроли драматические артисты из других городов, ставили «Горе от ума», «Коварство и любовь»; первая пьеса, увиденная мною, - «Ревизор» по Гоголю».

В 1934 году «Иллюзион» стал «Челюскиным» в память о героическом пароходе, затонувшем в Арктике. 16 февраля 1935 года в этом единственном в то время кинотеатре Белгорода впервые показан звуковой фильм, посвящённый С.М. Кирову, а с 23 февраля начался показ звукового художественного фильма «Чапаев». В 1939 году на экране «Челюскина» идут художественные фильмы: «Пётр Первый», «Детство Горького», «В людях», «Танкисты», «Щорс», «Выборгская сторона», «Шёл солдат с фронта», «Кармелюк», «Трактористы», «Марсельеза», «Руслан и Людмила», «Золотой ключик» и другие.

Во время боёв за освобождение города «Челюскин» был повреждён, но быстро восстановлен и 31 августа 1943 года белгородцы смотрели на его экране новый художественный фильм «Парень из нашего города». В декабре 1949 года в кинотеатре проводится кинофестиваль, посвящённый 70-летию со дня рождения И.В. Сталина с показом фильмов: «Ленин в 1918 году», «»Сталинградская битва», «Клятва».

На углу рядом с кинотеатром «Челюскин» в старинном двухэтажном доме находился первый Белгородский городской Дом пионеров. В 1939 году в нём занимается более 500 школьников в разных кружках, в том числе в фотокружке, авиамодельном, оборонном, детской спортивной школе. В художественной студии работает 20 молодых художников.

После войны Дом пионеров возобновляет свою работу в 1948 году. В 1966 оба старинных здания были снесены и на их месте построен областной Дом политического просвещения, сегодня в нём размещается областной суд.

Театр «Орион»

Ещё одно сохранившееся старинное здание на бывшей Корочанской - Императорской – кинематограф и театр «Орион», построенный, скорее всего, накануне Первой мировой войны. Сегодня в этом отреставрированном здании размещаются Музей народной культуры и кафе «Орион/Книжный клуб».

До Октябрьской революции владельцем «Ориона» был купец Пивоваров, часть помещений он сдавал под жильё и магазины, бильярдную. 12 марта 1917 года в здании «Ориона» избирается первый Белгородский Совет рабочих и солдатских депутатов под председательством меньшевика-интернационалиста Леонида Андреевича Меранвиля, занимавшего эту должность до января 1918 года. Вице-председателем становится большевик Пётр Александрович Костюков. Большое влияние на Совет оказывает большевистская организация города во главе с Иваном Густововичем Озембловским.

24 апреля 1919 года «Орион» национализирован, передан в распоряжение Белгородского уездного комитета РКП(б), который в тот же день вынес постановление: «Театр «Орион» назвать Коммунистическим объединённым для красноармейцев и рабочих… Все здания, где находится театр «Орион», очистить от жильцов и магазинеров и предложить квартирному отделу найти помещения для выселяемых». Вскоре театр был назван Домом искусств им. А.В. Луначарского, изменился его репертуар, теперь здесь ставятся революционно-агитационные спектакли, успехом у зрителей пользуется, в частности, постановка «Смерть за свободу». 6 марта 1920 года в большом зале театра выступает председатель ВЦИК М.И. Калинин, прибывший в Белгород на агитпоезде «Октябрьская революция».

«Орион» имел самый лучший и большой театральный зал в городе, после революции чуть ли не каждый день в этом зале проводятся различные съезды, пленумы, совещания, даже «собрания сапожников для обсуждения вопроса о создании кооператива для работ на Красную Армию». В связи с этим президиум уездного исполкома выпускает телефонограмму: «Так как в последнее время театр бывший «Орион» превратился в помещение для всякого рода собраний и заседаний, чем постепенно теряет своё прямое назначение, президиум уисполкома разъясняет, что 1-й Советский театр должен быть использован только по прямому назначению и только в самых исключительных случаях для другой цели с полного согласия унаробраза».

22 декабря 1920 года «Орион» передаётся уездному профбюро, оно открывает в нём «Дворец труда» (или «Рабочий дворец»), однако дворец и театр не уживаются под одной крышей, и вскоре «Дворец Труда» переезжает в бывший дом купца Самойлова.

После спектаклей в бывшем «Орионе» в вечернее время устраиваются танцы для молодёжи, на эти «пережитки прошлого» 25 декабря 1921 года президиум Белгородского уисполкома в лице Полоскова, Костюкова и Колядина налагает запрет:

«Признавая, что танцы, устраиваемые непосредственно после спектаклей, создают обстановку халтурничества и способствуют проявлению шарлатанства, давая возможность отдельным лицам, приманивая публику танцами, извлекать выгоду из постановки антихудожественной дребедени, тем самым понижая художественную ценность театра, запретить устройство танцев после спектаклей, допустить возможность устройства танцев исключительно организациям в виде семейных танцевальных вечеров, но отнюдь не после спектаклей, вместо последних можно устраивать несложные дивертисменты.

Допускать танцевальные вечера исключительно с целью с целью благотворительной. Всем воинским частям, кроме вышеуказанного, руководствоваться телеграммой Орловского военного округа. Виновных в нарушении сего постановления привлекать к ответственности в административном порядке через отдел управления».

С 1923 года в «Орионе» только театр и торговые заведения, в феврале 1929 года торговые точки закрываются, и все помещения передаются театру под фойе, бутафорскую, декораторскую и костюмерную мастерские, курительные комнаты.

В 1936 году театр пополняется новыми актёрами, для постановки спектаклей приглашаются режиссёры из Харькова и Курска, в 1940 году при театре создан филиал кукольного театра для детей под руководством артиста А.П. Румянцева.

В годы фашистской оккупации 1 января 1942 года в «Орионе» открывается Немецкий городской театр, военный музыкальный ансамбль под управлением ефрейтора Штаблера исполняет музыкальные пьесы Франса Зуппе и Пауля Линке. На сцене театра часто выступают пропагандисты «нового порядка» и «счастливой жизни в Германии», 14 сентября 1942 года выступает некий инженер Буранов с докладом «Что я видел в Германии».

После освобождения Белгорода в театре производится восстановительный ремонт при активном участии актёров театра, и в апреле 1944 года «Орион» возобновляет свою работу. В 1948 году - капитальный ремонт театра, полностью обновляется и творческий коллектив, новая труппа театра состоит из молодых актёров, окончивших Тульскую театральную студию, под руководством В.В. Королевича.

21 декабря 1949 года в стране широко отмечается 70-летний юбилей И.В.Сталина, в «Орионе» состоялось торжественное заседание, почётным председателем собрания избран И.В. Сталин, с докладом выступает секретарь Курского обкома ВКП(б) Малькевич, принимается приветственная телеграмма юбиляру: «Вы, дорогой наш вождь и учитель, воплотили в себе лучшие черты героического советского народа. Вся ваша жизнь и деятельность есть вдохновляющий пример самоотверженного служения народу, делу коммунизма». После заседания прошёл большой концерт художественной самодеятельности издательства «Белгородская правда».

В 1950 году театр закрывается, а в 1954 году он открывается уже как театр областной. Всего белгородский театр в «Орионе», с момента своего возникновения и в разных ипостасях, находился около 40 лет, до 1962 года, когда переезжает в новое здание на площади Революции. На его сцене выступали многие известные артисты, в частности, И.В. Ильинский, Р.В. Зелёная, В.П. Марецкая, В.Я. Станицын, А.К. Тарасова, М.И. Жаров, К.И. Шульженко и другие. 20 апреля 1956 года Белгородскому областному драматическому театру присваивается имя Михаила Семёновича Щепкина.

После прощания с театром в «Орионе» размещается культпросветучилище, в 1983 году – Художественный музей, сегодня – Музей народной культуры и кафе, но он «как и прежде украшает главный проспект города, который в начале ХХ века автор «Путеводителя по Белгороду» Н. Кулегаев назвал «Невским проспектом», - заканчивает А.Крупенков своё повествование о театре «Орион».

Городской сад

При театре «Орион» имелся сад, бывший всегда одним из любимых мест отдыха белгородцев. После революции он называется Пионерским. В войну сад сильно пострадал, и открывается вновь только 19 июня 1948 года. В саду было высажено много деревьев, установлены скамейки, оборудована танцевальная площадка. В 1961 году саду присваивается имя первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, но белгородцы продолжают называть его в обиходе просто горсадом.

В 1951 году на центральной площадке горсада были установлены трёхметровые скульптуры В.И. Ленина и И.В. Сталина, но после осуждения культа личности Сталина его памятник заменили скульптурной композицией юных пионеров. Перед скульптурами находился старинный фонтан, перенесённый сюда из Нового сквера, его можно увидеть на старинной открытке, изданной А.А. Вейнбаумом.

Русско-Азиатский банк

На противоположной от горсада стороне, там, где сегодня находится здание Сбербанка России, до Октябрьской революции находился Русско-Азиатский банк. После революции в здании этого банка разместились Белгородская городская ЧК и входившая в неё некоторое время Украинская ЧК, а после их упразднения в 1919 году - множество других организаций.

В 1942 году время фашистской оккупации в здании бывшего банка располагалась 725-я группа ГФП, тайной полевой полиции, входившая в состав 213 охранной дивизии генерал-лейтенанта Гершеля. ГФП была военной контрразведкой и выполняла функции гестапо в прифронтовой полосе, имела неограниченные права. Кроме немцев, в тайной полиции служило немало предателей, принявших присягу на верность гитлеровскому «Великому рейху», немцы называли их «гиви» - сокращение от немецкого «хильфсвиллиге» - добровольный помощник. В соседнем «доме Фролова» располагался батальон украинских националистов, который участвовал в карательных акциях немецкой тайной полиции. Они проводили карательные операции против партизан и населения Белгородского района, в помещениях «гестапо» и в «дома Фролова» допрашивали и пытали арестованных.

После войны в этом здании снова размещаются различные учреждения, располагается филиал Ростовской студии хронико-документальных фильмов.

Доходный дом Фролова

К Русско-Азиатскому банку примыкал хорошо известный в Белгороде доходный дом купца Алексея Михайловича Фролова, большое двухэтажное здание с аркой для въезда во двор. Михаил Акимович Попов, работавший в этом доме «мальчиком» с 1910 году, оставил воспоминания:

«Это был крупный торговец, купец 1-ой гильдии, имел большой магазин по торговле мануфактурой, галантереей, обувью, «крестьянский» магазин с товарами для деревни. У него было до 100 работников, в том числе до 30 «мальчиков» - учеников, они жили во дворе дома: выполняли погрузочно-разгрузочные работы, убирали двор, магазин, находились при определённом приказчике. Рабочий день начинался в 7 часов утра, а заканчивался в 7 вечера, потом ещё убирались в саду и по хозяйству Фролова. Кормили нас за счёт хозяина утром и вечером, а днём обычно чем-то угощал приказчик. Денег нам не платили, Фролов платил за меня отцу 25 рублей в год.

В 1914 году меня назначили продавцом в «крестьянском» магазине созданного тогда Торгового товарищества фирмы Фролова на паях, Фролову принадлежали 55 % капитала, остальные 45% - харьковчанам фабриканту Милованову и оптовому торговцу Егорову».

После Октябрьской революции в «доме Фролова» разместились отделы уисполкома, приют для девочек и опять же магазин. Первое время здесь ютилось и «Товарищество на паях А.М. Фролова», но вскоре его вытеснил отдел социального страхования уисполкома и бывший владелец здания оказался на улице, сильно бедствовал, в последние годы жизни стоял на улицах и просил подаяние, умер в Белгороде в полной нищете. После войны в «доме Фролова» опять располагается множество различных организаций и контор и книжный магазин.

За «домом Фролова» шёл ряд лавок, с одной из них – лавкой колбасного заведения Теофилы Витальевны Дерлих связана история (или легенда), сохранённая нам краеведом и коллекционером Виктором Михайловичем Михельсоном. Якобы император Александр III, проезжая через Белгород, вышел из поезда на перрон, выпил на вокзале рюмку водки и закусил продававшейся там колбасой. Колбаса так понравилась императору, что он даровал хозяйке заведения Дерлих звание поставщика Двора Его Императорского Величества.

Эти лавки работали до 1950-х годов уже как «торговые точки», потом были снесены и на их месте в 1957 году, уже в областном Белгороде, построены два красивых четырёхэтажных дома, которые мы видим до сих пор.

Белгородский «Эрмитаж»

Кинематограф «Эрмитаж» с земским садом был сразу за рядами лавок, в саду «Эрмитажа», в его летнем театре шли концерты и спектакли.

В 1920-х годах сад переименовывается в Сад профсоюзов, потом – в Первомайский. Кроме театра, в саду имеется буфет, танцплощадка, бильярд и помещение для игры в шахматы. 6 августа 1925 года в Саду профсоюзов проходит Международный чемпионат по французской борьбе (!), который судит известный московский арбитр И.В. Лебедев, «дядя Ваня».

Дом Самойлова, будущий «клуб железнодорожников»

На углу улиц Корочанской и Старомосковской находился каменный двухэтажный дом купца Николая Николаевича Самойлова, бывший великолепным памятником архитектуры провинциального зодчества. На первом этаже размещался аптекарский магазин Когана и фруктовый магазин Сапунова, на втором – клуб общественного собрания и дворянское собрание, фотозаведение Барковского. В его концертном зале на 400 человек выступали приезжие артисты, в неделю ставилось 3-4 спектакля.

В декабре 1918 года в доме Самойлова располагается первая Белгородская уездная ЧК, до 23 июня 1919 года, когда Белгород занимают деникинские войска. Во время эпидемии сыпного тифа здесь находится лазарет эвакопункта. В начале 1920-х годов дом «умершего владельца буржуазного происхождения» Самойлова стал Дворцом Труда, здесь же разместилась центральная городская библиотека. В 1925 году Дворец Труда переезжает в бывшую гостиницу «Европа» на улице Будённого.

Первый этаж дома занимает Межсоюзный рабочий клуб Профинтерна, а второй этаж отводится под кинотеатр. В августе 1929 года сюда с улицы Вокзальной переезжает клуб железнодорожников, и вскоре белгородцы полюбили ходить в «Железку» на танцы и в кино. В 1937 году в кинозале устанавливается звуковой блок, в 1939 году при клубе железнодорожников создан самодеятельный ансамбль песни и пляски, в его репертуаре хоровая, оркестровая, джазовая и танцевальная музыка. Музыкальной частью руководит Я. Прудников, хоровой – П. Байбиков.

В середине 1980-х годов клуб железнодорожников с его массивными толстыми стенами был снесён, на его месте построено здание управления статистики с часами наверху, «но белгородским старожилам на этом месте всегда видится старая добрая «Железка», - сожалеет А. Крупенков.

Суд над пособниками 725-й полевой группы гестапо

В сентябре 1959 года в клубе железнодорожников проходит суд над изменниками Родины Г.И. Федоровским, И.С. Мамаевым, И.Г. Щурком и И.Н. Терещенко. Это был первый судебный процесс над пособниками фашистов, входивших в 725-ю группу тайной полевой полиции (гестапо). Сотни людей заполнили улицу Ленина пред клубом и горсад, где были установлены репродукторы, транслировавшие заседания суда.

Главным обвиняемым на процессе был Георгий (Жорж) Илларионович Федоровский, 37 лет, заместитель начальника городской тайной полиции. Он родился в 1922 году в семье бывшего купца, у которого при советской власти в Белгороде отобрали дом. Федоровский уезжает на Донбасс, где скрывает своё «буржуазное происхождение». Сразу после оккупации фашистами Белгорода возвращается в надежде вернуть родительский дом, добровольно поступает на службу в полицию. Немцы сразу дают Федоровскому должность инспектора полицейского участка в селе Пушкарном, а затем начальника 2-го центрального полицейского участка. В июне 1942 года он получает звание капитана и должность замкомандира начальника городской полиции. Участвует в карательных акциях под Ериком, на камышитовом заводе, расстрелах в Дальнем парке, казнях через повешение на Базарной площади.

В августе 1943 Федоровский уходит из Белгорода вместе с фашистскими войсками вплоть до Германии, где ему удаётся выдать себя за красноармейца и демобилизоваться. Затем Федоровский по поддельным документам возвращается на Донбасс, в Горловку, где жил до войны, как уроженец Харькова и участник войны. Дважды проезжает на машине через Белгород, но ни разу не останавливается, даже во время ночёвки не выходит из машины, боясь разоблачения.

Иван Мамаев (Мамай) возглавлял центральный полицейский участок в Белгороде, участвовал в карательных акциях, особенно выслуживался во время казней на Базарной площади, за что получил кличку «Вешатель».

Иван Щурок был обычный уголовник, уроженец Минской области. До войны гастролировал от Одессы до Кавказа, Восточной Сибири и Средней Азии, имел три судимости за хищения. В начале войны дезертировал из Красной Армии, служил у гитлеровцев сначала рядовым полицейским, потом дослужился до дежурного по управлению полиции; был одним из приближенных осведомителей немецкого ортскоменданта Белгорода, участвовал в большинстве карательных акций в Белгороде.

Иван Терещенко также имел судимость до войны, добровольно пошёл служить гитлеровцам, принимал участие в расстрелах. Ушёл из Белгорода с отступающими немцами, в Белоруссии в боях с партизанами потерял ногу, после войны проживал в Германии. Затем возвращается в Советский Союз, выдавая себя за инвалида Великой Отечественной войны, выхлопотал себе даже пенсию.

Федоровский на процессе держался спокойно, давал подробные показания, тихим сухим голосом рассказывал о чудовищных злодеяниях – пытках, расстрелах, повешениях, сожжениях заживо людей, совершенных им и его помощниками в полиции. Перешёл на службу к немцам сознательно, так как ненавидел советскую власть и хотел мстить за отнятый у родителей дом. Мамаев и Терещенко сначала выкручивались, якобы они в расстрелах не участвовали, а потом стояли в оцепенении, вынуждены были признать свою вину. Щурок изворачивался, юлил, пытался затянуть процесс рассказами о своих воровских и любовных похождениях. Вина подсудимых была полностью доказана, все приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.

(Заметим, что Федоровский и Терещенко возвращаются в Советский Союз из Германии по поддельным документам: или они там бедствовали, или были вынуждены пойти на службу к новым американским хозяевам и выполняли их задания в СССР. Последнее более вероятно, возможно, это и способствовало их разоблачению, так как ГДР-овская секретная служба «Штази» имела большую агентурную сеть в ФРГ, в Западной Германии. – В.К.)

История «Белгородской правды»

Напротив дома Самойлова на углу Корочанской и Старомосковской в 1904 году была открыта типография Е. Гессена, потом она переходит к новому владельцу Ф.М. Галдину. Она имела две типографские машины и две машины системы «Американка», три резальных, одну вшивальную машину и золотильный пресс. В отличие от Вейнбаума, у Галдина все машины приводились в действие вручную, на них работало 20 человек. В 1920 году обе типографии были объединены в одну на базе бывшей типографии Вейнбаума, которая получила название 1-й Советской типографии.

Однако помещений для объединённой типографии оказалось недостаточно, и в 1921 году она переезжает в бывший магазин купца Фролова на Базарной площади, 22 декабря 1922 года типографии присвоено имя В.И. Ленина, она печатает городскую и уездную газету «Трудовой день», впоследствии ставшей «Белгородской правдой». В 1923 году объединённая типография переезжает в одноэтажный старинный дом по улице Карла Либкнехта (Корочанской-Гражданской-Ленина), в бывший магазин Спиридоновой, а потом располагается, теперь уже надолго, в одноэтажном доме с пилястрами, примыкавшему к театру «Орион», по той же улице, но уже имени Ленина.

1 октября 1929 года постановлением Белгородского окружного исполкома создаётся новое хозяйственное объединение «Издательство «Белгородская правда», в которое входят типография имени В.И. Ленина, редакция и контора газеты «Белгородская правда». Издательство к началу свой деятельности приобретает новый шрифт и современные печатные машины.

Во время фашистской оккупации здесь печатается немецкими пособниками газета «Восход», её первые номера выходят ещё под названием «Белгородская правда», с 1942 года «Восход» выходит ежедневно. В верхней части газеты печатается лозунг: «Конец большевизма – означает начало освобождения русского народа». Под рубрикой «От редакции» газета сообщает:

«С воскресенья 14 декабря 1941 года старое название газеты «Белгородская правда» кануло в вечность. Теперь газета будет называться «Восход». С названием «Белгородская правда» исчез последний остаток, напоминавший о большевистском господстве в Белгороде. Под новым названием «Восход» население Белгорода пойдёт уверенно навстречу будущему, новой жизни и новому строительству в очищенных от большевистской заразы областях. Через газету «Восход» оно будет также приобщено к жизни Германии и других стран. За присланные материалы для газеты «Восход» редакция, как и ранее, выражает населению города горячую благодарность».

Кроме газеты гитлеровцы печатали в типографии агитационные листовки и сатирические плакаты, которые были очень похожи на плакаты Кукрыниксов, только их антигероем был не Гитлер, а Сталин. (Однако «Восход» стал закатом его вдохновителей, и эта поучительная история и сегодня сохраняет свою актуальность. – В.К.)

Во время боёв за освобождение Белгорода была повреждена крыша и часть стены здания типографии, но всё быстро восстановили, в нём снова разместилась редакция газеты «Белгородская правда». Это здание и другие одноэтажные дома квартала снесли в конце 1960-х годов в связи со строительством музыкального училища.

Кроме того

По данным 1890 года на Корочанской улице находились также магазин бакалейных, гастрономических и других товаров купца Петра Евграфовича Бельчикова в доходном доме Дроздова, кондитерские заведения купца Ивана Андреевича Бухмиллера в доме Косминских и мещанки Агриппины Петровны Черкашиной в её собственном доме; аптекарский и косметический магазин фармацевта, дворянина Марианна Николаевича Бесядовского в доме Лемтюжникова, угольный и дровяной склад почётного гражданина, купца Ильи Васильевича Мачурина, которым заведовал Мордух Марголин. Здесь располагалась также земская больница, женское приходское училище, городская общественная библиотека.

При советской власти в 1929 году горсовет принимает решение о запрещении движения крестьянских подвод по улице Ленина. В октябре 1929 года на улице Ленина открывается украинский книжный магазин, в 1930 году – кооперативный техникум, в ноябре 1945 года, к 28-й годовщине Октября, – новый универмаг. И до и после войны улица Ленина была любимым местом отдыха белгородцев, особенно молодёжи.

«Сюда, на «Грачу», после танцев, которые проводились тогда вечером по субботам во всех школах города, шли старшеклассники. Машин в то время в городе было мало, по Ленинской они практически не ездили, и люди шли не только по тротуарам, но и проезжей части от вокзала до площади Революции и обратно. Гуляли до поздней ночи, не боялись поздно возвращаться домой: Белгород был тогда тихим и спокойным городом, а если когда и случались происшествия, драка между «савинскими» и «жиловскими», об этом узнавал весь город», - на этой ностальгической ноте заканчивает А. Крупенков свой рассказ о Корочанской-Императорской-Гражданской-Ленинской и опять Гражданской улице Бел Города.

В заключение

Дополнительные и весьма интересные подробности и перипетии истории города Белгорода, его улиц, площадей и храмов можно найти в книге Александра Крупенкова «Пройдёмся по старому Белгороду».

(Продолжение следует)

Виктор Каменев

21.01.2021


Рецензии