Рыбный день или карпика жалко

Не знаю для кого как, но для меня «рыбный день» был просто праздником. Воспоминания о нём согревают мой желудок. Это был 1976 год, я училась в аспирантуре в Москве.

Любовь к рыбе у меня возникла закономерно. В моём детстве особых разносолов, а уж тем более мясных, не было. Нет обманываю, разносолы были — это и вкуснейшие солёные грибочки, огурчики, капусточка (всё родительского приготовления). Но вот с мясом у нас было туговато, зато мороженой салаки и кильки в магазинах полным полно. Мама частенько жарила их с лучком на растительном масле. Сначала я выбирала хребтики из рыбки, а потом стала просто жевать прямо с косточками (может руки не хотела пачкать, а может так пополняла запасы кальция в растущем организме).

Вернёмся в Москву Златоглавую. Кстати, мой Ярославль не менее златоглавый. В «рыбный день», которым был по неведомой мне причине назначен четверг, в институтской столовой нам подавали, хотите верьте — хотите нет: палтус и треску, обжаренные в сухарях; отварные сом и налим; и фирменные блюда — судак по-польски и рыба по-ленинградски. Но это только то, что я вспомнила 45 лет спустя. А если я это ещё помню, то значит было действительно вкусно. У Вас не было в рыбный день таких деликатесов?! Я Вас понимаю, но ведь это была Москва!

В четверг я, игнорируя все занятия, что проходили в обеденное время, стремглав бежала в столовую. Чтобы как можно больше получить наслаждения я брала 2-3 порции рыбы...! Но — без гарнира, чтоб больше влезло. Я была согласна, чтоб любой день недели стал рыбным. Но моего согласия никто не спрашивал. Помните как герой фильма «Иван Васильевич...» закричал: «Требую продолжения банкета», а потому мы с моей подругой тоже устраивали продолжение «рыбного дня» в другие дни недели.

Подруга-соседка по комнате была мастерица в деле приготовления рыбы, в отличие от меня. Этот дополнительный рыбный банкет она всегда организовывала сама. На Кутузовском проспекте, недалеко от нашего общежития, был прекрасный рыбный магазин, в котором она и покупала зеркального карпа. Всю подготовку к жарению рыбы и само жарение она проводила на общей кухне. Готовилась рыба исключительно на сливочном масле. Как и что там происходило — мне было неведомо, а потому я спокойно ела и суп, и саму рыбку. Особенно мне нравилось есть её в холодном виде, так как под кожицей застывал жирок, и от этого она становилась ещё вкусней. Да, в карпе встречались мелкие косточки, но они мне были не страшны. Научил меня есть костлявую рыбу мой любимый дядя-заядлый рыбак.

Представьте вечер, я сижу за столом, неярко горит настольная лампа, передо мной стоит тарелка с рыбой, и я, закрыв глаза, не спеша наслаждаюсь этим великолепным рыбным шедевром. Подруга моя всё уже давно съела и лежит в постели, читая книгу. Нет, я так поступить легкомысленно не могла — я старалась растянуть удовольствие...

Но однажды подруга задерживалась на кафедре и попросила меня зайти и купить карпа, а уж вечером она его будет готовить. И вот я стою в небольшой очереди в рыбном отделе. Карпы разных размеров плавают в магазинном аквариуме. Продавец огромным сачком вылавливает очередную «жертву», запихивает её в пакет, взвешивает и выписывает на бумажке стоимость улова для кассы и подаёт покупателю. Все просят выловит живую рыбу и побольше.

По мере стояния в очереди я понимаю, что мне до боли в желудке жалко этих рыб, поэтому, когда подошла моя очередь, я попросила взвесить мне ту, которая отбыла уже в «мир иной». Нет, зря мне поручили такое «мокрое» дело. На улице был мороз, я шла, неся свою добычу в простой авоське, и уговаривала себя: «Если не я, то моего карпика всё равно бы купили». Карп не подавал признаков жизни. Вот и общага.

Я положила рыбину на стол, холодильников у нас и в помине не было. И вдруг карп забил хвостом — ожил!. Мне его так стало жалко, что я решила дать ему пожить до прихода своей соседки. Притащила из общей умывальни большое оцинкованное корыто, налила в него воды и выпустила бедолагу на свободу. Он оклемался и стал плавать. Решив его подкормить, я подкидывала ему кусочки хлеба, а он их ел. Мы с ним подружились. И если бы рядом была река, то я своего «дружка», не задумываясь, выпустила бы. Но ничего более или менее приличных размеров, кроме канализации, не было.

И вот наше мирное существование внезапно закончилось с приходом моей подруги. Что тут было?! Вместо благодарности за спасённую жизнь я получила нагоняй. В конце концов соседка вытащила карпа из корыта, завернула его в газету и сунула мне в руки со словами: «Отнеси хотя бы его на кухню». Карп не шевелился от страха, как и я. Понесла его по коридору, прося, чтоб он вёл себя тихо. Но он понял всё по-другому и так сильно взбрыкнул, что я с диким криком выпустила его из рук, уронив прямо на пол.

На мои вопли вышел сосед, а уяснив в чем дело, зашёл в свою комнату и вышел из неё уже с охотничьим ножом. Подняв карпа с полу, велел мне уходить и ждать. Я в полуобморочном состоянии на подкашивающихся ногах отбыла в свою комнату. Буквально через несколько минут он постучал в дверь и сказал, что всё готово и можно жарить рыбу. Подруга-соседка отправилась на кухню.

Рыбу она, как всегда, приготовила очень вкусно, я это почувствовала по запаху. Но сами понимаете, есть я её уже не могла, даже если б была голодная. Соседка позвала соседа-обладателя охотничьего ножа, и они благополучно, не разу не икнув, поужинали. С того дня наши дополнительные «рыбные дни» закончились. Рыбу с тех пор я ела только в столовой и то — по прошествии некоторого времени.


Рецензии
замечательно ! у меня жена покупает у соседа речную ещё живую рыбу и пару штук выпускает в ванну с дождевой водой и потом не знаю почему несёт и выпускает в речку кубань .
с уважением анатолий!

Анатолий Плотников 2   29.11.2022 15:23     Заявить о нарушении
Ваша жена дарит рыбкам ещё одну жизнь!

Татьяна Конст-Пелёвина   29.11.2022 19:31   Заявить о нарушении
неееет там их тут же щука съедает .........

Анатолий Плотников 2   30.11.2022 07:51   Заявить о нарушении
Жалко рыбок, а мможет щука их не разглядела?

Татьяна Конст-Пелёвина   30.11.2022 08:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.