13. Владимир Фенченко - Киномонтаж 1

  В монтаже участвуют все компоненты - драматургия, цвет, свет, музыка, шумы, композиция кадра с учётом замысла и автора замысла.
Участвуют одновременно разнообразные объекты съёмки. Возникает чередование времён, фантазий, сновидения и реальности, графики, мультипликации. хроники, фильмов... Не всегда даже ясно, где реальность, где вымысел. Возникает проблема эклектичности, но это характерно для современного понимания взаимодействия среды и человека. По этим причинам у автора появляется желание всё это включить в фильм. Что лучше - картина или эскизы.

Подрезка движения создаёт ускорение темпа фильма. Не ритм, а темп.

Фрагментарность рассказа.
Часто куски в повествовании пропускаются. Расчёт на то, что зритель это восстановит сам. Для некоторых замыслов это принципиально.

Соединение статичных фотографий, вырванность. Но в этом случае необходимо следить за внутренним единством (эффект медведя). Иначе зритель не сможет всё это связать.

Часто используется тройственный подход, особенно в телевидении.
1. Мизансцена такова, что её можно снимать с любой точки, любой крупностью. Чтобы не думать ни о чём. (расчленённая мизансцена)
2. Монтаж по тексту, по словесному действию
3. По физическому, по перемещению, по движению.

Снимается всё. Монтаж не нужен. Продюсер говорит о том, кто главный на сцене, кому дать больше времени в кадре (Танго и кэш), режиссёр отстраняется. Примеры - "Догма", ..."Кот ин клаб" - салатный монтаж. Это много плёнки и денег. Е. Гинсбург снимал мюзиклы. владел всех работать под музыку, в рамках. Актёр должен в этом случае работать очень интенсивно, успеть сделать все движения.

О сюжете строения. Тенденции.
Конец 20 века. 21 век всё ещё не наступил. А 20-й век всё идёт и идёт с 14 года. В повествовании развивается несколько причинно-следственных связей и внешне они независимы, хотя внутренне соединены определённым смыслом. Пример - несколько семей, любящих пар и т.п.

Иногда - одна связь, а остальное - ассоциативная подушка. Пример - развитие семейных отношений, а параллельно - из жизни белых мышей. Главная связь становится неэластичной.

Иногда рассказ идёт от первого лица. (программа Молчанова). Иногда возникает разлад между режиссёрами. Но напрасно, т.к. есть автор. В фильме "Дневник его жены" не вполне последовательно соблюдён принцип. Нет таки дневника. По ходу фильма действие стало объективизироваться. Исчез субъективный взгляд одного рассказчика (жены в дневнике).
Рассказ от первого лица может соединяться с объективной реальностью - событиями. "А в это время в мире происходит...".
Рассказ может идти от двух лиц. Польский фильм "Анатомия любви". Первый фильм - от мужа. Второй - от жены, по тем же событиям. Ужасно скучно. Зритель должен очень много запомнить и сравнивать.

Ослабленная фабула. Не буквально. Характеристики этого феномена. 1960 год. Марк Феррей, Феллини... Завязка (событие) вынесена за скобки повествования. Фабульный конфликт представляется движением жизни, её повседневной обыденностью. Фабульная развязка может быть дана в начале на экране, а не в конце. Это тоже очень опасно для фильма. Каждая сцена фильма и его развязка могут не завершаться событием.
Становится важным все то, что не воздействует на события фильма и жизнь персонажа. Действует косвенно.  Но взамен всего этого - что же должно быть обязательно? Ответ - внутренний конфликт главного персонажа. Конфликт должен развиваться. Чтобы зритель в каждый момент времени понимал состояние и развитие этого конфликта, ощущал единство действия конфликта. Это герой, время и место, поступки.

КЛАССИФИКАЦИЯ  СЦЕН.
Однокадровая сцена.
Кадр с раздвинутыми границами (как будто бы). Пример - персонаж вошёл, постоял, что-нибудь ответил, ушёл за кадр, вернулся, оглянулся и окончательно ушёл.

Классическая однокадровая сцена - статична. Монтаж есть, но в скрытой форме. Монтаж - это сравнение и выявление связей. Мы пытаемся достичь необычайной естественности. Поразить зрителя естественностью, документальностью, будто бы режиссёра нет, все происходит само-собой. Но при этом есть угроза в том, что однокадровая сцена перестанет быть однокадровой.

Однокадровая сцена может быть длинной. В этом случае к ней особые требования в отношении актёров, их действий, репетированности. Иначе в корзину.
(Композиция, исполнение, драматургия). Какие события должны происходить на сцене. Какого качества и интенсивности воздействия на зрителя.
Обычно это или общий план, или переход с одного общего на другой общий план (полный). Или система общих средних планов. Камера закреплена, статична.

В классической однокадровой сцене используется мизансцена диагональная или осевая (вглубь по оси).

Документальность и цельность в передаче смысла и чувств даёт однокадровая классическая сцена (Механическое пианино…).

Иногда такая сцена решается как однокадровая сцена с панорамой (в т. ч. 360 градусов), даже на больших крупностях. Маленькое кино со своим смыслом.

Скрытая однокадровая сцена - глазами персонажа. Потом к ней будет приклеено лицо или глаза героя. На самом деле кадра два. Но второй как бы скрыт. Как в фильме "...дневник его жены". Здесь должно быть много однокадровых сцен, глазами его жены. (В реальном фильме сделано ЖЗЛ).
Моносцена.
В сцене присутствует один персонаж, но не одна сцена. Здесь характерны:
1.  простота и статичность. 2. определённость композиции кадра. Минимум кадров.
Должна быть определённая драматургия. Не в каждой драматургии может находиться такая сцена. Например, если на сцене много людей - не получится. Ибо нужно герою в моносцене остаться одному и поговорить со зрителем глаза в глаза. А со всеми - он ведёт себя как все. Тогда зритель будет следить за ним, ждать появления.

Моносцена обязательно повторяема по фильму. Она может быть не закончена, или закончена не сразу, но приближает к развязке и приближает к развязке. Это система накопления. Пример, рассказ жены сталкера. Как она вышла за героя замуж...

Парная сцена.
Участвуют два персонажа. Встреча, допрос, объяснение... кроме постели. Это - разговор и обмен информации. Есть проблема определённости композиции. Должны использоваться существующие клише. По съёмке парной сцены можно рассказать все о режиссёре. Парная сцена - самое сложное. Часто неживая конструкция. Зритель понимает, что такая сцена нужна. но торопит события, ожидает перехода к действию... Тогда это поражение.

В парную сцену обычно включают третьего. Чтобы можно было уйти от говорящих голов и соответствующей скуки (даже если очень хорошие актёры) - цвета, шумы, посторонние предметы...люди.

Групповая сцена 3 - 15 чел.
Наибольшее разнообразие вариантов композиционного решения. Много движения... Обычно берётся главный персонаж или малая группа и он (они) действует на фоне остальных. Это самое в кино интересное.

Массовые сцены 15 чел. и более
Здесь максимально проявляется то, что кино - коллективное производство. Сложно репетировать. Есть много планов. Но смысл один

Структурно-драматургический монтаж.
Это монтаж сцен, монтаж фильма целиком, монтаж структуры фильма. Зависит от сюжета, фабулы и жанра.
Нужно выбрать приоритеты и критерии. Например, считать главным целеустремлённость и динамичность героя. Или разработка характеров и диалоги. Или подчинение музыке. Подчинение и документальность. А где же полет фантазии режиссёра... Все это как правило в одном фильме не работает. Они взаимоисключающие.

Участвующие в таком монтаже сцены характеризуются сцепляемостью с другими (например, по характеру ситуации - как дышат, как ходят... ):
- мизансценами и мизанкадрами (в вертикальной плоскости). Какие они.
- временем и местом действия. Например, всё в одном месте - это проблема.
ритм повествования (не темп). С какой скоростью. При этом ритм может быть нарастающим, меняться...
Содержание и паузы в диалоге. Как в жизни. Говорим не то, что думаем, делаем не то, что говорит... Как такие сцены соединить...

Изменение музыки в сцене, изменение цвета, титры, наплывы, затемнения… Всё это может присутствовать как вспомогательный приём монтажа.

Отметим вопрос о цвете. Цвет делает монтаж структуры заметным. Пример - сцена в красном цвете ли в черно-белом (похороны). Или возникают иконы Рублёва... При этом художник по костюмам, осветитель и другие могут договорятся, что будут делать как бы негатив, не копировать окружающую среду. Например, также, отрицается слайдовое кино, красивые кадрики.

В кино цветом управляют. Усиливаем, что-то за счёт чего-то, ослабляем, стилизуем, ...Верификация (черно-белый негатив окрашивается), деформация, стилизация...

Может быть чередование - пастельных тонов и карнавалом красок, и т.п. Черно-белое чередуется с монохромным. Российская операторская школа характеризуется таким умением. Антипов, Рерберг (серебристо-зеленоватый). Антипенко - красноватый... Всегда участвует художник-постановщик, художник по костюмам, художник по свету, гримёр при выборе номера грима... Лицо актёра может не сложиться со всем этим и быть отторгнут.

На учёбе часто предлагается набрать из вороха лоскутьев выбрать соответствующий сцене набор. Цвет эффективен, например, при соединении прошлого и будущего, фантазии и реальности...

Музыка.
1. Используется как часть многозвучной реальности
2. Оживляж и утеплёнка -  выразительные средства. Совпадают с изображением или не совпадает. Или попеременно то совпадают, то нет.
4. Музыка служит для объединения или разъединения сцен

Фонограмма.
1.  Для заполнения пейзажных пустот. Например, панорама на 360. Оживёт с музыкой.
2. Фон для дикторского текста.
3. Как лицо в парной сцене, в диалоге...
4. Отдельный вставной номер. Здесь нужно знать что было до неё, что станет после... Например, после песни. Может получиться так, что с песней.

Композитор обычно заключает договор лишь после черновой сборки. Россказни о сценарии мало помогают ему.   Иначе возникают длинноты. А в действительности музыка возможно и не нужна. Итак, после чернового монтажа приглашается композитор и ему определяется время для заполнения музыкой.

Музыка из другого фильма как правило привязана к изображениям и не пригодна к повторному использованию. Лучше брать такую, которая не создавалась специально для изображения. Т. о. музыка или рождается в фильме и умирает с ним.
Могут пародироваться голоса. Пример - "Осенняя соната". Мать и дочь разговаривают только путём игры на фортепиано.


Рецензии