Детство в Архангельске

Дело было в конце декабря 1959 года
Некоторым детям давали билеты на утренники через организации
Или на представление
В Большом Театре г. Архангельска
Так мы его называли ни о чем не думая и ни с чем не сравнивая
Моей маме, старшей медсестре 4-й Больницы,как всегда ничего не дали
Мать-одиночка!
Моя мама с детства дружила с т. Сарой (по мужу Селемянкиной)  и ее сестрой т. Мирой.
Т. Сара была очень доброй, а тетя Мира необыкновенно красивой женщиной.
Они часто бывали у нас в гостях на ул. Вологодской,а мы у них с мамой.
У т. Миры был огромный особняк на ул. Садовой,
достался от родителей, владельцев кузнечного хозяйства в Соломбале до революции.
По комнатам бегали огромные белые песцы на шкуры
или для развлечения , не знаю.
У т. Сары было много детей и муж строитель
Она сама была бухгалтером в этой строительной организации.
Им часто давали приглашения на Новый Год
В Большой Театр (г.Архангельск)
Однажды мама позвала меня и спросила:
Вова хочешь ли ты пойти на представление
"Буратино" в Большой Театр и получить подарок?
Для мальчика с ул. Вологодской это было что-то необычное.
Мы по улице ходили в фуфайках и валенках
А тут театр!
Конечно хочу.
Там будет подарок после представления
Скажи, что твоя фамилия Селемянкин
Мама?
Так надо, Вова!
Ведь ты же хочешь получить подарок?
До этого все наши подарки были около елки,
которую устраивала наша бабушка
Елка всегда была под потолок каждый год
Огромная!
Со множеством игрушек и свечек, которые зажигали от спичек
Бабушка нас очень любила
Свои двоих внуков Сашу и Вову
Саша от самой младшенькой Веры
Вова от старшенькой Оли
Как-то ее муж, бабушки,  сказал -  это твои помощницы
Хотя еще были двое старших сыновей
Первый стал моряком и стал жить в Мурманске
Второй погиб в первые дни войны
Мужа бабушки Ивана забрали неизвестно за что и
он умер неизвестно где и как ...
Хотя приезжала какая-то женщина и рассказала моей маме как это было -
девочке...не бабушке...
И она, моя мама, хранила эту тайну много лет.
Так вот и жили как все:
женщины работали, бабушка продавала комнатные цветы -
денег до получки никогда не хватало
А цветы - розы , жасмин у бабушки всегда цвели
Придет с рынка на Поморской -
мы с братаном как волчата на жратву накинемся -
и на улицу - гулять!
А тут - билет в театр с подарком!
Буратино мне не понравился.
Я всегда любил Гадкого Утенка почему-то
и Звездного Мальчика из Снежной Королевы -
такие вот причуды
Хотя театр уже запускал в детское сердце
свои нежные щупальца
В фойе после спектакля было много детей
И у всех был билет с подарком
Надо было подойти к ларечку - в окошечке женщина в кокошнике и
дать ей билет и назвать свою фамилию
Я стоял в раздумье
С детства я не был приучен врать
Хотя уже вокруг все дети суетились, получившие подарок
Хвастались
Два мандаринчика, шоколадка в виде медальки, вафелька, печенюшка,
яблочко, орешек грецкий, несколько разных конфеток...
В красивом пакетике
Как же же я это не принесу домой?
Там у меня братик двоюродный, мамочка...
Подхожу
Вот мой билет!
Фамилия?
И тут у меня наступил ступор
В билете было написано Селемянкин!
Я не мог этого произнести.
Также как потом в школе, когда учительница
просила меня произнести слова любви Онегина моей однофамильце:
Я вас люблю, чего же боле!..
Также как во время драки
ударить своего товарища в лицо...
Я не мог!
В спину упирались дети
А я молчал
Фа-ми-ли-я?
Фролов Вова!
Мальчик, в билете написано Селемянкин,
почему ты нас обманываешь?
Я не обманываю
Я-Фролов!
Позвали старшую
Спасибо им всем, кто понял эту непростую ситуацию
и после некоторых сомнений и колебаний
мне выдали этот злополучный подарок
от которого уже
не было никакой радости...
 


Рецензии
Это много - мать-одиночка и сын. Это как код судьбы: в те,наши, времена так мало осталось мужчин, что мать-одиночка была героиней... Впрочем, сейчас ситуация близкая. Но дети одинокой матери рано взрослеют, и их великая задача - сохранить честь семьи. Потому ложь невозможна, разве что фантазии. Потому за всё ответ держат и с судьбой спорят. Честь и слава Вове Фролову!

Ирина Маракуева   31.01.2021 23:38     Заявить о нарушении
Спасибо Ирина за добрые слова о мамах-одиночках. Их подвиг ради детей и образ жизни ради них единственных достоин уважения и поклонения. Сегодня у молодых в силу обстоятельств нашего существования в основном такие вопросы: зачем ты меня родила, почему мы нищие, почему я должен работать??? Наше поколение было счастливым - без войны и голода. И даже могли бесплатно получить образование и работать по профессии. Сегодня все не так.

Владимир Павлович Фролов   06.02.2021 10:44   Заявить о нарушении