ДомоОвладение

               

из сборника рассказов "Дачные байки"
               
глава 1. "ДомоОвладение"

 В России дача - это не просто имущество. Это образ жизни, который появляется у каждого счастливчика с приобретением дачи. Это испытание, ниспосланное свыше, проверяющее этого счастливчика или беднягу на прочность, крепость духа и физических возможностей человеческого тела. Все зависит от  того, с какой целью это имущество - «дача» было приобретено.

Одни предприимчивые граждане решают по максимуму извлечь выгоду со своего земельного дачного участка. Этот тип дачников-предпринимателей. Уже на следующий год потянут они на базар со своих дачных огородов с самой ранней весны лучок и петрушку и закончат поздней осенью картошкой да тыквой.

Другие - романтические настроенные новоиспеченные дачники, мечтают наслаждаться зеленой травкой на газоне, ароматами цветов в палисаднике и пением птиц в саду.
Они приобретают дачу для отдыха, буколистических мечтаний. Мечтают теплыми вечерами поглядывать на звезды или в дождливый день сидеть у камина, слушать потрескивания дров и поглядывать в окно на мокрый сад, такой чудесный в этой рукосозданной ими красоте. Но боже, какое это заблуждение! Хотя об это чуть позже.

***
Мы решили приобрести дачу как-то неожиданно для себя. «К земле потянуло», - изрёк мой отец, дачник с порядочным стажем. 
«А что, возраст подходящий, полвека прожито, сына вырастили, квартиру купили, а дерево и не посадили…». 

Мне выражение «к земле потянуло'», хотя и не очень понравилось, но суть этого выражения в нашем скоропостижно принятом решении была.

Моим цветам на лоджии стало тесно, захотелось простора для цветочного земледелия. Подошел бы небольшой садик. Время года было самое подходящее - началась весна.

За окнами  наступил май, когда сама природа призывает замученного холодной серостью последних зимних месяцев городского жителя вырваться загород на зеленый простор.

Я не привыкла долго обдумывать свои решения. Вопрос приобретения земельного надела для моих цветов и поисков дачи для нас решился на удивление быстро.
В течение недели по объявлению в газете ''Купи-продай" я выписывала объявления о продаже дач. И в ближайшие выходные вся семья в полном составе: муж, сын с невесткой и я выехали на осмотр будущей собственности по заранее выписанным адресам.

Первый  рассмотренный вариант был какой-то совсем не впечатляющий: домик-теремок с забетонированными дорожками вокруг аккуратных грядок. Так как огродничество интересовало нас меньше всего, мы сразу его отвергли.

По второму адресу продаваемый дачный участок был в чудесном месте: на холме, с прекрасными видами окрестностей, но железнодорожный вагон, переоборудованный под дачный домик и пристройки для кур, или собаки, которых у нас не было, и мы не мечтали ими обзавестись, тоже были отвергнуты  на нашем семейном совете.
 
По третьему адресу мы поехали в этот же день, но не смогли найти эту дачу, как ни пытались связаться с хозяевами и по их наводке выйти к нужному месту.
 
На следующий выходной нам остался один адрес с многообещающим набором дачного комфорта: двухэтажный дом с мансардой, с печкой  на первом этаже и камином на втором.Цена, правда, выходила из нашего запланированного на дачу бюджета, но приобрести такой загородный дом было вполне реально, если постараться.
 
Майское утро было чудесным. Как только мы вышли из машины, ароматы весенней природы окружили нас. Поднимаясь узкой тропинкой по склону между двух холмов, мы шли в поисках сада нашей мечты, но не обнаруживали обещанного трехэтажного коттеджа.

Вокруг были заброшенные сады с малюсенькими убогими, покосившимися садовыми домишкам: «три на два» на советских шести сотках. Мы приуныли и стали звонить хозяевам. Они уверили нас, что мы идем в правильном направлении и должны увидеть крышу кирпичного дома. Действительно через минуту показалась крыша... Но где мог спрятаться трехэтажный дом?

Дом сползал с холма к оврагу, а вокруг него возвышались двадцатиметровые березы, цветущие яблони и сливы, вишня и сирень. И все это царство тонуло в травяном пруду сныти, покрывающей весь участок с пробивающимися из густой высокой травы бутонами еще не распустившихся пионов.
 
Но сам дом, он показался мне таинственной непреступной крепостью. Это был кирпичный белый прямоугольник с наглухо закрытыми железными ставнями на первом этаже. Деревянные ставни второго этажа были укреплены с внешней стороны железными решетками. Даже единственное окно на третьем этаже на десятиметровой высоте  под крышей было защищено такой же решеткой.
 
По периметру дом был почти квадратный семь на восемь , устремленный вверх он был выстроен без всяких архитектурных изысков. Более того, создавалось впечатление, что его и строили без всякого проекта. Как дети складывают дом из кубиков: захотели здесь окно, а здесь дверь…. С так называемой парадной стороны, сбоку прилепилась входная дверь, она была тоже железная с массивным замком, без всякого крыльца, или козырька над входом.
 
На втором этаже нелепо выглядывало одно небольшое окошко глухо заколоченное, и поэтому невозможно было представить, что за ним находится. Над этим окошком  - мансарда с окном побольше.

Калитка была не закрыта. Дорожка к дому спускалась по заросшим каменным ступеням, по которым уже давно никто не ходил.  Они едва угадывались в высокой траве.
 
Но заброшенный старый сад был прекрасен. Густая крона высоких деревьев создавала прохладу, несмотря на жаркий день. Пахло ландышами, хотя их нахождение можно было определить только по запаху.

Вокруг дома рос чубушник, его называют еще  в простонародье жасмином. Кусты были усыпаны цветами, только начинающими распускаться. Пение птиц: чириканье, теньканье, посвист и трели соловьев создавали звуковую садовую симфонию. Сад меня покорил.
 
А дом…, казался заброшенным загадочным исполином в этом сказочном саду. Мы обошли дом вокруг. Высокий фундамент, почти двухметровый с одной стороны сходил «на нет» к стене с входной дверью. На двух смежных стенах было по три окна на каждом этаже. А с северной стороны только одно, где-то сбоку на уровне второго этажа.

Посмотреть дом изнутри мы не могли, хозяев не было: мы с ними разминулись. Впечатление от дачи было неоднозначное, и мнения разделились. Женская половина, настроенная романтично, загорелась желанием приобрести этот райский уголок. Мужчины, более практично настроенные, категорически заявили, что это заброшенный недостроенный дом с захолустным старым садом невыгодное приобретение.

Всю дорогу назад домой, шел словесный батл, темой которого было «за или против» приобретения этой дачи. Консенсус не был найден: «ничья», каждый остался при своем мнении.

Всю неделю я ложилась спать с мечтаниями о волшебном саде и загадочном доме. Несколько раз видела во сне, как я вхожу в этот дом, брожу  по этажам в полумраке закрытых ставень.
 
Мои ощущение были странными. Дом и во сне был заброшенный, опустевший и бесхозный какой- -то. Видно было, что там давно никто не жил. Он, как и наяву, был внутри не достроен, с «черновой  отделкой», как сказала хозяйка, продающая дачу.
 
По утрам за завтраком перед работой я пересказывала сны мужу, нафантазировав еще для красного словца.
Я говорила, что дом зовет меня, я это чувствую, и мы должны его приобрести. И к концу недели муж сдался.
 
- Хорошо, давай, съездим и посмотрим дом еще раз. Только я свое мнение уже высказал. Я категорически против.

Это уже была победа. В следующие выходные, мы, договорившись о встрече заранее, подъехали к саду уже на машине.

Первый спуск с холма по заросшей с двух сторон деревьями и травой дороге, показался нам не легче серпантина в горах Сочи. Явно по этой дороге давно никто не ездил. Но хозяева убеждали нас, что это только обманчивое первое впечатление: дорога нормальная. И у них был весомый аргумент: ведь кирпичный дом в три этажа как-то построили, не по кирпичику же таскали.

Хозяйка, оказалась женщина лет семидесяти, но явно молодившаяся, если судить по фиолетовому педикюру  на ногах и белой шляпке на голове. С ней была девушка лет тридцати, как мы позже узнали - невестка, жена сына. «Молодым» позарез были нужны деньги на новую кооперативную квартиру, так что предстоящий торг, мог быть в нашу пользу.
 
Но тут самым неожиданным образом все стало складываться по незапланированному сценарию. Когда двери дома открыли и приоткрыли одну ставню, чтобы дневной свет мог проникнуть в помещение, перед нашими глазами предстало совсем не то зрелище, которое я видела во сне.

Все внутреннее помещение первого этажа представляло сваленную в кучу гору каких-то вещей. Набросанные наспех не струганные доски вместо пола. Стены обмазаны глиной, потолка как такового нет. Но окончательно меня поразила гора из самых разнообразных вещей в комнате.
 
Посреди комнаты стоял старинный буфет и из него торчали огромные солдатские валенки, вместе со старыми эмалированными чайниками и столовскими стаканами. В углу лежал огромный тюк пакли, обмотанный брезентом. Длинный стол предназначенный, наверное, для столярных работ, был заставлен банками из-под кофе с гвоздями и шурупам. В другом углу лежало, что-то огромное брезентовое с железными трубами. Это оказалось походной палаткой  для взвода солдат. Тут еще были газовые баллоны, сварочный аппарат и еще много чего, что я не успела рассмотреть. Потому что хозяева, видя ужас в моих глазах, пригласили на осмотр второго этажа.
- Тут мы не живем,- пояснили они нам.

 Лестничный пролет на второй этаж был довольно просторный, но перила на лестнице отсутствовали, и из опасения упасть в пролет поднимались, держась руками за ступеньки, со стороны это выглядело, словно ты ходишь на руках и ногах одновременно.

Д-а-а-а, второй этаж можно было назвать жильем только если условно. Посредине комнаты стояла буржуйка. Настоящая дореволюционная буржуйка! С трубой, выведенной в камин. Напротив камина расположилась кованая железная кровать с круглыми набалдашниками на спинка, накрытая синим солдатским одеяло. Рядом сервант с фарфоровым сервизом, собранным из разных чашек и блюдец. Круглый стол с венскими стульями и, самым поразившим меня зрелищем были книжные шкафы во всю стену до потолка, заполненные книгами и старыми журналами, вроде «Огонька», «Советского экрана» и «Политобразования». Все это хранилось с времен СССР.
 
Пять окон на трех стенах были закрыты толстыми досками, изнутри комнаты, наподобие  ставень. У меня не было слов.

«Где мой сказочный дом-замок?!». Я уже не обращала внимание на коричневые глиной заштукатуренные стены, висящие оплетки проводов. У меня больше не было никаких аргументов в пользу приобретения этой дачи. Да разобрать все внутри жизни не хватить!

 На третий этаж я не полезла, там лестница была еще опасней, вместо ступеней – не прибитые доски. И я вполне могла представить картину третьего этажа, даже не увиденную мною.
 
-А там строительный материал, - и это был аргумент, по которому муж был обязан сам все посмотреть.
 
Я осталась внизу печально взирать на прекрасный сад, который уже не станет моим. Потому что слова супруга: «Эту помойку мы не будем брать!»,-  оказались пророческими.

 Вышла в сад полюбоваться еще раз на прекрасный вид: на соседний холм, покрытый цветущими яблонями и скрытыми за ними маленькими садовыми домиками, издалека казавшимися такими романтичными. Но теперь я уже знала, что они все бесхозно осиротелые, заброшенная земля заросла снытью, и кроме старых садов и соловьиного пения ничего романтичного там нет.

Ярко синее небо над холмом напоминало горный пейзаж нашего южного взморья, если смотреть с верхнего этажа дачи с несуществующего балкона, который предусматривался хозяином, потому что из стены торчали три металлических  швеллера.
 Сирень под окнами доходила до второго этажа, ее аромат казался тягучим из-за влажной прохлады сада. На память всплыли строчки романса «…сад был умыт весь весенними ливнями, в темных оврагах стояла вода…». А вместо белой акации - лиловая сирень... 

Голоса за домом вывели меня из моих грез, и было понятно, что осмотр закончен. Нужно было присоединяться к обсуждению покупки.
Наш уговор с супругом, чтобы сбить цену, состоял в том, что я соглашаюсь на покупку, а он - нет, теперь не имел никакого смысла. Теперь и я была настроена, не покупать эту дачу.
 
И тут мое внимание привлекла маленькая птичка с рыжим оперением грудки, которая перелетала с ветки на ветку и подлетала все ближе ко мне, не испытывая, казалось никакого страха. Она склонила головку на бок и смотрела на меня одним глазом. Он был словно обведен черным кружком. Я не двигалась, птичка подлетела еще ближе. Теперь я могла свободно дотронуться до нее рукой.

Я посвистела, как бы подзывая ее, и в то же время боясь спугнуть. Она чирикнула мне в ответ, всем своим видом не подавая ни малейшего страха  и осторожности, слетела на землю к моим ногам. Я замерла, но тут услышала голос мужа, он звал меня. Я отозвалась, и птичка взлетела вверх на яблоню.
 
Мы стояли под огромной яблоней, антоновкой, я молчала. И тут муж заявил, с выражением посмотрев мне в глаза:
- «Мы, берем дачу, так ведь жена?»

И я неожиданно для себя вдруг согласилась сразу, почувствовав, что уже не сомневаюсь ни в чем. Мы берем! Это будет мой сад! Мой прекрасный сад! И я знаю, что я никогда не пожалею од этом, я уже люблю этот дом, эти яблони, эту сирень под окном. Мой сад! Мой дом! Какое счастье - эта  наша дача.


Рецензии
Летом в квартире сидеть тошно а на даче поработаешь, устанешь , но день провести на природе всё же лучше.

Юрий Курский   27.01.2021 11:20     Заявить о нарушении