Крещенский сочельник

     Вот прошли, прогремели, отгуляли Новогодние и Рождественские праздники, гуляния! На очереди Крещение Господне, также большой церковный праздник. А церковные праздники у нас  строго соблюдались, хотя и было ещё то время, безбожье, но веру в Бога в народе не могли убить, запретить.
      Когда порушили нашу святыню, Церковь Иконы Казанской Божьей Матери, народ, верующие, всю утварь церковную, иконы, вынесли и попрятали по домам. Старшее поколение было глубоко верующим и старалось передать эту веру молодежи.
        Вечер перед Крещением Господним обычно начинался с материной молитвы. В этот вечер она более усердно шептала все молитвы, которые знала и отбивала поклоны, прося Господа о ниспослании благодати Божьей всем своим близким, родственникам и знакомым, а это, почитай, всей деревне!
 Ужинали, как обычно, всем большим семейством. В одно и то же время, это строго соблюдалось. Мать опять заставляла нас повторить «Отче наш». Мы  эту молитву знали наизусть. Затем перекрестив нас по очереди, отправляла спать.
       Мы с братом, как обычно, залезали на  наше излюбленное место: печку, где всегда было уютно и тепло.  Отец садился на лавку за стол с очередной книгой, а мать заводила свою прялку, и вот под эту нескончаемую песню прялки, под стрёкот сверчков за печкой и голос отца, читавшего свою книгу, мы уносились в чудесный мир сна и сновидений, где всегда было волшебство!
      Ровно в двенадцать часов ночи отец одевался и набирал из колодца ведро воды, мать всегда была рядом и читала молитву. Затем березовой веточкой или вербушкой, оставшихся после летних праздников, окропляла  этой святой водой, а она действительно  считалась святой, весь дом, начиная с входной двери. Затем они заносили воду в дом и так же брызгали  по всему дому, начиная с икон. Мать постоянно читала молитву.
      Хочу одно заметить: отец хотя и пришел с войны коммунистом, но крестик не снимал всю жизнь. Он был крещёный. Молитвы он тоже знал, сказалась четыре класса церковно-приходской школы,  которую ему удалось закончить до революции, но пела всегда молитвы мать, хотя и была неграмотной.
     Окропив дом, мать будила нас по очереди и, набрав в рот  святой воды, брызгала и на нас, крестя и шепча молитву. Это всегда было так неожиданно:  среди ночи, не успев даже глаза открыть, вдруг получаешь освежающую струйку воды в лицо и видишь доброе, улыбающееся лицо матери и рядом отца.  Сначала ёжишься, а затем чувствуешь, как тепло разливается по всему телу и, блаженно закрыв глаза, засыпаешь вновь!
       А родители  выходили во двор и окропляли всю имеющуюся скотину святой водой, приговаривая, чтобы росла живность наша не болея, в здравии. После чего заходили в дом и обливались сами, надеясь, что эта святая вода убережёт их от  всех невзгод и болезней. Наутро все вставали весёлыми и здоровыми, поздравляя друг друга с  Крещением Господним, и праздник начинался! Великий праздник, Крещение  Господне!


Рецензии