Китайские каникулы 2

Будда и мы.
Еще одно чудо света, еще одно достояние Китая.

Уникальная статуя Будды семидесяти одного метра высоты, высечена из цельной скалы, вокруг Будды храмовый комплекс. Частью комплекс наверху, частью вырублен внутри этой же самой скалы.

Как и положено, дорога к Будде начинается с длинной бамбуковой аллеи, в аллее грот, в гроте другой Будда, маленький и пещерный. Ему надо оставить денежку в пожертвование “на счастье”. Мы оставляем и удаляемся с поклонами.

В конце аллеи широкая лестница в сотню ступеней, на вершине лестницы стоит многоярусная пагода, как пышная новогодняя елка.
Позади пагоды очередная лестница приводит в парк, по дорожкам которого мы продолжаем подниматься все выше и выше в гору, пока не оказываемся на плоском навершии, где множество храмов и водоемов со священными карпами. Собственно, водоем один, большой, причудливой формы, а над ним лабиринт мостиков и площадок, с которых видны стада гуляющих карпов.
Можно купить корм и покормить рыбу - это тоже вид жертвоприношения, ведь карпы посвящены Будде.
Жертвователей немало, но карпов еще больше. Стоит посвистеть и пощелкать пальцами над водой, как вода вскипает, карпы летят наперегонки, вспарывая спинными плавниками воду не хуже дорад, и устраивают карусель под рукой дающей, сверкая пятнистыми боками.

Чтобы увидеть Будду вблизи, пристраиваемся к очереди и постепенно приближаемся к голове Бога.

Невозмутимо-спокойное лицо Будды обрамляет раскрашенная прическа, у него узкие непроницаемые глаза и тонкие брови. И еле заметная улыбка.
Как можно было из скалы создать это совершенное в своих пропорциях лицо? Загадка, как и многое в Китае.

К боку скалы прилепилась лестница. Пролет за пролетом лестница спускается к реке под ногами изваяния. Узкая набережная - и крутой обрыв прямо в реку.
На реке большие и малые корабли и кораблики, они тоже везут туристов. Со стороны реки Будда должен выглядеть еще величественнее, чем со стороны горы.

Лестница, вырубленная в камне, может с трудом позволить пройти одному человеку. В более поздние времена ее снабдили перилами, а раньше ступени были открыты пространству: слева Будда, справа пустота, внизу великий простор реки, - монахи были настолько близко к Богу, насколько это возможно, - буквально в одном неосторожном шаге.

3. Мы летим в Пекин.
У нас программа - Запретный Город, Летний Дворец и Стена. Великая Китайская.

В аэропорту при проверке первым делом у меня изымают зажигалку. Низзя. Почему - не объясняют. Наверное, в этом есть великая китайская правда.

Но это же Китай: тут даже в метро просто так не войдешь. Рамки металлодетекторов, проверки сумок и рюкзаков, ничего некошерного не пронесешь по определению.
Поэтому  я кротко сдаю свою маленькую зажигалку в пользу большой страны.

После этого меня допускают на борт.

Мы в Пекине спустя каких-нибудь два с половиной часа лету.

Отель, пожрать некоторым особенно изголодавшимся, и наконец мы в Запретном Городе.
В прекрасном фильме “Последний император” показан Город во всей красе, после этого никакие любительские фото не испортят впечатление.

Но я попытаюсь.
Это невероятно красиво.  Это великолепно. В это трудно поверить.
Это сделано в течение столетий самыми совершенными мастерами своего дела.

Дворцы. Статуи. Лестницы. Сады. Эти фантастические крыши. Сверкание золота, блеск нефрита, пылающий алый и пронзительно-зеленый.

Квинтэссенция красоты и перфекционизма.

Поэтому туристам разрешено ходить лишь по строго определенным маршрутам, не наступая на исторические ценности.

Мы заглядываем внутрь дворцов, представляя, как поколение за поколением здесь жили живые боги Китая, заложники собственной божественности, запертые в этой бриллиантовой клетке пожизненно, рабы собственных рабов, ожидающих от них только определенных действий.
Расти и воспитываться надлежало в одном дворце, учиться в другом, жениться в третьем, принимать гостей и послов в пятом-десятом, не шевеля ни единым не разрешенным церемонией мускулом, не совершая ни единого не разрешенного церемонией движения.
Удивительно, как под таким тотальным контролем слуг они еще ухитрялись производить на свет наследников. Воля к жизни, надо полагать.

После Запретного Города мы взбираемся на высокий холм напротив Города, где царит над Пекином парк Цзиншань.

Лестницу складывали для великанов, не иначе, ничем другим нельзя объяснить такую высоту каменных ступеней. После каждого пролета приходится переводить дыхание.

С высоты почти ста метров весь Запретный Город перед нами, как на ладошке, со всеми дворами, дворцами и садами и бывшей императорской жизнью. А вокруг него бурлит современный Пекин - небоскребы, стекло, сияние огней. Запретный Город как крошечный заповедный островок. Каким был - таким остался.
Кстати, бронзовый диск под ногами утверждает, что именно эта точка на макушке холма - географический центр Пекина. Мы - верим.

Очень жарко. Нет сил, все, чего хочется, немного прохлады или хотя бы ледяной воды. Покупаем замороженную воду в бутылках и замороженные соки, обмахиваемся веерами, но особого облегчения это не приносит.
 
На следующий день едем смотреть Великую Китайскую Стену.

Везде толпы туристов. Китайцам нравится путешествовать по стране, у них есть что посмотреть, тем более, что отдых “на морях” им неинтересен. Китайцы не загорают, не любят купаться, плохо воспринимают чужую еду, а уж неподвижное лежание возле бассейна им вовсе непонятно.

Поэтому они разъезжают по своему Китаю, образуя организованные очереди возле любой достопримечательности, а особенно возле такой, как знаменитая на весь мир Стена.

Отстояв в очереди, мы садимся в вагончик фуникулера, который доставляет нас к подножью, дальше пешком.

По Стене движение, как по двухполосному шоссе, справа в одну сторону, слева в обратную. Поток людей движется по гигантским зигзагам стены, по широкому проходу между двумя рядами зубцов высотой в человеческий рост (мой и средний китайский, разумеется).
Стена ползет и извивается по спинам холмов, словно бесконечное тело дракона с гребнями боевых башен, открывая обзор на километры, - если вдруг армия врага попытается подкрасться незаметно, с этой высоты ее непременно заметят.

Мы идем, толкаясь локтями, фотографируя направо и налево, пока не выбиваемся из сил от жары и голода. Теперь нам уже очень хочется исследовать какой-нибудь местный ресторан на предмет обеда.

Добравшись до вершины горы, используем нечто вроде скоростного монорельса, доставляющего нас с головокружительной скоростью к подножию и экономящего нам долгую обратную прогулку по жаре.

После обеда, воспрянув духом, едем в Летний Императорский Дворец.

Я бы не прочь побыть императором исключительно ради удовольствия проводить летнее время в этом дворце.

Это многоуровневый парк с дворцами и садами. На песчаных и каменных дорожках пятна тени, середина опалена солнцем. Мы стараемся держаться в тени, не выпуская из рук замороженные бутылки с водой, под впечатлением от новых и новых красот за каждым следующим поворотом.

Вот древнее дерево, уже давно высохшее, корявое, наверное, помнящее императоров. Оно заботливо обнесено оградой, на фоне выбеленного жарой неба силуэт дерева, как картина, выведенная китайской черной тушью.

Вот сад с миниатюрными деревьями-бонсаями, многим из которых по сотне или больше лет (хотя в Китае Японию недолюбливают, и есть за что, но искусства это не касается).

Вот ажурная, невесомая пагода из резного камня, вся кружевная, прозрачная на просвет.
 
Холмы, лестницы, причудливо изрезанные водой камни.
Камни сами по себе натуральные произведения искусства, творения природы, стоят на постаментах, восхищая удивительной гармонией форм.

Деревья и павильоны. Пруды с лотосами и карпами. Куда же без них.
Тенистые рощи с бронзовыми статуями.
Водопады,  большие и малые, бегущие со скал. Все так искусно сделано, что не понять, где природа, а где руки мастеров.

Китайские императоры знали толк в роскоши.

На реке золоченые корабли с косыми парусами.
Если немного дать волю фантазии, можно вернуться назад во времени и вообразить императорскую процессию, плывущую ко дворцу. Как на берег под шелковым зонтиком ступает живой бог, окруженный слугами, приближенными, наложницами, и дальше слуги несут паланкины в тень садов к прохладе водопадов.

Поздно вечером мы летим обратно в Ченг-Ду и на следующий день домой.

Наши чудесные китайские каникулы окончены.
Мы возвращаемся к будням, так и не увидев остров макак, Шаолинь, терракотовую армию и еще многие и многие красоты.

Кстати, молодожены, сопровождаемые московским кузеном, таки побывали в гостях у макак.
У невестки макаки сперли бутылку с колой и бутерброд, а сын и племяш попробовали жареных скорпионов.

Даже не знаю, много ли я потеряла, не увидев этих макак.


Рецензии
Я тоже не знаю, так ли важны макаки для понимания Китая. По-моему, если довелось хоть раз проехаться по улицам какой-либо страны, она уже навсегда занимает своё уникальное место в нашем сердце. Да. Несмотря на макак. А тут была возможность не только налюбоваться страной, но и передать впечатление дальше. Спасибо, Анна!

Лада Вдовина   22.01.2021 18:11     Заявить о нарушении
Чудесная страна! Я мечтаю снова туда поехать)

Анна Чадвик   23.01.2021 18:20   Заявить о нарушении