Да святится имя твое Эссе

                «Да святится имя твоё!»  Эссе 
                К 150-летию А.И. Куприна
Александр Иванович Куприн, родившийся в мордовских землях, а выросший в Москве, был сыном обедневшего русского дворянина.  Но воспитание в детстве он получил, скорее, русско-татарское, поскольку мать его происходила из ханского рода Куланчаков, а отец скончался, когда Саше не было и года.    В     6-летнем возрасте мать в Москве отдала его в интернат, а спустя 4 года мальчик был зачислен во 2-е кадетское училище, где он был превращен в военного и уже совершенно русского человека. Хотя воспоминания о раннем детстве и в зрелом возрасте порой возвращали его к своим истокам. Как это видно в одном из лучших произведений Куприна – повести «Гранатовый браслет».
Исследователи творчества писателя отмечают, что многие его произведения рождались под влиянием каких-либо событий. А львиную долю их Александр Иванович пережил в украинских городах: в Проскурове, где он 4 года служил после окончания Александровского военного училища;  в Киеве, куда он  перебрался, выйдя в отставку;  в Житомире, где он поправлял свои семейные дела при помощи сестры Зои и ее мужа-лесничего.  А затем – в Одессе, где он обучался водолазному делу и летал на воздушном шаре и аэроплане со знаменитыми в ту пору авиаторами Уточкиным и Заикиным, и где им были написаны ставшие уже классикой «Гамбринус», «Поединок» и «Гранатовый браслет».
Сюжет последнего родился у Куприна после нашумевшей в Одессе истории с подарком супруге губернатора от ее тайного поклонника. Цепочку с кулоном в виде пасхального яичка он заменил на браслет с пятью отшлифованными гранатами, которые, согласно библейской легенде, означают гнев, страсть и любовь. Повесть эту можно было бы назвать поэмой о несчастной любви, причем тайной, непритязательной. Но такой искренней и сильной, что героиня повести княгиня Вера Николаевна, осознав это, горестно рыдает о прошедшей мимо нее большой любви, которая случается, наверно, раз в тысячу лет…
Перед глазами княгини всё время стоит молитва «Да святится имя твое», многократно повторяемая в посмертном письме влюбленного чиновника Желткова. А в ушах ее звучит мелодия Второй сонаты Бетховена, завещанная ей усопшим.  Куприн неоднократно называл это свое произведение рассказом – именно так он его задумал, услышав где-то в гостях о той любви несчастного телеграфиста. Но всё творчество писателя проникнуто поисками истины жизни, и это невольно расширило рамки задуманного произведения. В получившейся у него повести из тринадцати глав автор с пристрастием описывает целый ряд любовных историй.
Это и взаимная любовь Веры Николаевны с ее мужем, губернским предводителем дворянства князем Шеиным, и несчастный брак старинного друга их семьи генерала Аносова, и рассказанные этим «дедушкой»  трагические истории любви его сослуживцев. Очень точными штрихами мастера Александр Иванович подает читателю портреты сестер – Веры и Анны. Старшая из них «пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, которую можно видеть на старинных гравюрах». И ничего азиатского, хотя отец их, князь Мирза-Булат-Тугановский, был потомком татарского рода, восходящего к самому Тамерлану.
Младшая же дочь унаследовала именно его черты. Анна была на полголовы ниже сестры, несколько широковата в плечах, легкая на подъем, живая и насмешливая. «Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе,  лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»  Чувствуется, что этот портрет Куприн ваял с любовью, видя мысленным взором кого-то из своих родственниц. Без памяти влюблен был в Анну и ее муж, глуповатый, но  богатый камер-юнкер, который, по сути, ничем не занимался, хотя во всем как будто участвовал. А жена, скорее презирая, чем уважая, терпела все его ухаживания и даже родила ему дочку и сына.
Вся эта купринская повесть о любви, по обычаю, проникнута символами и как бы тайными мыслями. Автор то сам ведет рассказ, то надолго передает слово своим персонажам, что оживляет повествование и делает его многоплановым. Но, прежде всего, это повесть о любви. О любви к женщине. Да святится имя твое! – звучит рефреном в концовке этого произведения. А если    вдуматься – то и ко всему творчеству Куприна, да и всей его жизни…


Рецензии