Вслепую без посоха

Расскажу о случае, который произошёл со мной полвека назад. Тогда тот жизненный эпизод я воспринял как недоразумение, забыл о нём сразу и никогда не вспоминал. Теперь о нём напомнил несчастный случай, произошедший с работником нашего предприятия Виктором.
 
Виктор ушёл на рыбалку и не вернулся. Выяснилось, что он с двумя друзьями рыбачил на водохранилище, что в полусотне километрах от города. Приехали туда на машине, принадлежащей одному из друзей. Авто оставили у дамбы, а сами двинулись по льду подальше и от дамбы, и от берега. Несмотря на туман, ушли километра на два. Почему подальше? Наверное, там меньше конкурентов, и, следовательно, больше улов. Удили до вечера. Туман становился всё гуще. Видимость снизилась до нескольких метров. Виктор продрог, поэтому быстро собрался, навьючил за спину рыболовные снасти и улов и двинулся к машине. Друзьям сказал: «Пойду потихоньку. Если попадётся попутка, уеду раньше». Товарищи Виктора, недолго думая, решили последовать его примеру и уже минут через пятнадцать ушли следом.

Возле машины Виктора не оказалось. «Уехал на попутке», - решили они. Постояли минут десять, покурили. Сели в машину, чтобы двинуться в путь. Но прежде чем тронуться один из них позвонил Виктору на мобильник.
-Ты где? - спросил он.
- Я не знаю. Я заблудился, - ответил ему Виктор.
-Вот это новость. Мы идём тебя искать.
Ушли на поиски. Некоторое время между ними и их заблудившимся другом была связь. Потом она пропала.  В конечном итоге пропал и Виктор.
Начались пересуды. Все недоумевали: «Как можно заблудиться на водохранилище? Это же не море. Расстояние от берега до берега две сотни метров. И два километра до машины».

Большинство не допускало мысли, что можно заблудиться на открытом пространстве. «Это же даже не в трёх соснах», - резюмировали они.
Мне тут же вспомнился мой случай полувековой давности. Поехал я однажды в свой родной захолустный хутор навестить мать. Добрался с пересадками до ближайшей железнодорожной станции, сошёл с поезда и, не мешкая, двинулся в путь. Утро раннее. Но путь неблизкий. До моего хутора километров двадцать пять наберётся. На дворе густой туман. Когда вышел за околицу, то, двигаясь посредине дороги, с трудом различал обочины. На пути ни встречных, ни попутных. Но не возвращаться же. Иду. Да и куда возвращаться? Обратный поезд вечером. В станции холодно. Ни столовой. Ни буфета. Но самое главное – надо же проведать мать. Привезти ей подарок. Ради этого я всю ночь ехал в поезде скором, а затем час с лишним - в рабочем.

На пути дорога имеет несколько ответвлений. Здесь мне повезло. Я не сбился с пути. Прошло около трёх часов, как я оказался в селе, что в трёх километрах от моего хутора. Но это если идти по прямой. Через поля. А если продолжить движение по прочищенной дороге, то ещё два километра по ней, а затем поворот налево и снова через поля. По ним ещё четыре километра. Второй путь по километражу не выгоден. Но на тех четырёх километрах по полю может быть есть хоть какой-то санный след или пешая тропинка. Есть хоть какие-то ориентиры. Но может быть и так, что и там нет никакого следа. Ведь мой хутор в другой области. Хозяйственных связей между ним и населёнными пунктами этой соседней области нет. Поэтому дорог нет совсем. Летом хоть грунтовка имеется. Пусть и наполовину поросшая травой, но всё же дорога. А зимой может не быть и следа. Разве кто-то придёт или приедет на лошади в промтоварный магазин, которого в моём хуторе нет. В нём есть только лавка с товарами первой необходимости – соль, мыло, спички. Исходя из этого, я принял решение идти по кратчайшему пути.  Мне не впервой было ходить по заснеженным полям. И днём, и в сумерках. И даже по туману, но не по такому густому. Путь по прямой короче километра на три. Для пешего хода это существенно. А если учесть, что двадцать километров уже пройдено, то очень даже существенно.

Я мысленно проложил прямой путь между двумя населёнными пунктами и двинулся по озимому полю. Снега было немного. Идти легко. И я не сомневался, что через полчаса буду если не дома, то на край своего родного хутора точно приду.

Проходит час, полтора, а поле не кончается. Я начинаю волноваться. Но и успокаиваю себя: я же иду прямо, а значит скоро выйду к намеченному пункту. Продолжаю идти. И время идёт. Чувствуется усталость. Но ещё хуже - появляется растерянность. Я начинаю догадываться, что что-то не так. Предполагаю, что я сбился с пути. Но как найти правильный путь? Нет ни одного ориентира. Вокруг туман, как белое молоко.  И я продолжаю идти прямо в надежде на то, что когда-то же куда-то выйду. Главное время ещё есть. Ещё только двенадцать. Начало первого. Но с другой стороны - уже пять часов ходьбы.

И вдруг я вижу человеческие следы. Радости нет предела. Следы свежие.   Вот по ним я и пойду. Куда-то выйду. Главное – выйду к людям. Вижу рядом ещё след, а далее ещё и ещё. И тут ко мне приходит ужасная мысль: «Это мои следы. Я хожу по кругу».
Я прошёлся взад- вперёд по этим следам, мысленно к внешней стороне отпечатка ботинка восстановил перпендикуляр и пошёл по нему в надежде, что иду к своему хутору. «Во всяком случае, из круга выйду», - подумал я. В тот момент я не подумал о том, что выбранное наугад направление может привести меня в никуда.
 
Примерно через полчаса я вышел к прочищенной дороге. По ней шли школьники с портфелями. Им лет по десять. Дети. Мне двадцать пять. Мужик. Перед детьми неловко, но спрашиваю: «Где я нахожусь?». Объясняю, что сбился с пути. Называю свой хутор. Спрашиваю, где он находится. Оказывается, эти детки возвращаются из школы в село, из которого я вышел. А мой хутор находится в обратной стороне. Я сомневаюсь. «Ребята, вы не путаете?» - задаю я странный для них вопрос. Они мне подробно рассказывают, как мне надо идти. Чувствую, что окружающую местность они знают хорошо, но в моих мозгах всё ещё другая карта.  Потому сомневаюсь, что мой хутор в противоположном направлении.

Наконец в моей голове наступает просветление. Начинаю ориентироваться на местности. Благодарю ребят и иду по указанному ими маршруту. Иду ещё два километра по расчищенной дороге, а затем поворачиваю налево в заснеженные поля. От этого белого безмолвия вселяется неуверенность.

Мне повезло. По полю был проложен одинокий санный след. Он и послужил мне путеводителем, привёл меня на край хутора. Тогда я не осознал, что легко отделался. Не знал я, что туман для путника столь опасен. Теперь, спустя полвека в связи с обстоятельствами, которые напомнили мне о блужданиях по полю, я прочитал несколько статей на эту тему.

Проведенные учёными исследования показали, что в чистом поле и без тумана, если нет видимых ориентиров, путник начинает ходить по кругу. И такое поведение человека не случайность, а закономерность. Мозг человека для точного управления движением должен иметь внешние ориентиры. Без них он даёт погрешность. Какова причина этой погрешности? Может быть вращение Земли вокруг собственной оси? Ну это уже моё собственное дилетантское предположение.

На основании прочитанного сделал вывод: из той круговерти выходил я не по перпендикуляру, а по дуге, которая из-за недостаточного расстояния не успела завернуться в петлю. Осознав это, я, несмотря на давно случившееся событие, испугался. Ведь туман рассеялся спустя три дня. Насколько бы хватило у меня сил делать петли на заснеженном поле?

Движение без видимых ориентиров сродни ходьбе с завязанными глазами, ходьбе вслепую без посоха. Сегодня таким посохом мог бы послужить мобильник с навигатором. Впрочем, у Виктора он, наверное, был. Но канул в воду вместе с ним. Не даром говорят: «На всё Божья воля».


Рецензии
Начало такое тревожное,ждешь беды.Ну весь "морок",описанный Вами,вызывает подобное чувство.Одно хорошо - не столкнуться с этим во всю жизнь ни разу!

Ольга Шох   22.02.2022 19:34     Заявить о нарушении
Оля! спасибо за рецензию.

Иван Алтынник   23.02.2022 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.