Статья 1943 г. прот. А. Смирнова против власовцев

 Протоиерей Александр Павлович Смирнов. ПРОТИВНИКИ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Журнал Московской патриархии №03 ноябрь 1943


Постановление Собора Преосвященных Архиереев Русской Православной Церкви об осуждении изменников веры и отечеству от 8/IX сего года гласит: «Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана».

В своей статье мы даем читателю материал, который объяснит ему причины такой строгости со стороны Церкви в отношении к своим согрешившим членам и именования их противниками креста Господня.

Церковь, как общество верующих, включая в себя великое множество патриотов земли Русской, любящих свою Родину, приглашает своих членов взирать на Начальника и Совершителя веры нашей Господа Иисуса Христа и убеждает с терпением проходить предлежащее нам поприще жизни. Такова воля о нас нашего Божественного Учителя и Спасителя, заповедавшего нам крестоношение в таких словах: «Кто хочет по мне итти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мрк. 8, 34).
Великий ученик Христа Его Апостол, Св. Петр, мечтавший еще в этот момент о земном Мессии и о земном царстве блаженства, запротестовал против намечаемого Господом крестоносного пути и сказал Ему: «Будь милостив к себе, Господи; да не будет этого с Тобою». В этих словах Апостола Петра уже прозвучала прелюдия к его будущему отречению от страждущего Спасителя, к его: «Я не знаю человека, сего».

Такое настроение есть бегство от благословленного Христом креста, обнаруживающее в беглеце самолюбие, любовь к удобству и покою этой жизни, евдемонизм — приятие этого настоящего мира без крестного подвига жизни, без страданий. Апостол Петр быстро это понял и вернулся на путь Христов, на путь креста и страдания. Но новозаветные книги дают нам тип христиан, избегающих креста, в лице другого человека, который оставил великого Апостола христианства Св. Павла во время его страданий в римской темнице и о котором Павел пишет: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2 Тим. 4, 10). Этот Димас намеревался остаться верующим и считать себя христианином, но ему хотелось для своей собственной особы иметь такое христианство, в котором бы не было креста, и в этом случае он, по определению того же Св. Апостола Павла, принадлежит к «врагам креста Христова» (Филипп. 3, 18).
Димас — это прототип тех именно изменников Родине, которых Соборное постановление и именует «противниками креста Господня», так как они дерзали на общей беде строить свое благополучие: встречали немцев, как желанных гостей, устраивались к ним на службу и иногда доходили до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину.

Совершенные же фашистами злодеяния дают нам основание утверждать, что перебежка изменников Родине во вражеский лагерь есть полная измена и самому христианству.

Глава нашей Православной Русской Церкви Святейший Патриарх Сергий в своем пасхальном послании в 1942 г. сделал верующим, обоснованное на фактах, следующее предупреждение: «Наши враги возымели дерзость вместо креста Христова признать своим знаменем языческую свастику. Не забудем слов: «Сим победиши». Не свастика, а крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское жительство. В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, собирающаяся владеть миром будущего, намеревается забыть Христа и итти своим новым путем. За эти безумные намерения и соответствующие дела да поразит праведный Судия Гитлера и всех соумышленников его и да откроет глаза тем», кто все еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова».

Почему немцы двинули на нас свою, технику, испестрив ее изображениями креста, а на пряжках военного обмундирования оттиснули изречение Слова Божия: «С нами Бог»?!

Ответить на этот вопрос нам поможет один из идеологических родоначальников современных фашистских деятелей — немецкий писатель философ Ницше, умерший свыше 40 лет назад, но предвосхитивший многие идеи фашизма.
В своих сочинениях Ницше дерзко поносил нравственное учение Иисуса Христа и противопоставлял ему в качестве высшей морали немецкий идеал «бронированного кулака», или право силы. Величайшие христианские добродетели — сострадание, любовь, кротость, милосердие — он называл плебейскими добродетелями, так как они набрасывают узду на страсти в человеке и мешают развитию его в новую высшую породу «сверхчеловека».

С этой стороны Ницше был враг христианства и боролся с ним, но с другой стороны он желал и временного сохранения христианства, так как, по его утверждению, легче управлять «христианским стадом, нежели нехристианским».
Этими же соображениями руководятся и совремейные фашистские деятели, надевшие на себя маску покровителей религии и пользующиеся текстом Священного Писания для своих лозунгов.
Для правильной расценки этого метода надо знать и помнить, что библейские выражения не во всяких устах и не всегда имеют свой подлинный смысл. Библейскими цитатами сатана искушал Христа в пустыне. Некоторые же пользуются изречениями Библии, для того чтобы произвести эффект или просто ради остроумия.

В отношении же русского народа весь этот религиозный наряд, в который обрядились хитроумные потомки немецких псов-рыцарей, объясняется их коварной целью: расположить к себе русский народ, а затем закрепить его порабощение и дать ему взамен православия свою новую национально-германскую государственную языческую церковь.
Еще в 1935 году в советской прессе писались статьи о появившемся в Германии новом язычестве. В этих статьях отмечалось, что новые язычники — это фашисты. Они развивают идеи Ницше и проклинают гуманистическое христианство, как плебейское.

Страждущий образ Христа — в терновом венце с каплями-рубинами жертвенной крови на его челе — не трогает и не волнует их.
Вместо храмов в честь Христа им хочется воздвигать алтари более близким им по духу древним мифическим национальным героям Зигфриду и Вотану. Они заявляют, что не хотят больше верить во Христа, что хотят быть «христами» сами. Это уже самообожествление нацистов, нечто вроде древних римских цезарей. Отсюда идет прямая дорога к тому, чтобы венчать Гитлера в заместителя Христу, чтобы объявить его «сверхчеловеком» Ницше.

Мы знаем, что философское творчество Ницше прервалось его психическим расстройством: он сошел с ума и по иронии судьбы успокаивался только тогда, когда слышал звон церковных колоколов и когда мать обещала взять его с собою в церковь.

Мы видим, что постепенная все усиливающаяся деградация современных деятелей немецкой национал-фашистской партии в моральном отношении привела их, как и Ницше, к тому языческому безумию, которое великий апостол христианства Св. Павел характеризует такими словами: «Язычники осуетились в уме своем и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели... Заменили истину Божию ложью и стали поклоняться и служить твари вместо Творца» (Рим. I, 21 — 25).

Вместо Христа — фюрер; вместо креста — языческая свастика; вместо вечной книги жизни Библии — фашистская книжонка «Моя борьба»; вместо воскресенья — вечер субботы; вместо священников, пасторов, капелланов, чтецов — одни лишь только лектора; вместо крещения, причащения, покаяния, венчания — произнесение фашистской клятвы с прикосновением правой руки к мечу и т. п.
С такими новыми обрядами фашисты и вознамерились создать в Германии новую национальную церковь, которая должна, по их замыслам, служить одной только доктрине: «Народ и раса» и не допускать на подвластной ей территории никаких других форм церковных объединений, в особенности же таких, в которых согласно завету Христа и Его апостолов проводится дух христианской интернациональности, то есть где нет разницы в духовных правах ни для Еллина, ни для Иудея, ни для других национальностей (Колос. 3, 11).
Попытка национал-фашистской партии Германии создать другую религию вместо христианской не представляет чего-либо нового и оригинального.
Такая попытка была сделана римским императором Юлианом Отступником в 361 — 63 гг. нашей эры. Но мы знаем, что эта попытка его кончилась полным крахом, засвидетельствованным в его предсмертном восклицании: «Ты победил меня, Галилеянин!»

Также тщетны будут и усилия фашистов создать вместо Церкви Христовой другую государственную языческую национальную церковь.

Жизнь во Христе, по великому плану Промысла Божия, не должна быть уделом отдельных избранных наций, а должна сделаться достоянием всех народов, обновить жизнь всего человечества. Для Христа Спасителя, по слову Апостола, нет различия между национальностями в религиозных правах. Как бы ни были разны по национальности, времени жизни и способностям члены христианского общества все они соединяются друг с другом единством веры и единством цели жизни, составляют единую семью небесного Отца — Бога, единое стадо Пастыреначальника — Иисуса, единое тело Главы — Христа. Это общество верующих, поставивших целью своей жизни осуществление на земле евангельских
заветов Христа Спасителя, и называется Церковью. Всякое же другое общество, следующее только одной доктрине — «Народ и раса», не имеет права на название его Церковью.

Каждое государство устанавливает в религиозном обществе только внешний правовой порядок, а внутреннее, религиозное нравственное содержание этого порядка должно получаться не от государства, а свыше — от Божественного откровения, от Христа и Духа Святого. Германский же фашизм хочет насильно, путем террора, навязать миру языческие богопочитание, веру, нравоучение, обряды и нацистскую идеологию.

Отсюда у него неизбежно столкновение со всеми истинно верующими во Христа.
Нацисты встретили противодействие своим планам по созданию государственной национальной церкви прежде всего со стороны протестантства, и притом такое ожесточенное, что вынуждены были пойти с ним на компромисс и заключить пакт, по которому евангелическая церковь получила право на распространение своей веры, но все же под условием признания национал-социалистского мировоззрения «на основе расы, крови и земли».

Еще более ожесточенное противодействие нацизм на этом пути встретил со стороны католицизма с его стремлением вовлечь весь мир, все народы, все нации во «святую империю Христа» во главе с его земным наместником Римским Папой.
Это противодействие повлекло за собой многочисленные аресты ксендзов, судебные процессы против «правонарушителей в духовной рясе», побоища между католическими школьниками и гитлеровскою молодежью, пастырские послания против «старо-германского варварства», которые читались со всех церковных кафедр и т. п.

Если фашизм бессилен утвердить свою новую государственную национальную церковь даже среди своего народа, среди своей расы, то тем более он не сможет сделать этого над временно порабощенными им славянскими народами, из которых каждый историческую дату своего обращения в христианство считал самой благодетельной для него, а в горькие дни немецкого владычества над собой в своих затаенных мечтах созерцал величавую картину торжества Православия в освобожденном от немецкого ига и возрожденном славянстве.

Мы верим, что не языческая свастика, а крест Христов до скончания века будет возглавлять нашу христианскую культуру, наше христианское жительство.
Мы знаем, что по дипломатическо-политическим соображениям немцы в начале войны как бы обрядились в одежду «крестоносных рыцарей», ревнующих о торжестве Божьей правды в мире. Сатана принял вид ангела светлаго (2 Коринф. 11, 14). Но они быстро сбросили с себя эту ангельскую маску и показали свою подлинную дьявольскую физиономию.

Можно сказать, что самому миру не вместить книг, в которых можно было бы написать про немецкие зверства.

И характерно то, что эти зверства носят характер не мгновенного ожесточения, свойственного сражающимся воинам всех наций и всех стран... Нет, немецкие зверства носят характер преднамеренно обдуманных, систематических, совершаемых по плану, по расписанию в назначенный момент.

Вероломно начатая и вероломно ведущаяся гитлеровцами война против половины человечества сопровождается самым ужасным надругательством над всеми святынями человечества.

Везде, где только ни побывали немцы, после них остаются трупы повешенных, сожженных, задушенных, расстрелянных мирных людей, ограбленные и сожженные села и города, обокраденные, оскверненные алтари, разрушенные, взорванные, обесчещенные храмы; священники, поседевшие от пережитых ужасов, и их паства, лишенные крова, пищи, одежды. Следуя изуверским предписаниям фашистской гитлеровской партии и законам «церкви», порожденной этой партией безумцев и маньяков, фашистские «крестоносцы» еще раз подтвердили установившееся за ними название худших из всех варваров, которых видел мир.

По смыслу восьмого правила Св. Григория Неокесарийского общение с такими варварами, соучастие в их действиях есть такая большая измена христианству, за которую изменники даже в случае покаяния не должны приниматься в разряд кающихся впредь до особого о них суждения на Соборе.

После всего вышеизложенного христианскому сознанию должно быть ясно, почему Собор Преосвященных Архиереев так строго осудил изменников вере и отечеству и назвал этих изменников противниками креста Господня.

 http://archive.e-vestnik.ru/page/index/19430327.html

[Об авторе вкратце.

Смирнов Александр Павлович, протоиерей.
      Родился 16 августа 1888 в селе Криуши Корсунского уезда Симбирской губернии. Отец - священник этого села Павел Иванович Смирнов. Мать - Агриппина Александровна - была из духовного сословия...
      21 ноября 1913 рукоположен во диакона в Троицком соборе Московского Свято-Даниловского мужского монастыря...
      23 ноября 1913 рукоположен во иерея в церкви 3-го Московского кадетского корпуса тем же архиереев, что и рукополагал во диакона. Был рукоположен во иерея в день своего святого - благоверного князя Александра Невского, в престольный праздник в храме 3-го Московского кадетского корпуса...

      Арестован советской безбожной властью в Симбирске 20 марта 1921. В воскресение первой недели Великого Поста у отца Александра утром была последняя литургия с проповедью об иконопочитании, а вечером того же дня - многолюдная двухчасовая беседа на тему «Покайтесь и верьте в Евангелие» с общенародным пением. На другой день - в полночь, после двухчасового обыска с отобранием у отца Александра всех его рукописей и бумаг, он был арестован ЧК. В 1921 осужден: обвинение «контрреволюционная агитация против Советской власти, проповеди к/р содержания», приговор - 5 лет концетрационных лагерей. Проповедь отца Александра о весеннем пробуждении природы и соответственном пробуждении души и укреплении ее цветами добра и любви была истолкована обвинителями как намек на пробуждение контрреволюционного настроения в стране, проповедь о пришествии Христа Спасителя - как намек на пришествие политического «спасителя» из Кронштадта и т.д. В мае 1921 дело было пересмотрено, приговор был оставлен в силе. С 1921 - в заключении в советском концлагере. Концлагерь находился недалеко от монастырской церкви. Отцу Александру удавалось иногда краешком уха слышать часть церковной службы из раскрытых дверей этого храма. В великие дни Страстной Седмицы отец Александр был на тяжелых принудительных работах, куда коммунисты загнали его и других верующих пытками и угрозами: рыл канавы, поднимал тяжелые камни для памятника Карлу Марксу, чистил паровозы, облепленные грязным мазутом и т.д.
      До 1927 - иерей церкви Святого Климента Папы Римского в Москве. В 1928 отец Александр был переведен в храм Святителя Николая в Кузнецкой Слободе.
      С 1928 по 1935 - протоиерей, настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве. .. Везде в Замоскворечье храмы были закрыты, и отец Александр принимал в храм безработных священников из соседних церквей. Штат был - 8 священников и 2 диакона. Отец Александр не раз с большим мужеством и опасностью для жизни защищал храм от грабителей, которых было немало. Ходил по улицам и ездил в трамвае в духовной одежде: ряса, скуфейка. Совершал требы по всему Замоскворецкому району. Приходил домой весь грязный, в плевках, песке, иногда мальчишки в него кидали камни и лицо было в кровоподтеках. Александр проводил большую катехизаторскую деятельность: пастырские ... В годы, когда был запрещен церковный звон и сняты колокола, отец Александр устроил колокольный звон внутри храма. У отца Александра Смирнова не было своего дома и до конца жизни он проживал в маленькой комнатушке на втором этаже колокольни Николо-Кузнецкого храма в весьма стеснённых условиях.
      В 1935 протоиерей Александр Смирнов вновь арестован. Из воспоминаний его дочери: «Народ ходил в храм, но с опаской: очень следили власти. Когда в храм ходили молодые люди и дети, у них спрашивали паспорта, а потом увольняли с работы. Но отец мой ничего не боялся, всегда говорил: "Если не я, то кто же может постоять за мой приход, я поставлен Богом служить моим прихожанам". И вот пришли закрывать наш храм, говоря, что есть приказ от Советской власти снести храм и сделать на этом месте шахту метро (это было в 1935 году). Папа ответил: "Ключи от храма я вам не дам, а мы с прихожанами будем отстаивать наш храм в Кремле". Была послана не одна петиция с сотнями подписей прихожан к Сталину, но ответа не было». Вскоре отец Александр был арестован. В 1935 - заключенный Бутырской тюрьмы. В тюрьме его страшно пытали и заставляли выступить по радио с речью, якобы он неверующий и религия - «опиум для народа». Отец Александр отказался, сказав: «Я из семьи священника, сам священник и людям говорю в проповедях о вере, о любви Господа к народу. Вы со мной что хотите делайте, если мне суждено умереть, значит, моя судьба такая, а выступать по радио я не буду». Через две недели он был освобожден.
      С 1935 по 1941 вновь продолжил настоятельское служение в Николо-Кузнецком храме. По освобождении из Бутырок отец Александр поехал в Кремль с «двадцаткой» храма за ответом на петицию, и ему вручили документ, подписанный И.В. Сталиным, что разрешают оставить храм. Отец Александр отслужил по этому случаю благодарственный молебен.
      С 1941 по 1943 находился в эвакуации в Симбирске, вместе с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. По дороге митрополит Сергий тяжело заболел, и отец Александр причащал болящего своей походной дароносицей.
      С 1941 по 1943 священник Казанского Патриаршего собора Симбирска. Митрополит Сергий возложил на отца Александра ряд послушаний, в том числе, путешествия в соседние с Симбирском села для открытия там ранее закрытых церквей, организации «двадцаток» и исполнения там священнических обязанностей впредь до усмотрения митрополита Сергия, пока туда не будет послан постоянный священник (в т.ч., например, в село Полдомасово)...
      С 1943 и до конца жизнь вновь настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве. Также, с 1943 по август 1949 - ответственный секретарь редакции «Журнала Московской Патриархии».
      С 15 августа 1949 по 19 сентября 1950 - ректор Московской Духовной Семинарии (там же преподователь Священного Писания и Нового Завета) и и.д. ректора Московской Духовной Академии...

 Скончался 19 сентября 1950...
      Погребён на Даниловском кладбище в городе Москва. http://church.necropol.org/smirnov-rektor.html]


Рецензии
Очень интересная статья и необычная аргументация, Тимур!
Большое СПАСИБО!!!
С уважением,

Сергей Дроздов   22.01.2021 17:38     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик,Сергей!

Тимур Сергий Давлетшин   22.01.2021 18:38   Заявить о нарушении